Анатолий КАСПРЖАК, ректор Московской высшей школы социальных и экономических наук, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель России: – Единый государственный экзамен – это самые главные институциональные изменения, против которых, конечно, и родители, и сдающие этот единый государственный экзамен, и тем более преподаватели, и средняя общая школа. Потому что в идеологии ЕГЭ самое главное, что тот, кто учит, не ставит отметку. Такова идеология ЕГЭ: пока тот, кто учит, будет ставить оценку, мы никогда не будем говорить об изменении характера взаимоотношений между теми, кто учит, и теми, кто учится. Как он выполняется технологически – это другой разговор, с моей точки зрения, ЕГЭ – один из способов интеграции российского образования в единое европейское пространство.
Учителя выступают против ЕГЭ, но кому же понравится, когда тебя проверяют. Ведь учитель обладает властью абсолютно немереной, генералу и маршалу можно позавидовать такой власти. Он закрывает дверь класса и может делать все что угодно. Противники ЕГЭ говорят, что с ЕГЭ в этом году 100 тысяч выпускников в России не получат аттестаты.
Если мы вводим внешнюю проверку, то эти 100 тысяч не получат аттестаты, а если не вводим внешнюю проверку, то эти 100 тысяч договорятся с учителем?
Что страшного произойдет при отмене единого государственного экзамена?! Опять люди начнут традиционным для России способом преодолевать барьер «школа – вуз». Родители знают, что их ребенок имеет не очень хорошие знания, но при этом хотят, чтобы он учился в МГТУ имени Н.Э. Баумана, они знают, куда надо пойти, к каким репетиторам отдать ребенка. Они хотят определенности. Но единый государственный экзамен, если хотите, – это проверка того, что учитель сделал вместе с учеником. Это внешняя проверка, другое дело, что она осуществлена не очень квалифицированно. Но без этого нельзя, нельзя, чтобы ученики и учителя договаривались. Если мы говорим о массовом образовании, то должны рассматривать систему образования как ресурс и социальный лифт. И тогда человек, не только живущий в Москве, не только учащийся у академика Васильева или у профессора Васильева или не только учащийся у гениального Айзермана, должен помочь поступить в вуз. А без ЕГЭ у него нет такой возможности.
Законы не должны иметь обратной силы. Но если у нас шел 8 лет эксперимент по ЕГЭ и мы в последний момент принимаем его таким образом, что люди начинают страдать, то, наверное, плохо был проведен эксперимент. И, конечно же, нужно сначала объявлять о правилах, а потом постепенно, в течение нескольких лет, к ним переходить.
Светлана НИКУЛИНА, студентка-первокурсница университета печати:
– Обычно против ЕГЭ выступают те, кто сомневается в своих способностях. Я точно знала с учителями, что буду сдавать русский язык и математику, в этом году для выпускников обязательные экзамены русский язык и математика, а еще должен быть один профилирующий. Два года мы с одноклассниками готовились по всяким пособиям. Последние два года учебы в школе для нас были натаскиванием для сдачи ЕГЭ. На каждом уроке мы писали какие-то тесты, творческие работы. В процентном содержании в нашем классе большинство ребят получили четверки, несколько человек – тройки и несколько человек пятерки. Я по русскому языку получила 72 балла из 100 баллов, а по математике – 41 балл из 100 баллов. Лично мне было все равно, в какой форме сдавать ЕГЭ, так как я просто хорошо училась. Я считаю, что ЕГЭ должен быть, потому что это тот экзамен, который объективно ставит оценку. Но я считаю, что школы разные и не может быть универсального экзамена для всех без каких-то изменений внутри программы.
Сергей КАЗАРНОВСКИЙ, директор «Класс-центра»:
– ЕГЭ изначально не создан для того, чтобы оценивать и смотреть, как происходит процесс образования. Это лишь мост для того, чтобы мы поняли, как и кому надо идти учиться дальше в высшую школу. Естественно, в ЕГЭ много минусов. Конечно, в ЕГЭ есть проблемы для тех выпускников, которые никогда не умели учиться. Те, кто учится нормально и хочет учиться в вузе, проблем не имеют. Из моей школы, где все изучают музыку, театр и многое другое, выпускники заняли третье место в Северном округе по результатам сдачи ЕГЭ. Ребята поступили в МГУ, в Высшую школу экономики, в РГГУ, в другие вузы, но не в какие-то специальные творческие вузы. Сегодня ЕГЭ – хороший знак для того, чтобы люди начали учиться и не только в последних профильных классах школ.
Комментарии