У нас накоплен богатый опыт участия в различных конкурсах. Например, «Учитель будущего» очень понравился нам своей идеей. Это было ново и необычно, потому что раньше вся школа работала на одного конкурсанта или один был сам по себе, а теперь школу представляла группа педагогов, каждый из которых поддерживал другого. В итоге мы стали одними из 13 команд-финалисток по всему Дальневосточному федеральному округу. Жаль, но пандемия внесла свои коррективы, и суперфинал был перенесен на начало 2021 года.
Почему я начала с этого? Дело в том, что, хотя проект «Точка роста» и находится совсем в другой плоскости, все-таки не каждой школе посчастливилось заполучить себе такой суперсовременный центр. И это тоже заслуга всего нашего коллектива, поскольку учителя школы всегда откликаются на инновации. У нас отличные кадры, есть инфраструктура, на которой «Точку роста» можно создавать не с нуля, а уже на довольно высоком качественном уровне.
В 2008 году мы были победителями ПНП «Образование», получили грант в размере миллиона рублей, который потратили на обновление научно-технической базы учреждения. Уже тогда мы обучили на курсах повышения квалификации всех педагогов, дав им необходимые цифровые компетенции, на общем собрании выбрали курс на цифровизацию образовательного процесса.
Мы первыми в районе открыли на базе нашей библиотеки центр информатизации, и теперь это подразделение носит название школьного информационно-библиотечного центра. Тогда же наши сотрудники вместе с детьми стали выпускать школьную газету, открыли радиоузел, запустили трансляцию школьного телевидения и даже стали краевой экспериментальной площадкой по внедрению одноименного проекта. И уже в рамках функционирующей «Точки роста» у нас прошел краевой конкурс школьных телецентров, где мы заняли первое место. Словом, муниципалитет уже давно знает нашу школу только с самой лучшей стороны, поэтому никаких проблем с софинансированием в рамках проекта «Точка роста» не было.
Что изменилось в школе после открытия здесь этого центра? Пожалуй, самые важные изменения произошли в плане отношения к образовательному процессу как у детей, так и у учителей. Раньше школьники были настроены на то, что образование им должны дать, а они его должны получить.
Теперь же, когда мы кардинально пересмотрели свой взгляд на образование, ученики воспринимают учителей не как источник информации, а как своих друзей и наставников, тьюторов, помогающих им овладевать знаниями. Ребята сами строят свою индивидуальную образовательную траекторию, используя в том числе и весь потенциал «Точки роста». У детей появилось гораздо больше возможностей попробовать себя в самых разных науках и специальностях, найти свою нишу и сферу приложения усилий.
Но мы не забываем о том, что живем в сельской местности. К счастью, нам удалось сохранить многие достижения наших предшественников. В частности, наши школьники получают навыки работы с сельскохозяйственной техникой, и на выходе мы им выдаем свидетельства трактористов-машинистов. Также у нас есть предмет «Автодело», где ребята – мальчики и девочки – имеют возможность по окончании обучения сдать экзамен на категорию и получить права.
При чем тут «Точка роста», спросите вы. А при том, что те же правила дорожного движения изучать на новейшей технике можно с гораздо большим эффектом. В этом, несомненно, ребятам помогают шлемы виртуальной реальности. И ученики могут тренироваться в школе, никуда не выезжая, чтобы потом сдать экзамены в ГИБДД с заметно лучшим результатом.
Те же квадрокоптеры дети учатся программировать таким образом, чтобы эти устройства избавляли сельчан от необходимости объезжать или обходить большие пространства полей и лугов и наблюдать за тем, что происходит на отдельных участках. Теперь все это можно увидеть, не выходя из помещения, а картинку из любой точки местности и с любой высоты коптер передает прямо на экран.
Благодаря новому оборудованию в кабинете ОБЖ ребята могут отрабатывать навыки оказания первой медицинской помощи, учатся делать непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Хочу сказать, что у нас работает лучший преподаватель ОБЖ в районе, он очень грамотно использует на своих занятиях различные манекены и имитаторы, поступившие в комплекте оборудования для центра. Детям, которые у него обучаются, очень повезло, и я уверена, что в трудной ситуации они обязательно продемонстрируют все те полезные навыки, которым этот педагог их обучил.
Но и на других предметах новое оборудование тоже оказалось очень кстати. В частности, 3D-принтеры незаменимы в случаях, когда надо изготовить из пластика какую-нибудь деталь или муляж.
Я знаю, у некоторых скептиков существуют довольно своеобразные представления о быте сельчан, и для них IT-продвинутый гражданин – это человек, который, вместо того чтобы косить, копать или пахать, «уткнулся в Интернет». На самом деле они забывают о том, что в XXI веке все эти процессы выглядят совсем иначе, чем 100, 50, 30 и даже 10 лет назад. То есть для того, чтобы пользоваться современным сельскохозяйственным оборудованием, надо обязательно знать хотя бы основы ИКТ, а лучше владеть ими достаточно уверенно, ибо новая техника компьютеризирована, напичкана электроникой, различными датчиками. Более того, мы уже давно поняли, что теперь любую информацию, в том числе из области сельского хозяйства, можно найти на соответствующих сайтах, главное – знать, где искать, и уметь это делать.
А для всего этого нужна, сами понимаете, соответствующая материальная база. И хорошо, что теперь у нас она есть благодаря нашей «Точке роста».
Светлана ПОЛЯКОВА, директор школы №18 с. Харагун, Хилокский район, Забайкальский край
Комментарии