Ученики трех краснодарских школ недавно осуществили совместный сетевой проект под названием “Шнурки в стакане”, что в переводе с тинейджерского сленга означает “родители дома”. Идея оказалась настолько удачной, что сетевой диалог моментально вышел за рамки России. Его результатом стал выпуск словарика подростковых словечек и выражений, причем в русско-английском и англо-русском вариантах. Ребята говорят, что при переводе сложнее всего было подбирать точные аналоги к каждому из сленговых выражений, зато теперь они знают практически все об образе жизни и особенностях чувства юмора своих американских сверстников. Школы – инициаторы этого и десятков других сетевых проектов в Интернете работают уже не первый год.
На сайте школы ╧23 “Путешествие в мир туризма” можно посмотреть фотографии, сделанные юными туристами в самых разных регионах России, почитать справочные материалы о заповедниках и уникальных природных памятниках. В этой же школе на уроке литературы задумали создать электронную энциклопедию памятников русским поэтам и писателям “В бронзе и камне”. К участию в проекте присоединились ученики из разных уголков России. А учителя истории и географии школы предложили своим ученикам создать ни больше ни меньше – государственную модель новой России. В Интернете разгорелась настоящая дискуссия, и появился серьезный проект “Россия в XXI веке”.
Застолбская средняя школа Рамешковского района Тверской области получила доступ в Интернет. Связь будет осуществляться через телевизионные коммуникационные системы. Традиционный телефонный вид связи пользователя с “мировой паутиной” деревне практически недоступен. Ветхие телефонные провода способны передавать информацию во много раз медленней, чем того требует работа с Интернетом. По телевизионной связи в течение 1-5 минут пользователь сможет получить объем информации, равный объему романа Толстого “Война и мир”.
Как сообщил на презентации проекта проректор ТвГУ Федор Гиренко, организаторы не собираются останавливаться на достигнутом. Через полгода планируется установить связь через Интернет еще в 30-40 школах области. Повсеместная же “интернетизация” упирается в деньги: ТвГУ, который подарил застолбской школе компьютер и передающее оборудование, не может стать безвозмездным спонсором оставшейся 1071 школы области.
Сергей КОСЫГИН
“Оптимисты” в Останкинском пруду
В Москве прямо у знаменитой на весь мир Останкинской телебашни на днях состоялась первая Международная детская регата, посвященная 20-й годовщине Игр XXII Олимпиады 1980 года. Ее организаторами выступили федерации парусного спорта России и г.Москвы.
В гонках принимали участие “морские волки” не старше 15 лет.
Почетный гость, первый российский олимпийский чемпион Тимир Пинегин, приветствуя мальчишек и девчонок, признался, что именно в этом возрасте в 1941 году впервые стал победителем регаты.
В первый день стоял настоящий штиль. Ребята перекладывали парус и мотали туда-сюда рулем, чтобы яхта как-то двигалась.
За ходом состязаний следили строгие судьи во главе с В.Жилко.
Победителями стали клуб “Спартак” из Москвы, клуб ЦСК ВМФ – второе место, подмосковный клуб “Домодедово” – третье.
Александр ЗИНОВЬЕВ
Фото автора
Ярославская майолика в Москве
Майолика – это изделия из гончарной глины, покрытые цветной глазурью. Но это не простые горшочки и вазочки. Что ни шкатулка, то гусар или барышня. Вазы и тарелки расписаны по мотивам произведений Руссо, Шагала, Кандинского. В расписной чашке сидит лягушка, а на подсвечнике – крестьянская семья.
Майолика появилась еще в XVI веке на острове Майорка, а в России получила известность в XVIII веке. В 1992 году на базе Ярославского художественного фонда возник творческий коллектив ООО “Майолика”, объездивший множество престижных коммерческих выставок в России и за рубежом. А вот художественная выставка проходит только второй раз. Впервые она состоялась в родном Ярославле. Творческий коллектив в начале своего пути состоял всего лишь из 5 человек, а сейчас это уже 85 мастеров. На очередном этапе возникла необходимость создания художественной школы, в которой воспитываются будущие работники “Майолики”. Работы некоторых были представлены и на выставке. Елочные игрушки, веселые коты и козы, пухлые банщицы и суровые бояре, кудрявые ангелы и “фирменные” яблоки – все это живое народное искусство. А сейчас художники создают работы совершенно нового направления – вазы и тарелки с росписью в стиле живописного авангарда начала XX века.
Любовь УШКОВА
Кузнечики для Сталина из китайского пединститута
Небольшие залы Центрального музея современной истории России, где открылась выставка “Даты, события, люди (страницы истории в подарках)”, не могут вместить всего, что получили в дар лидеры бывшего Союза. Поэтому для экспозиции отобрано самое ценное – 314 подарков из более чем 30 стран. Все они как предметы декоративно-прикладного искусства уникальны.
Особое место на выставке занимают подарки Сталину по случаю его 70-летия. Среди них можно выделить коллекцию курительных трубок. Самая оригинальная – подарок американских шахматистов. Ее украшают резные фигурки Рузвельта и Сталина, сидящих за шахматной доской.
На выставке представлена коллекция оружия – подарки Сталину и Брежневу. Это сабли, мечи и охотничьи ружья. В 1976 году Брежнев получил в дар от рода Такугава, который правил в Японии с 1604 по 1868 год, настоящий самурайский меч. Кинжал для харакири ему, наверное, не преподнесли – вдруг усмотрит в этом намек…
Одна из самых милых вещей на выставке – маленькая скульптурная композиция “Кузнечик на капусте” – подарок Сталину от преподавателей и учеников начальной школы при Пекинском педагогическом институте. Продолговатый капустный кочан и насекомые на нем выполнены из кости.
В экспозицию также входит несколько национальных мужских костюмов – бурятский, албанский, японское кимоно. К числу самых оригинальных подарков можно отнести шарообразный телефонный аппарат, символизирующий Землю. Его трубка сделана в виде молота, а один из рычажков – большой серп с рукояткой. Телефон подарили Сталину рабочие автомастерских из Лодзи. Нельзя не обратить внимания на огромный кувшин-кумган с изображением премьер-министра Индии Раджива Ганди и Горбачева. Этот подарок лидеру СССР сделал один из индийских бизнесменов в память о фестивале советско-индийской дружбы в 1986 году. Музей не располагает подарками Ельцину и Путину, но надеется их получить.
Виктор БОЧЕНКОВ
Человеческий эмбрион будет клонирован
Убоявшись общественного порицания, правительство Британии наложило было табу на всякого рода попытки применения клонирования к человеку. Однако правы те, кто утверждает, что прогресс неотвратим в своем наступлении и что никакие палки, вставленные в его колеса, не направят вспять ту силу, что толкает человечество вперед. Выгоды, которые сулит клонирование человеческого эмбриона самому же человеку, столь многообещающи и заманчивы, что политика сдерживания куда скорее может быть сочтена преступлением. Британский министр по делам науки лорд Сэйнсбери, комментируя предстоящее решение правительства, сказал: “Та огромная польза, которую может принести эта методика, перевешивает все прочие имеющие место быть соображения”.
И хотя поначалу польза эта будет не слишком чтобы уж ощутима, ибо на первом этапе разрешено будет клонировать эмбрион исключительно в качестве материала для научных экспериментов, в дальнейшем, как надеются исследователи, отработанную на экспериментах технику можно будет поставить на практические рельсы. А именно: для выращивания новой кожи с целью лечения обожженных; для выращивания тканей мозга, чтобы заменять ими поврежденные участки; для выращивания новых почек, печени, сердца для трансплантации. Наконец, для выращивания в лабораторных условиях новых конечностей для тех пациентов, у кого они были ампутированы.
Впрочем, клонирование эмбриона даст возможность создать не просто фабрику по производству запчастей человеческого тела, но и нечто вроде индивидуального банка-хранилища, где каждый человек будет держать наготове ткани собственного тела. Это в свою очередь позволит бороться с целым рядом заболеваний, начиная от легочных и заканчивая диабетом.
Официальное “добро” от правительства на начало экспериментов должно быть получено к середине августа. Однако по-прежнему останутся под запретом использование клеток, взятых у абортированных зародышей, и клонирование человека в целом.
Невзирая на эти оговорки и ограничения, католические церковники и активисты всяческого рода движений в защиту жизни пребывают в праведном гневе. Так, пэр Англии лорд Алтон обозвал намерение ученых клонировать человеческий эмбрион – “технологическим каннибализмом”.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Материнский отпуск миссис Блэр кончился
Так что Чери Блэр, известная в профессиональных адвокатских кругах как Чери Бут, вероятно, правильно сделала, вернувшись в зал судебных заседаний, как только маленькому Лео минуло девять недель. Слегка пополневшая Чери отправилась на заседание Палаты лордов, где ей предстояло отстаивать права пенсионеров. Прямо скажем, следов отпуска на всегда милом в своей безыскусности лице Чери особенно не наблюдалось. Скорее жена премьера выглядела более уставшей и бледной, нежели до появления на свет Лео. Ничего удивительного в этом, впрочем, нет: помимо новорожденного, у Чери еще трое мал мала меньше, а беспримерный в своих отцовских подвигах супруг как-никак глава правительства и потому, побыв первые пару недель с женой (чему и без того наблюдатели несказанно дивились!), Тони Блэр выскочил пулей на боевой пост, и Чери осталась со всем хозяйством одна. Разумеется, в премьерском быту помощники имеют место быть, однако материнские обязанности от этого с плеч не спадают. Тем паче, что бессонных ночей добавил не один лишь крикливый младенец, но и старший сынок, 16-летний Юап, напившийся после сдачи выпускных экзаменов в школе… Короче, Чери Блэр было явно в эти недели не до сна и, описывая свой послеродовой отпуск, она честно призналась, что была “на грани”. Это признание адвокат Чери Бут сделала в ходе выступления на заседании Ассоциации американских адвокатов, проходившей недавно в Лондоне. И сделала она его не просто в частном порядке, а в контексте резкой критики устоявшихся правил чрезмерно долго “засиживаться” на работе, что считается хорошим тоном у профессионалов.
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Довгань в роли Кашпировского
Цель проекта, запущенного в мае, – реклама и распространение российского товара под маркой “Довгань”. Система работы базируется на элементах сетевого маркетинга. А подготовка “сетевиков” включает обязательные психологические тренинги, обучающие работника успешно раскручивать и продавать товар.
В течение нескольких часов каждый из присутствующих, по утверждению “тренера” Довганя, сильно изменился: поверил в себя, свои силы, свой оптимизм и успех. Неважно, что мешает бизнесу: здоровье, возраст, образование, главное – уметь перешагнуть через эти “заблуждения”, поднять свое настроение и нажать в себе “кнопку успеха”. В ходе занятия люди резко переходили от одного эмоционального состояния к другому. Они плакали от безысходности и прыгали и танцевали от радости вместе с главным тренером, управлявшим процессом не хуже Кашпировского. Довгань предлагал представить самые трагические моменты жизни и почувствовать себя разбитым, а потом вернуться на вершину блаженства, покорчить соседу веселые рожи, сделать ему массаж и рассказать о том, как тот выглядит, когда не уверен в себе. Объяснив, что надо обливаться холодной водой для укрепления здоровья и поднятия настроения, он от слов приступил к делу – пробежался по залу и облил всех из детской брызгалки.
Конечно, на стороннего наблюдателя тренинг производил несколько странное впечатление. Однако если он помогает человеку обрести уверенность в себе, то почему бы и нет?
Любовь УШКОВА
“…Пусть он в связке с тобой одной, там поймешь, кто такой”
– Оправдал ли “Кодак” ваши ожидания?
Татьяна Бойчук, учитель экологии, географии и химии 15-й саратовской школы:
– “Оправдал” не то слово. Море впечатлений! Познакомились с интересными людьми. Раньше мне в голову не приходило, что можно организовать поход на катамаранах. Теперь я об этом подумаю, ведь мы живем на Волге.
Игорь Пожарский, директор школы ╧3 г. Родники Ивановской области:
– Признаться, я не ожидал, что будет такой высокий уровень организации. Я оценил хорошее снаряжение, интересно продуманные маршруты. Сейчас в школах, по крайней мере в нашей, доступен только пешеходный туризм. И, возможно, если бы не этот лагерь, ребята больше нигде не смогли бы получить такой опыт.
Ребята: Вообще фантастика! Мы ожидали совсем другого – почему-то решили, что это будет поход с рюкзаками. А когда сказали, что поедем на катамаранах, мы ушам своим не поверили.
– А тяжело было? Все эти веревочные препятствия, тренировки, а потом еще поход по реке…
Т.Б.: Я привезла с собой ребят самых обыкновенных, без специальной подготовки. Но они выдержали. Если во время похода им было трудно, они вздыхали, ныли, то потом даже жалели, что все закончилось.
Ребята: Маршрут продуман настолько хорошо, что всем было одинаково несложно – ни девчонкам, ни мальчишкам. Катамаран вещь такая, что перевернуть его достаточно сложно.
Девчонки: Мы мышцы накачали во как. Теперь такие сильные, сами удивляемся.
Для справки: чтобы перебраться по веревке через яму, нужно приложить столько усилий, сколько необходимо для 30 подтягиваний на перекладине. Не каждая девчонка на это способна.
– Отсутствие комфорта не пугало?
Т.Б.: Вначале, когда только приехали, небольшой страх перед полным отсутствием цивилизации был. Дети городские, изнеженные. Но потом они быстро привыкли. Им это даже нравилось.
Ребята: За это время мы так отвыкли от “светской” жизни, что потом, когда у кого-то обнаружился маленький приемник и мы услышали музыку, она нам показалась каким-то неестественным шумом.
Иногда по утрам, когда холодно даже в трех свитерах, мечтаешь о горячей ванне, но к обеду резко теплело, мы уже купались, и все было опять замечательно. А в конце похода нам даже устроили баню.
– А не было тех, кто пожалел о том, что поехал?
И.П.: Один такой мальчик был, часто вспоминал дом, маму, но мы его встряхнем, подбодрим, и он оживлялся.
– По правилам в команде могли быть только некурящие ребята, то есть такие, которые уже привыкли к здоровому образу жизни. Может быть, надо было набирать команду не только из самых примерных?
И.П.: Я задумывался об этом и пришел к выводу, что в дальнейшем нужно делать смешанную группу. Допустим, пять сильных и двоих – “на перевоспитание”. Делать всю команду из одних “курильщиков” тяжело. Это ведь надо будет всему их учить, да еще морально настраивать. С нашими ребятами было легко, потому что у них желания учиться хоть отбавляй.
Первые четыре дня все команды проводят в лагере, их учат различным походным хитростям – как спускаться и подниматься на веревке, как грести, что делать, если каяк перевернулся (каяк – это маленькая одноместная байдарка). Потом на восемь дней команды отправляются в поход по реке, причем по разным маршрутам. Так что у каждой команды был свой, эксклюзивный, “дневник наблюдений”.
– А какие приключения вам пришлось пережить?
Т.Б.: Нам повезло с погодой, только в последний день поднялся сильный ветер, волны, и мы не могли грести. Сидели весь день у костра, все черные стали. Потом, когда умылись, выяснилось, что лица-то мы отмыли, а все остальное так черным и осталось. Ужасно смеялись.
И.П.: У нас, я считаю, был самый интересный маршрут плюс инструктор – авантюрист, то, что надо. Мы с ним старались создать как можно больше трудностей, потому что без них дети быстро бы заскучали. Транспортировали пострадавшего: один парень у нас был временно “болен” – перелом берцовой кости. Мы наложили шину и везли его до следующей стоянки и таким образом усложнили задачу.
Ребята: Самое большое приключение – это, конечно, преодолевать пороги. Интересней всего не просто пройти порог, а пройти с ощущениями, когда волна тебя полностью накрывает. Вот где самый визг! Здорово поймать “бочку”. Когда с водопада съезжаешь, внизу вода крутится в обратном направлении – это называется “бочка”. Мы летим, катамаран подымается, зарывается носом в воду, потом выходит. Обалдеть, как страшно… Все американские горки, вместе взятые, ничто по сравнению с этим.
– Трудно было научиться грести?
Ребята: Первый раз нам надо было по озеру пройти. Катамаран мотало в разные стороны, как пьяного водителя. На последнем вечере инструктор признался, что тогда у него было желание каждому по каске веслом дать, такие мы были неуклюжие. Потом мы поняли, что нужно чувствовать и весло, и воду, и “машину”, то есть катамаран.
На вопрос, изменились ли ребята после лагеря, учителя дипломатично ответили, что все плюсы и минусы они обсудят дома.
А ребята, все как один, заявили, что чувствуют себя намного взрослее, увереннее и самостоятельнее. Не говоря уж о руках и ногах, которые теперь их не подведут ни при какой погоде.
Мария ФОМИНА
Комментарии