Ирина ЕЛИЗАРОВА, учитель начальных классов школы №284: – В этом году у меня класс потрясающий. Родители на все откликаются, во всем поддерживают. Мы много путешествуем по городу. Насколько это важно для меня? Жизнь в классе совершенно иная: интересная, насыщенная. К тому же, если есть тесный контакт с родителями – значит, обучение детей идет легче. Причем родители помогают не только во внеклассной работе. Многие приходят, спрашивают, чем мы можем помочь, что можем сделать для класса. Просятся посидеть на уроках. Хотят понять, как помочь ребенку дома.
Евгений МАСЛЕВСКИЙ, директор Санкт-Петербургского Петровского торгового лицея:
– Все зависит от того, что понимать под попечительским советом. Если вкладывать в это понятие тот смысл, который предлагает первоначальная формулировка, то тогда я двумя руками за. По моему убеждению, попечительский совет в этом случае должен не просто голосовать за то или иное решение, но и оказывать какую-то реальную помощь учебному заведению. То есть он должен выступать в роли старшего друга в деле, которое делаешь ты. Если брать попечительский совет в прямолинейной формулировке, то зачастую он начинает выступать как прикрытие собственных решений решениями какого-то сообщества. К тому же если попечительский совет состоит из людей, не способных ничего привнести в учебный процесс, в деятельность образовательного учреждения, то зачем он нужен? По сути тогда он – чистая формальность.
При формировании попечительского совета, конечно, у людей должен присутствовать элемент мотивации. Если человек не мотивирован на определенную деятельность, он будет выполнять ее плохо. Какая может быть мотивация? В нашем случае членами попечительского совета могут быть руководители предприятий, для которых учебное заведение готовит специалистов. Тогда совет способен и вправе влиять на образовательную деятельность содержательным наполнением, технологиями, социальным обеспечением работников образования, выпускников.
Второй вариант, когда родители входят в попечительский совет. Это нормально, так как некоторые вопросы уместнее решать при помощи родителей, нежели при административной поддержке.
Еще один вариант – присутствие в попечительском совете местных властей. Они имеют деньги, имеют прямой выход к жителям микрорайона и могут быть заинтересованы в оказании помощи учебному заведению.
Благодаря их усилиям учебное заведение может являться либо возмутителем спокойствия в микрорайоне, либо культурным центром: функционировать как спортивная площадка, предоставлять свои мастерские, оборудование для нужд микрорайона. Другое дело, что часто этим никто не хочет заниматься, и суть попечительского совета сводится к приему формальных решений. Наше учебное заведение, кстати сказать, прошло и тот и другой уровень существования попечительского совета.
Он у нас есть и в основном состоит из родителей. К сожалению, муниципальным властям с нами неинтересно сотрудничать, так как мы лицей городского подчинения. С точки зрения промышленных структур мы, безусловно, представляем интерес, но там другая основа взаимоотношений. Сегодня торговля видоизменилась: нет крупных универмагов, а есть торговые компании с множеством представительств, и у них свое понимание социальной значимости предприятия в жизни города.
Ирина ЧЕРКАСОВА, заместитель директора по воспитательной работе школы №284, учитель МХК:
– Школу без родителей представить невозможно. Я вижу несколько путей сотрудничества. Прежде всего поддержка любых творческих начинаний детей. К примеру, в этом году у нас был проект «Петербуржец», в его рамках проходили прогулки по городу. Мы изучали с детьми исторические памятники, составляли индивидуальные маршруты, потом защищали проекты. Без помощи родителей ребенку и учителю просто не обойтись. Еще одним вариантом сотрудничества может стать участие родителей в образовательной деятельности. Она подразумевает не только уроки, но и всевозможные моменты, связанные с выездом в город и из города. К сожалению, сегодня возможностей выезжать куда-то с детьми становится все меньше: дорого. И здесь помощь родителей необходима, ведь подобные поездки детям очень нужны: они решают не только познавательные, но и воспитательные задачи. Сотрудничество может проявляться и в совместной деятельности в школе: проведение конкурсов, игр, праздников. Правда, в этом случае требуются не столько финансовые вливания, сколько душевные затраты. Родителей и школу также может сплотить помощь в воспитательном плане, в которой нуждаются многие мамы и папы. Многие из них не знают, как выстроить с детьми отношения, и приходят в школу, когда проблема принимает катастрофические масштабы. Здесь важно, чтобы родитель понимал: школа поможет. Но усилия должны прилагать обе стороны. И безусловно, без финансовой поддержки родителей нельзя. Как приобрести необходимые мелочи, которые не запланированы сметой? Только с помощью родителей. Огромную поддержку родители оказывают в приобретении призов для конкурсов, соревнований и т.д. Другими словами, родитель должен быть соучастником, творцом процесса, а не находиться на расстоянии. Кстати сказать, мы все делаем для того, чтобы привлечь к участию в жизни школы как можно больше родителей. У нас даже родительские собрания не проходят без показа достижений ребенка. Все происходящее в школе снимается на видео, и родители зачастую открывают собственных детей с другой, неизвестной стороны.
Комментарии