search
main
0

Перекресток трех проблем. Стране нужны высококвалифицированные рабочие

За последние годы система начального профессионального образования в Пермском крае уменьшилась почти на треть. Из более чем 100 училищ осталось чуть больше 70. Меж тем задача, которую ставит президент перед уцелевшей частью НПО, звучит сверхсерьезно. Поднять профессиональное образование на международный уровень! В принципе так и должно быть, если мы хотим, чтобы экономика наша была не хуже, чем на Западе.

у нас уже была успешно апробирована в том же профессиональном лицее №3. А потом так же успешно загублена. Только называлось все это по-другому… В середине 80-х годов на базе бывшего завода Ленина (нынешних Мотовилихинских заводов) в порядке эксперимента было создано учебно-производственное объединение «Юность», сразу начавшее греметь на весь Советский Союз.

Зададимся простым вопросом: от чего зависит качество подготовки квалифицированных рабочих? Если особо не вдаваться в нюансы, вырисовываются три основные составляющие. Кого будут учить? Кто будет учить? И на чем будут учить?

Вопрос – кого будут учить? – в принципе решаем. Неприхотливые, не избалованные жизнью дети идут в училища. Сегодня они рано осознают: какой будет квалификация, такой и жизнь. Процентов 80 выпускаются из профессиональных училищ и лицеев не с одной, а с двумя специальностями. Процентов 25 – с повышенными разрядами.

Второй момент: кто будет учить? Эта проблема решаема сегодня процентов на 50. В том смысле, что теоретически рабочим специальностям училища учить могут. Педагоги есть, но в основном пожилого возраста.

А вот что касается мастеров производственного обучения, профессионалов высокой квалификации, которые бы передавали ребятам свои умения и навыки, тут почти провал. Уцелевшие, в основном пенсионеры, – на вес золота. Потому что не будет сегодня высококвалифицированный профессионал работать в училище. На предприятии в условиях дефицита кадров его зарплата в разы больше.

И уж совсем печалит проблема: на чем учить? Я попробовала поискать училища, получавшие от государства фрезерные, токарные станки, более-менее отвечающие сегодняшним запросам машиностроительного производства, определяющего лицо нашего края. Какое там!

Ответ слышала один:

– Слишком дорогие. Наверное, это не реально… Сегодня даже самый скромный универсальный станок стоит порядка 600 тысяч рублей. Самый дешевый станок с ЧПУ – 3 миллиона…

Дуальная система

В профессиональном лицее №3 Перми о том, что такое дуальная система, знают не понаслышке. В начале 90-х годов, завязав дружбу с немцами, лицей даже провел в городе международный семинар и выставку по дуальной системе для учреждений профессионального образования Пермской области.

– Когда началась перестройка, нам дали некоторую свободу в плане контактов, – рассказывает директор лицея №3 Владимир Пятак. – Немцы тогда тоже с интересом повернулись лицом к России. И мы заключили долгосрочный договор с молодежным профсоюзным центром во Франкфурте-на-Майне. Трижды мы у них побывали, трижды они у нас.

– В чем заключается дуальная система?

– В том, что основную тяжесть в процессе профессионального обучения берет на себя предприятие. В реальности это выглядит так. Учащийся, окончив школу, заключает договор с предприятием об обучении специальности. Потом идет в соответствующее учебное заведение, там подписывает этот договор. Он получается трехсторонним: ученик – предприятие – профессиональная школа.

– И как распределяются обязанности?

– Задачи профшколы – дать теоретические знания, организовать воспитательную работу, контролировать организацию профессионального обучения. Задача предприятия – конкретно обучить профессии. То есть оно полностью ответственно за то, что у нас называется производственной практикой.

Конечно, в учебном заведении есть какой-нибудь станок, но используется он чисто для ознакомления. Все остальное – на предприятии. Вся новая техника, все передовые технологии… Там сразу, с первого дня, учащийся окунается в реальную профессиональную жизнь. И потом он, когда закончит, уже без проблем устраивается на работу. Кстати, вовсе не обязательно там, где его учили. Он может пойти куда угодно.

– Учеба платная?

– Нет. Главная обязанность ученика – освоить профессию.

Естественно, возникает вопрос, из каких таких соображений капиталистическое предприятие бесплатно учит рабочим специальностям? Оказывается, государство предоставляет ему систему налоговых льгот за каждое рабочее место, предоставленное учащемуся.

Все это было

Дуальная система у нас уже была успешно апробирована в том же профессиональном лицее №3. А потом так же успешно загублена. Только называлось все это по-другому… В середине 80-х годов на базе бывшего завода Ленина (нынешних Мотовилихинских заводов) в порядке эксперимента было создано учебно-производственное объединение «Юность», сразу начавшее греметь на весь Советский Союз.

Под эгидой завода в плане профессионального обучения объединились учебно-производственный комбинат, два училища, одним из которых был нынешний лицей №3, техникум имени Славянова, ставший теперь колледжем, политехнический институт и школы Мотовилихинского района.

Так реально на солидной по тем временам учебно-производственной базе начинала осуществляться идея непрерывного профессионального образования.

Были соответственно скорректированы учебные планы. Исключено дублирование рабочей практики, которую проходят и учащиеся лицея, и студенты. В вузе и техникуме такие студенты занимались по сокращенной программе, фактически экономился целый учебный год. И выходили специалистами, действительно знающими производство.

Завод тогда взял мастерские лицея и техникума имени Славянова под свою опеку. Приказом по предприятию был создан специальный учебный цех, который только ими и занимался. В нем работали кадровые рабочие, мастера, был назначен начальник цеха, его заместители… Ребята участвовали в выпуске заводской продукции. Преподаватели политехнического были в восторге от этих выпускников лицея. Но в 1992 году завод акционировали. Эксперимент зарубили. Остались только память, планы, документы… И реальный наработанный опыт!

– В принципе нам не надо открывать ничего нового. Мы все это уже проходили, – говорит Владимир Пятак. – И можно все это возродить, но немного в другой форме, привязывая к сегодняшним реалиям жизни.

Островок поиска

Как это можно сделать? В массовом порядке эта проблема вряд ли будет решаться даже в отдельно взятом регионе.

– Но в узких рамках, на своем «островке» в качестве эксперимента мы могли бы попытаться решить этот вопрос, – считают в 3-м профессиональном лицее, одном из старейших на Западном Урале, давшем за свою 85-летнюю историю путевку в рабочую жизнь более чем 30 тысячам выпускников.

Вот и сегодня у него уже есть реальные наработки с ООО «Метаросс», предприятием нефтяного машиностроения. Эта производственная фирма арендует небольшие площади в мастерских лицея. И доверяет лицею заказы, которые учащиеся выполняют под руководством квалифицированных рабочих.

Ребята здесь не переводят металл в стружку, а, читая чертежи, из современных материалов, современными инструментами, на современных станках фирмы выпускают продукцию, которая сразу пойдет в дело. Они уже не придут на производство с «завязанными глазами»: а что это за станок? Им не придется по выпуску переучиваться.

Лицей разработал гибкий график. Есть заказ – срочно заключает договор и выводит ребят на производственную практику. Нет заказа – учащимся читается теория.

Этой интересной наработке почти 2 года. За этот период «Метаросс» установил в мастерских лицея для совместного пользования новое оборудование, отремонтировал лицейские станки.

Разве это не реальная основа для дуальной системы в наших новых условиях? Остается только двухсторонний договор, который заключается сегодня между учащимся, обязующимся учиться, и лицеем, сделать трехсторонним, подключив еще и предприятие.

Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте