27 июня – 3 июля в Калининградской области прошел первый лагерь молодых педагогов. Для отдыха, учебы и обмена опытом, участия в дискуссионных площадках, тренингах, мастер-классах, спортивных и культурных мероприятиях встретились учителя, воспитатели, педагоги дополнительного образования, чей возраст не превышает 30 лет. Организаторами лагеря выступили Министерство образования и Институт развития образования Калининградской области. Цель его проведения организаторы определили так: повышение квалификации молодых педагогов по вопросам перехода на федеральный государственный образовательный стандарт и развитие клубного профессионального пространства.
Смена проходила в одном из красивейших мест Калининградской области – национальном парке «Куршская коса», в лагере «Алые паруса», где ровно год назад состоялась межрегиональная экологическая экспедиция школьников – совместный проект Межрегионального клуба «Учитель года России» и «Учительской газеты» (см. МП №30 от 28 июля 2011 года).Педагогический стаж молодых специалистов, приехавших в лагерь, – от года до 10 лет. По мнению самих участников, это придало занятиям особую атмосферу, ведь учиться посчастливилось не только у преподавателей, но и на рекомендациях коллег, чей педагогический опыт формировался на протяжении нескольких лет. Но и у новичков есть чему учиться, считают педагоги со стажем. «Общение с молодыми коллегами дает возможность посмотреть на себя со стороны и понять, что порой в общении с учениками ты становишься излишне назидательным и как бы отрываешься от них, от их сегодняшних интересов, – говорит Светлана Алистратова, педагог с семилетним стажем из гимназии Гурьевска. – Казалось бы, разница в возрасте с коллегами максимум лет десять, но и это, оказывается, так много! Ребята, пришедшие в школу со студенческой скамьи, ближе к сегодняшним ученикам, чем мы. Они иначе мыслят, у них другой язык, манера общения, и нам, «старичкам», это напоминание: мир меняется, а следовательно, и мы, учителя, должны постоянно меняться. И только к лучшему!»А в том, что сегодня учителю постоянно приходится меняться и совершенствоваться, участники смогли убедиться, обсуждая со своими наставниками вопросы государственной политики в сфере образования, федеральные образовательные стандарты и новые подходы в оценочной деятельности, возрастные особенности современных школьников и проблемы духовно-нравственного воспитания в современной школе… Эти и многие другие темы составили так называемый учебный блок лагеря. Организаторы при его подготовке очень старались, чтобы он не только не повторял модули, которые предлагает Институт развития образования, но и был адаптирован к условиям проведения лагеря и особенностям аудитории.Впрочем, как призналась проректор по учебно-методической работе Калининградского областного института развития образования Людмила Евдокимова, беспокойство за то, как пройдет обсуждение столь сложных тем, оказалось излишним: «Например, при рассмотрении темы «Новые подходы в оценочной деятельности» нам с ребятами удалось не только объективно проанализировать существующую систему оценки учебной деятельности учащихся, но и серьезно обсудить вопросы ее совершенствования».А на вопрос, все ли задуманное удалось уложить в учебный блок, ответила коллега Людмилы Анатольевны, директор Центра непрерывного образования Алла Исаева: «Конечно, нет! В рамках одной лагерной смены это невозможно. Например, мне хотелось бы более подробно остановиться на вопросах организации воспитательной работы и проведения массовых мероприятий в школе… Но эта смена не последняя, а главное, мы планируем продолжить обучение дистанционно».Большое внимание организаторы лагеря уделили психологическим аспектам деятельности педагога. Все участники смены особо отметили тренинги психолога Дмитрия Токмакова. «Телесно ориентированная психотерапия – это круто!» – восклицали они. Что означает этот термин? За разъяснениями мы обратились к Дмитрию. «На самом деле, – говорит преподаватель, – темы моих занятий звучат несколько иначе: «Психологические особенности педагогической деятельности и профилактика психологического выгорания педагога», но с включением некоторых методик телесно ориентированной психотерапии. Задача курса ясна – предупреждение психологического выгорания педагогов…»- Какой совет вы, как психолог, можете дать молодым учителям?- Двойной: любой человек всегда больше, чем работа, которую он делает, и любая работа может дать больше, чем видится на первый взгляд. И еще – отдыхайте! Отдых – это часть работы!По мнению самих организаторов смены, как раз этой части работы они уделили недостаточно внимания. Идейный вдохновитель и руководитель лагеря – начальник отдела дополнительного образования Центра непрерывного образования Ольга Бердник посетовала: «Так хотелось охватить многое, что времени на отдых практически не осталось. Но мы все учтем при подготовке следующего лагеря!» На самом деле это не так – времени хватило и на отдых, и на экскурсионную программу, и на клубные мероприятия, и на подготовку команд к красочному закрытию лагеря.Нашлось время и на презентацию деятельности Общероссийского профсоюза образования. Гостями… нет, скорее неравнодушными участниками лагеря стали председатель Тульской областной организации профсоюза Ольга Ларичева и заведующая отделом по связям с общественностью аппарата Центрального совета Елена Елшина, которые рассказали педагогам о мерах социальной поддержки молодых специалистов, о проектах профсоюза: отраслевом пенсионном фонде, кредитных кооперативах, Всероссийской педагогической школе, конкурсе «Проф.com». Хочется верить, что в следующем году профсоюзный блок составит более весомую часть программы и на логотипе лагеря появится еще один учредитель – Калининградская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ.По завершении смены организаторам удалось провести дистанционное обучение учителей, чтобы к сертификату участника летней школы добавилось удостоверение по повышению квалификации областного Института развития образования, и, конечно, спланировать работу второго лагеря молодых педагогов Калининградской области.Калининградская областьМнениеПавел ГРИГОРЬЕВ, школа №4, Калининград (стаж 2 года):- Когда я узнал о проведении лагеря, то, что называется, напросился на участие в нем. Мне понравилось все – общение с коллегами, образовательные и клубные программы. И я убедился в том, что наше профессиональное общение необходимо продолжать вне рамок лагеря – встречаться, обмениваться опытом, осуществлять совместные проекты. Нам, молодым учителям, очень не хватает правовых знаний. Возможно, совместно с Калининградской областной организацией профсоюза стоит также спланировать мероприятия, которые помогут устранить этот пробел. И очень хочется, чтобы проведения лагеря стало традицией. Но мы были первыми!Дмитрий МАХИН, школа №4, Калининград (стаж 3 года):- Я приехал на смену одним из первых и сразу же попал в атмосферу доброжелательности. Сложилось такое ощущение, что организаторы ждали именно меня! И так себя здесь чувствовал каждый! Больше всего мне дорого общение с коллегами – обмениваясь впечатлениями о своей работе, мы обретаем опыт. Как учителю физкультуры мне не хватило спортивных состязаний, организаторам следует это учесть при проведении следующего лагеря.Ирина НИКИТИЧ, школа №6, Калининград (стаж 2 года):- Я с детства мечтала стать учителем, сознательно поступила в педвуз, а не «по остаточному принципу». Лагерь мне очень помог! Особенно мне были полезны знания о том, как взаимодействовать с учениками, родителями и старшими коллегами – этому в институте не учат. А еще я узнала много нового о том, что делает профсоюз.
Комментарии