search
main
0

Перекресток мнений

Александр НОВИКОВ, академик-секретарь Отделения базового профессионального образования РАО:

– Мне приходилось видеть, как выпускники инженерно-педагогических вузов работают в учреждениях НПО. Это редкий случай сочетания технического и гуманитарного образования, когда мастерами и преподавателями становились действительно толковые и грамотные специалисты, имеющие менталитет, лишенный недостатков как технократического, так и теоретико-гуманитарного мышления. Но, с другой стороны, прямо скажем, что инженерно-педагогическое образование пока еще не набрало силу, еще не стало таким же мощным, как педагогическое.

Собственно, тот или иной вид образования начинает развиваться тогда, когда этого требует общество. В XII веке были востребованы врачи и юристы и возникли университеты, в XIX веке стали развиваться техника, промышленность и появились инженерные вузы, потребовалось обучение населения грамоте и возникли педагогические вузы. В 40-е годы прошлого столетия открылись первые ремесленные училища. И только в 70-е годы, когда сложилось полноценное общее профессиональное образование, появились инженерно-педагогические вузы.

Никого не удивляет стремление к тому, чтобы учитель общеобразовательной школы имел высшее педагогическое образование, так почему же должно удивлять пожелание, чтобы преподаватель ПТУ, мастер профтехучилища получил высшее профессионально-педагогическое образование?

Алексей Шабалдас, министр общего и профессионального образования Ставропольского края:

– Мы заботимся о подготовке кадров для системы НПО: в Невинномысске открыт региональный институт непрерывного профессионального образования, в Георгиевске этим занимается индустриально-педагогический колледж, педагогов для сельскохозяйственных ПТУ готовит наш Аграрный университет. В результате создана система, которая включает высшее, среднее и начальное профессиональное образование, таким образом, кадровая проблема, надеемся, для Ставропольского края, а может быть, и в целом для Южного федерального округа, будет в конце концов решена.

Елена Шустикова, директор Московского художественно-педагогического колледжа технологии и дизайна, член правления Ассоциации профессионально-педагогических учебных заведений:

– Индустриально-педагогические техникумы, которые принимали выпускников профессионально-технических училищ, в нашей стране начали создавать в 1943 году. Учились в техникумах три года, получали квалификацию «технолог-мастер производственного обучения» и рабочий разряд на один-два выше, чем тот, что давали им на выходе из ПТУ. Подготовку мастеров производственного обучения по основным направлениям промышленности, строительства и сельского хозяйства в СССР вели 77 индустриально-педагогических техникумов, после распада Советского Союза 63 из них остались в России, а сегодня уже 83 учебных заведения готовят специалистов по специальности «Профессиональное обучение» со специализациями по отраслям, при этом квалификация «мастер профессионального обучения» дается вместе с дополнительной квалификацией в соответствии со специализацией.

Индустриально-педагогические техникумы первыми вошли в эксперимент по реорганизации в колледжи. Сегодня они – в большинстве межрегиональные – ведут подготовку прежде всего мастеров производственного обучения. Колледжам удается по-прежнему заключать с руководителями ПТУ, лицеев и колледжей договоры и по непрерывной многоуровневой подготовке, и по направлению выпускников ПТУ в ссузы, и по подготовке мастеров, и по повышению квалификации профессионально-педагогических кадров. Опыт такой совместной работы накоплен в Москве, Кемеровской, Саратовской, Курской, Самарской, Тульской и других областях, а также в Республике Адыгея. Но нам необходимо серьезно подумать о базах для прохождения практики. В учреждениях НПО – основных заказчиков кадров, нет условий для организации технологической практики для будущих мастеров. Поэтому современную технологическую базу, как нам кажется, нужно создавать в учреждениях СПО.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте