search
main
0

Переработано и дополнено

Модернизация школьного образования, введение новых стандартов и переход на профильное обучение требует обновления существующих и создания новых учебников. «Дрофа» начала готовиться к этому заранее, поэтому уже сейчас может представить целый ряд отдельных пособий и целых УМК, написанных с учетом этих требований.

Химия

Учебники О.С.Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» претерпели довольно значительные изменения. Так, из материала 8-го класса исключена глава «Скорость химических реакций. Химическое равновесие». Понятие о скорости химической реакции и катализаторах рассматривается при изложении материала о типах химических реакций.

Для расширения и углубления знаний учащихся в четвертой главе параграф «Химические уравнения» дополнен материалом о способах подбора коэффициентов в уравнениях реакций. Кроме того, введены новые параграфы: «Реакции разложения», «Реакции соединения», «Реакции замещения», «Реакции обмена» и «Типы химических реакций на примере свойств воды».

Практические работы «Получение водорода и определение его свойств» и «Получение и свойства кислорода» химического практикума «Простейшие операции с веществом» перенесены в учебник 9-го класса. В свою очередь из него исключен материал о химическом равновесии и промышленном производстве серной кислоты.

С учетом пожеланий учителей, работающих по данному учебнику, третья глава переработана и дополнена параграфом «Водород». Из пятой главы «Органические соединения» исключены параграфы об ацетилене, бензоле, альдегидах; переработан материал об углеводородах (метане, этане и этилене) и кислородсодержащих соединениях (спиртах, карбоновых кислотах).

Для формирования экспериментальных навыков учащихся практические работы переработаны и сгруппированы в два практикума «Свойства металлов и их соединений» и «Свойства неметаллов и их соединений».

В обоих учебниках значительно расширен иллюстративный ряд: появилось много новых рисунков и фотографий, которые помогут при изучении сложного материала.

Русский язык

Учебник профессора В.В.Бабайцевой «Русский язык. 10-11 классы» обеспечивает профильное (филологическое) обучение на старшей ступени общего образования.

В книге эффективно реализуются следующие задачи, сформулированные автором в программе:

– обобщение и систематизация изученного;

– расширение теоретических сведений на основе обобщения ранее изученного;

– совершенствование устной и письменной речи учащихся.

За этими скупыми деловыми формулировками скрывается богатое содержание, в котором простота изложения сочетается с глубиной освещения различных сторон русского языка.

Теоретическая и практическая части учебника органически связаны между собой. При этом практическая часть книги поражает разнообразием типов упражнений: особо отметим, что обновляются традиционные задания, оправдавшие себя в практике преподавания, одновременно предлагаются и новые, совершенствующие устную и письменную речь школьников. Много внимания уделяется работе с текстом. Особо хочется отметить, что во всех разделах даны великолепные образцы русского языка в текстах, взятых из лучших произведений русской литературы ХIX-XX вв.

Школа получает учебник нового типа. Он не только сообщает ценную информацию, но и учит размышлять, сопоставлять речевые факты, анализировать их, принимать участие в дискуссиях на различные темы, критически оценивать речь, которая звучит в общественных местах, на улице, в телевизионных передачах.

Физика

В отличие от Обязательного минимума содержания основного общего образования Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по физике содержит следующие дополнительные вопросы:

– центр тяжести тела;

– геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира;

– условия равновесия тел;

– носители электрических зарядов в металлах, полупроводниках, электролитах;

– полупроводниковые приборы;

– переменный ток;

– трансформатор;

– колебательный контур;

– принципы радиосвязи и телевидения;

– оптические спектры;

– поглощение и испускание света атомами.

Именно поэтому в учебнике «Физика. 7 класс» (автор А.В.Перышкин) введены два параграфа в раздел «Материал для чтения» – «Центр тяжести тела» и «Условия равновесия тел». Книга выйдет в 2006 году.

В учебник «Физика. 8 класс» того же автора добавлен закон сохранения заряда, дано определение полупроводников. В раздел «Материал для чтения» включен параграф «Полупроводниковые приборы». Учителя получат его также в 2006 году.

В связи с переходом к профильному обучению наибольшей переработке подверглись учебники для 10-11-х классов.

Так, «Физика. 10 класс» для базового уровня (автор В.А.Касьянов) существенно сокращен. В процессе переработки был усовершенствован методический аппарат учебника, упрощены и уточнены определения ряда понятий, в соответствии с современными физическими воззрениями переработан параграф «Взаимосвязь массы и энергии», добавлен эффект Допплера.

А в учебник для профильного уровня «Физика. 10 класс» помимо этого добавлены глава «Статика» и рассматривается соединение конденсаторов.

Программы среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (автор Касьянов В.А.) опубликованы в «Сборнике нормативных документов. Физика».

Литература

Гуманитарные предметы в плане соответствия новым стандартам стараются не отставать от остальных. В частности, началась переработка УМК «В мире литературы» (под редакцией А.Г.Кутузова). Уже вышла в свет полностью соответствующая стандарту программа литературного образования и закончена работа над учебником 5-го класса и методическим пособием к нему.

Несколько обновился круг изучаемых текстов: в учебник включена одна из русских сказок о животных («Мужик, медведь и лиса»), вернулась и традиционно любимая детьми тургеневская повесть «Муму», появилась повесть В.Короленко «В дурном обществе», новые поэтические тексты А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Авторы незначительно переработали отдельные разделы: появились новые разделы, расширен методический аппарат учебника – теперь и ученик, и учитель более свободны в выборе интересных вопросов и заданий.

Существенно поработали над книгой и художники: в учебнике появилась цветная вклейка с иллюстрациями, забавные рисунки, позволяющие ребятам «увидеть» ведущих: профессора Ивана Калиныча и книжонка Прошку.

К учебнику создано новое методическое пособие, которое помогает учителю освоить концепцию УМК, предлагает авторское планирование уроков и конкретные поурочные разработки.

Алгебра

В учебник «Алгебра. 7 класс» (авторы Г.К.Муравин, К.С.Муравин, О.В.Муравина) введена глава «Вероятность» и переработан теоретический материал, чтобы общее количество часов на изучение материала осталось неизменным. Проведя большое число встреч с учителями, работающими по данному УМК, авторы переработали текст разделов с учетом пожеланий учителей и расширили систему упражнений.

Отличительной особенностью учебника является наличие домашних контрольных работ и главы «Повторение», позволяющей закрепить изучаемый материал. Как и в учебниках для старших классов, в них даны не только ответы, но и советы и решения наиболее трудных упражнений, что облегчает работу учителя.

В комплекте с учебником выпущены методические рекомендации, включающие в себя тематическое планирование, разработки уроков, самостоятельные и контрольные работы, математические диктанты, вопросы и задачи к зачетам. Авторами впервые введены самостоятельные работы в виде тестов, чтобы подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ.

«Алгебра. 8 класс» (авторы Г.К.Муравин, К.С.Муравин, О.В.Муравина) является продолжением переработанного учебника для 7-го класса и составляет с ним единый комплект, поскольку в связи с введением нового материала произошло перераспределение материала между классами. Например, формулы сокращенного умножения рассматриваются в восьмом классе, а не в седьмом. Зато тема «Вероятность» изучается в обоих классах.

Как и в учебнике для 7-го класса, добавлен раздел «Советы и решения» и справочные материалы, расширена система упражнений. Учебник имеет хорошую систему обозначений, что поможет учителю организовать работу учеников с учетом их индивидуальных особенностей. Теоретический материал разделен на обязательный и дополнительный, приведены сведения из истории математики.

Методические рекомендации для учителей под переработанный учебник (авторы Г.К.Муравин, О.В.Муравина) готовятся к выходу.

Биология

Все учебники линии Н.И. Сонина для основной школы (5-11-е классы) прошли экспертизу на соответствие федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и получили подтверждение грифа «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».

Подходы, реализованные в этих учебниках, а также новые авторские программы получили гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и будут опубликованы в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы», который выйдет в свет в начале лета.

Также летом выходит новый учебник «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы – В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова). Книга имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ» и включена в Федеральный перечень. Она создана авторским коллективом на основе авторской программы в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и базисным учебным планом.

Весь материал учебника разделен на пять глав. Первая глава – вводная. Она посвящена изучению и повторению сущности и свойств живого, уровней организации и методов познания живой природы. Следующие четыре главы соответствуют четырем ступеням на лестнице уровней организации живой материи: клетка, организм, вид и экосистема.

Учебник рассчитан на 1 час занятий в неделю в течение двух лет (10 и 11-е классы) или на 2 часа в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года (в 10 или 11-м классе).

В настоящее время в редакции ведется работа по созданию учебника «Общая биология. 10 класс. Профильный уровень» (авторы – В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, Н.И.Сонин), выйдет в свет летом 2006 г. Готовятся к изданию «Методические рекомендации», «Рабочая тетрадь» и «Тетрадь для лабораторных работ».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте