Только те средства по обеспечению безопасности хороши, надежны и долговечны, которые зависят от вас самих и от вашей собственной энергии.
Никколо Макиавелли
После урока ребенку крайне необходимо снять мышечное и интеллектуальное напряжение, но как сделать так, чтобы игры на переменах проходили без физических и психологических повреждений?
Повышенный уровень травматизма, низкая сплоченность и коммуникация детей, влияние компьютерных игр на игровую деятельность ребенка, агрессивный характер этих игр – все это легло в основу выбранной нами темы проекта «Перемены с пользой».
Был организован цикл классных часов, на которых дети высказывали свое мнение о том, какие игры им интересны, что вкладывается в понятие «безопасная игра». И сейчас актив класса (староста, заместитель и творческая группа «Затейники») выбирает из картотеки игр наиболее подходящие для сегодняшнего дня (актив анализирует количество уроков, их сложность, наличие предметов физкультурно-оздоровительного цикла). К обсуждению игр на день могут подключиться все желающие.
А вот ответственные за игру назначаются с учетом личной инициативы ребят или по просьбе актива класса. Школьники, не заинтересовавшиеся какой-либо игрой или желающие провести свой досуг на перемене иначе, обращаются к «Затейникам» или старосте, и ребята организуют иную игровую деятельность (используя материалы картотеки или личные предложения). Актив класса меняется раз в месяц во время итогового классного часа (таким образом, ребята имеют возможность попробовать свои силы в разных ролях актива и принять непосредственное участие в организации самоуправления класса).
В конце дня или недели все участники обсуждают, что получилось, а что необходимо принять к сведению и откорректировать. А еще по инициативе актива класса в копилку игр для использования на переменах были включены музыкальные паузы, на которых все желающие могут выучить двигательные упражнения под современную музыку (танцевальный флешмоб).
И… анализ показал – случаев травматизма на переменах удалось избежать!
А также мы выявили снижение уровня травматизма обучающихся на переменах, уменьшение влияния компьютерных игр на игровую деятельность обучающихся. У многих наметился прогресс во взаимодействии со сверстниками: дети находятся в процессе активного общения, стали менее агрессивны, открыты в отношении друг друга, проявляются взаимовыручка и принятие правил игры, распределение ролей (что также будет немаловажно и в дальнейшей жизни, когда каждый будет играть в классе, колледже, университете, среди друзей определенную роль).
Происходит процесс принятия детей с разной степенью социализации, выявление лидеров. Данный проект стал действительно полезным и значимым для нашей школы, ведь главным для нас было помочь детям найти новые возможности для общения и реализации себя, открыть для них новый мир безопасных и полезных игр, а также снизить влияние гаджетов на эмоционально-волевую и психологическую сферы обучающихся.
Актуальность проекта и результаты его реализации вдохновили нас на участие в городском конкурсе лучших воспитательных практик в 2021 году по направлению «Культура здорового образа жизни».
Марина ГОРБУНОВА, учитель начальных классов школы «Спектр»
Комментарии