Знакомый адрес: “Кугеси, Чувашия”. Несколько недель назад было в нашей почте такое письмо. Только новости в нем содержались неутешительные. Нет у педагогов денег на методическую литературу, чтение газет стало роскошью. Ветшает здание, не хватает учебников. Словом, радоваться сегодня, спустя 65 лет, нечему.
В январе 35-го года газета сообщает о том, что в ряде областей страны учителя систематически не получают зарплату. Так, в двадцати двух районах Днепропетровской области педагоги не получили еще зарплаты за ноябрь. Им бы наши проблемы с зарплатой. В Курской области задолженность учителям достигла почти полмиллиона рублей. Головотяпы преступно задерживают зарплату, резюмирует газета. Тревожная ситуация в Сибири. В то время по каждому сигналу принимаются определенные меры. В Днепропетровской области заведующему Токмацким райфинотделом объявлен выговор. Председатель одного из сельсоветов этого же района за бюрократическое отношение к учителям осужден условно на пять месяцев принудительных работ. Ведь Совнарком принял постановление, предусматривающее меры по предотвращению подобных нарушений. Согласно ему виновные в задержке выплаты денег учителям должны обязательно привлекаться к уголовной и дисциплинарной ответственности.
Сегодня не платят учителям в Челябинской области, в Хабаровском крае, Алтайском крае, на Ставрополье. Можно долго перечислять территории, откуда к нам поступают тревожные письма. Но не было в почте ни одного сигнала о том, что виновные в задержке зарплаты педагогам понесли хоть какое-то наказание. (Нет, я не ратую за возвращение к старым временам, я говорю о мере ответственности руководителей перед педагогами, да и перед всеми нами). Жаль, что она не возрастает, а уменьшается.
Полезно листать старые подшивки. О Николае Федоровиче Бунакове (1837-1904 гг.) сегодняшние педагоги не наслышаны. Его имя известно только на воронежской земле, ведь там создан прекрасный музей народного образования. Но оказывается, 60 лет назад наша газета регулярно печатала циклы статей под названием “Чему можно поучиться у Бунакова”. Его называли первым педагогом после Ушинского. Славный труд Бунакова “Родной язык как предмет обучения в начальной школе с трехгодичным курсом” учителя использовали в работе. Другой труд педагога – “Дневник начальной общеобразовательной школы”, по мнению многих, содержит немало методических находок. Труды Бунакова сегодня очень актуальны, считает газета.
В 30-е годы для поощрения учителей был образован Фонд имени Бубнова. 2 февраля 1934 года “ЗКП” печатает на своих страницах портреты лучших педагогов. В то же время газета сетует, что Дальневосточный край, Восточная Сибирь, Якутия и Карелия до сих пор не представили в Наркомпрос списки учителей для премирования. Это говорит о том, что в органах народного образования сидят люди, которые не знают своих ударников. Не может быть, чтобы не было ни одного хорошего учителя в этих краях, считает газета. С этим нельзя не согласиться. Ведь премия по тем временам была немалая – от 300 до 500 рублей. А в 33-м году 150-тысячный Фонд Бубнова был использован лишь наполовину. Упущение надо исправлять.
690 образцовых школ участвуют в соревновании за звание лучшей школы страны. В Большом зале Консерватории 23 марта 1935 года состоялся праздник, на котором лучшим школам вручены награды. Отмечена премией 25-я образцовая школа Октябрьского района Москвы. Первой школе Петроградского района Ленинграда вручается переходящее Красное знамя республиканского комитета по всеобучу. Премией награждается Чебаковская сельская школа Ивановской области. В этой школе 160 учеников. Если до революции только две ученицы смогли получить дальнейшее образование (дочь священника и дочь начальника станции), то за послеоктябрьские дни 58 питомцев Чебаковки окончили вузы и техникумы. Опыт Чебаковской школы последовательно отражается на страницах газеты. Тогда об этой школе знали все учителя страны. А чем живет она сегодня? Отзовитесь!
Надежда ТУМОВА
Комментарии