search
main
0

Перемены начинаются в умах: что стоит на повестке дня современной педагогики и психологии

При слове «педагогика» первой стереотипной ассоциацией в нашем мозгу возникает «школа», а «психология» – отношения. Так ли это в современной науке? Психологи и педагоги Российского нового университета (РосНОУ) этот тезис однозначно опровергают. Узнаем, что на самом деле будоражит умы молодых ученых по итогам стратегической сессии по педагогике и психологии на Всероссийской декабрьской научно-практической конференции, проходящей в вузе с 4 по 20 декабря.

Фото: Эльвира Валерьевна Лихачёва, заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда РосНОУ

Хороший студент – инициативный студент. Как развивать в молодежи это позитивное качество, рассказал старший преподаватель кафедры Общей психологии и психологии труда Гуманитарного института РосНОУ Дмитрий Владимирович Рожков. Как подчеркнул эксперт, возможные проблемы в развитии инициативности личности в обучении – недостаток мотивации, авторитарный стиль преподавания, недостаточная поддержка со стороны окружения. Дмитрий Владимирович упомянул и способы преодоления возможных проблем в развитии инициативности: такие, как создание безопасной среды, признание достижений и применение демократического стиля преподавания. Образовательная среда, подчеркнул психолог, может оказывать влияние на инициативность личности с помощью активных методов обучения – кейсов, дискуссии и групповой работы, особенно тренингов на сплоченность – и посоветовал чаще прибегать к ним своим коллегам.

Не только студенты, но и школьники, особенно старшеклассники, нуждаются в персональном подходе с учетом особенностей возрастной физиологии. Как организовать тренинг по развитию мировоззрения учеников, сообщил Андрей Бурмако, аспирант-третьекурсник Гуманитарного института (ГИ) РосНОУ. Психолог работает с 5-7 классами над развитием навыков общения и творчества, помогает в процессе профессионального самоопределения. Мотивация старшеклассников чаще всего связана с развлечением, поэтому работать с ними лучше всего с помощью подвижных игр, физических упражнений. Также специалист включает в программу тренингов терапевтические беседы, настольные игры, интервью на свободную тему, психологические консультации в форме игры.

«Рулевым» советской молодежи было принято считать Коммунистическую партию, а современной – ее внутренние ценности, мировоззрение, установки. Немаловажную роль в определении, какой позиции придерживается человек в той или иной проблемной ситуации, играет восприятие им русских пословиц и поговорок, поведала на заседании Виктория Казанбаева, аспирантка второго курса кафедры общей психологии и психологии труда (КОППТ). В пословицу, подчеркнула психолог, запечатана дихотомия, разрешение проблемной ситуации. Понимая пословицу, человек склоняется к тому или иному полюсу разрешения конфликта. Правильное понимание пословиц позволяет мышлению перемещаться от общих принципов к конкретному воплощению и, наоборот, обобщать жизненную проблемную конкретику до уровня общих принципов. Самой выбираемой респондентами пословицей оказалась «Умел дитя родить, умей и научить», своим отношением к которой они обозначили в качестве важных для себя такие ценности, как забота, уважение, послушание детей родителям, милосердие, сострадание, любовь, доброта и соответствие нормам традиционного общества.

О ценностях общества, психологических особенностях гендерной идентичности и их влиянии на личностное развитие спортсменов рассказала Полина Шереметьева, аспирантка-второкурсница КОППТ. Полина отметила, что в современном социуме наблюдается устойчивая тенденция к преодолению традиционных гендерных границ в спортивной сфере. Это проявляется в активном участии женщин в видах спорта, исторически ассоциируемых преимущественно с мужчинами. Женский футбол, бокс и тяжелая атлетика становятся все более распространенными и популярными. Такая смена спортивной специализации неизбежно сказывается на поведении женщин-спортсменок, их отношении к собственному телу и традиционным представлениям о «слабом поле». Спортсменки, занимающиеся традиционно мужскими видами спорта, часто характеризуются терминами, такими как сила, стойкость и мощь, которые традиционно связываются с мужским началом.

С увеличением активности женщин в традиционно мужских видах спорта наблюдаются изменения и в интересах мужчин к спортивным дисциплинам. В Китае, который сегодня играет ключевую роль в развитии мирового спорта, наблюдается рост популярности художественной гимнастики среди мужчин. В соревнованиях мужчин-фигуристов на Олимпийских играх в Ванкувере (Канада) возникла дискуссия о приоритетности зрелищности и артистизма над технической сложностью программ, что подчеркивает интерес к более широкому спектру спортивных проявлений. Культурные стереотипы, навязывающие определенные качества и способности только одному полу, препятствуют формированию инклюзивной и поддерживающей спортивной среды, отметила психолог. Следовательно, спортивные программы и тренерские практики, считает Полина Шереметьева, должны быть адаптированы к разнообразию гендерных идентичностей и обеспечивать равные возможности для участия и поддержки. Создание инклюзивной среды, которая учитывает индивидуальные особенности спортсменов и устраняет гендерные предвзятости, является ключевым условием для достижения справедливого и эффективного развития спортивных талантов.

Фото: Эльвира Валерьевна Лихачёва, заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда РосНОУ

В современном мире, насыщенном информацией и разнообразными источниками влияния, критическое мышление становится неотъемлемым инструментом для защиты от манипуляций. Именно они заняли центральное место в докладе второкурсницы кафедры общей психологии и психологии труда Алены Цой и аспиранта Сергея Миронова. Эксперты рассказали о природе манипуляций, пояснили, как развитие критического мышления помогает людям распознавать манипулятивные техники, формировать устойчивость к внешнему давлению и принимать более обоснованные решения в условиях неопределенности. Понимание психологии критического мышления, подчеркнули молодые специалисты, не только обогащает наш личный опыт, но и способствует созданию более информированного и ответственного общества.

Образование настоящего сталкивается с многочисленными вызовами, особенно в области преподавания русского языка и литературы. Инновационные подходы к обучению, направленные на преодоление школьных трудностей, становятся важной составляющей успешной образовательной практики, ответственно заявила на стратегической сессии Ирина Чхеидзе, третьекурсница магистратуры заочной формы обучения. Среди инструментов, рекомендованных экспертом для применения, оказались программа Google Classroom, проектный метод обучения, игровое обучение с внедрением цифровых технологий, интеграция междисциплинарных подходов, индивидуализация обучения и сотрудничество с семьями учеников. Все перечисленное, с точки зрения Ирины, позволяет преодолевать трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и повышает их интерес к предмету.

О перспективах и рисках влияния цифровых технологий на профессиональное самоопределение всерьез задумалась аспирантка первого курса Диана Комарова. «К чему нас ведут технологии, каково будущее их использование? К чему технологии уже привели, а к чему только могут привести и приведут? Что стоит за цифровизацией информации, искусственным интеллектом, голосовыми помощниками, роботами и человекоподобными машинами?» – с такими вопросами для размышления обратилась психолог к аудитории. Спикер и слушатели подискутировали на темы: кем станет и будет растущий сейчас человек, как долго будет происходить его становление, зачем люди сравнивают себя с другими (и с машиной), насколько сильно повлияют цифровые технологии на профессиональное самоопределение на этапе выбора профессии в условиях развития искусственного интеллекта, чего на данный момент мы не осознаем и не предвидим в развитии ИИ, как новые технологии повлияют на жизнь современных взрослых и подрастающего поколения и каковы перспективы техногенного процесса в целом.

Параллельно с искусственным и естественным интеллектом в гармоничном социуме должен развиваться эмоциональный. Этим вопросом на основе визуально-кинетического моделирования озадачился Сергей Миронов, аспирант второго курса КООПТ. Во время пандемии, уверен психолог, наше сознание сместилось в цифровую плоскость, и визуальный канал восприятия стал ведущим. Изменились способы межличностного и профессионального общения: молодежь не мыслит себя и другого без планшета или смартфона в руках. Тактильный голод при этом приводит к повышенному уровню стресса. В процессе визуально-кинетического моделирования используется специальный кинетический песок: он имеет свойство текучести и может принимать любые формы. Песок помогает осознать свои эмоции через когнитивно-поведенческие реакции, включение осязания, и снизить уровень стресса, как показали итоговые замеры.

Как мы с вами можем наблюдать, палитра тем, волнующих молодых специалистов, весьма пестра. Не менее ярки и разнообразны эмоции участников по итогам сессии.

– Сегодня я приняла участие в научной конференции, все выступления мне очень понравились. Особенно могу выделить доклад Казанбаевой Виктории Сергеевны, она рассказала про выявление семейных ценностей у студентов путем анализа русских пословиц, продемонстрировав необычный и интересный подход к современному переосмыслению малого фольклорного жанра, подчеркнула Ирина Чхеидзе.

– Каждый год радуюсь делиться результатами своих теоретических и эмпирических трудов на наших конференциях. Коллеги поднимали актуальные вопросы отечественной психологии, было радостно наблюдать дискуссии и знакомиться с разными мнениями. Спасибо Эльвире Валерьевне Лихачевой, Валерию Сергеевичу Агапову, Вячеславу Владимировичу Прядкину и всему РосНОУ за площадку, где можно интеллектуально и духовно просвещаться! заявила Виктория Казанбаева.

– Понравились все выступления, в особенности, Казанбаевой Виктории! Было интересно послушать про пословицы, появились новые идеи для демонстрации идей из кандидатской диссертации, поделился Дмитрий Рожков.

– Я учусь на втором курсе бакалавриата и в научной конференции в этом году участвовала впервые. Очень понравилась атмосфера: как всегда, достаточно волнительно сначала, но потом стало очень комфортно! В процессе обсуждения сформировала для себя идеи, в какую сторону можно двигаться дальше по своей научной теме, рада, что смогла поделиться своим исследованием с другими,отметила Алена Цой.

– В каждом из докладов затрагивались важные аспекты психологического образования и развития, будь то инициативность или тренинг для старшеклассников, что мне было весьма интересно слушать, по специфике моей работы в детском саду и начальной школе. Сравнительный опыт получать полезно. Да, возможно, не хватало подробностей, но мы и собирались, чтобы уточнить и прояснить для себя дальнейшую проработку наших исследовательских целей. Сильное впечатление произвел и доклад об определении ценностей семьи при помощи русских пословиц. Весьма интересная идея и вполне реализуемая цель. Желаю продвижения этой идеи, так как, мое субъективное мнение, в нынешнее время семейные ценности стираются, и на примере анализа пословиц, можно подарить молодежи те знания и передать тот опыт, который был заложен в них нашими предками в Древней Руси. Эмоциональный интеллект – тоже значимая тема в наших реалиях. Гендерная идентичность, мне кажется, очень спорная область: можно долго дискутировать, интересно, что получится, в итоге. Ну и мною любимая манипуляция: интересна связка этого явления и критического мышления. Я очень предвзято отношусь к МАК-картам, мое субъективное суждение – эти карты очень оценочны. Насколько я могу предположить, доказательной базы в терапии они не представляют, и я бы брала за основу анализа какой-нибудь тренинг, позволяющий оценить саму суть критического мышление и возможности, которые оно предоставляет для противодействия манипуляции, резюмировала Диана Комарова.

– На конференции докладчики представили результаты проведенных исследований. По моему мнению, каждая тема на конференции представляет огромный интерес для науки и имеет колоссальное значение для общества. Тема моего доклада, представленного на конференции: «Развитие эмоционального интеллекта на примере визуально-кинетического моделирования», раскрывает возможности применения психологических методик в развитии эмоционального интеллекта индивида в реалиях современного мира. Стоит отметить доклады Дмитрия Владимировича Рожкова и Алены Викторовны Цой. Особый интерес вызвал доклад на тему: «Выявление представлений о ценности семьи современной молодежи через толкование русских пословиц», представленный Викторией Сергеевной Казанбаевой. Тема актуальна в реалиях современного мира и имеет важное значение для общества. Исследование отличается новизной подхода к решению поставленной задачи. Виктория Сергеевна объединила в научном исследовании такие фундаментальные общественные ценности, как: Семья, Дети и Русская культура. Стоит отметить, что развитие и укрепление семейных и культурных ценностей, является важной задачей требующей инновационных путей решения. Отдельно хочу поблагодарить организатора мероприятия АНО ВО «Российский новый университет» в лице заведующей кафедрой общей психологии и психологии труда, кандидата психологических наук, доцента Эльвиры Валерьевны Лихачевой и доктора психологических наук, профессора кафедры общей психологии и психологии труда Валерия Сергеевича Агапова за отличную организацию мероприятия и создание уютной атмосферы, а также за условия удаленного участия в конференции с применением технологий видеоконференции. В целом, я остался доволен участием, получил полезную информацию, которая помогла расширить мои горизонты знаний. Желаю участникам конференции достижения поставленных целей, научных открытий и творческих свершений! поделился впечатлениями Сергей Миронов.

– Уже стало доброй традицией в декабре собираться на студенческой конференции и радоваться научно-практическим достижениям бакалавров, магистрантов и аспирантов! Бессменным руководителем секции «Психология и психолого-педагогическое образование» снова был Агапов Валерий Сергеевич, доктор психологических наук, профессор. Он открыл мероприятие приветствием участников конференции. Я от себя лично напутствовала студентов, поздравила их со значимым на их профессиональном пути событием, подчеркнула важность возможности высказаться, обсудить актуальную повестку отрасли, напитаться свежими идеями и мыслями для продолжения своего пути в науке,подвела итоги сессии заведующая кафедрой общей психологии и психологии труда Эльвира Валерьевна Лихачева.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте