Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:
– Дело в том, что индикаторы программы, которые предложены в материалах коллегии, не учитывают показателей возрастного развития детей, то есть практически того, что составляет качество обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Вообще такая очень важная вещь, как преемственность дошкольного детства в системе других школьных возрастов, не очень хорошо представлена в программе. Например, у нас в городе действует очень много разных систем, и они не были подвержены специальному анализу. Значит, что главное можно сказать по поводу этих систем? Фактически перенесение интеллектуального компонента в дошкольное детство – это и есть то, что потом приводит к перегрузкам ребенка, когда он попадает в начальную школу, и уничтожению мотивации к обучению. Я предлагаю каким-то образом предусмотреть анализ существующих систем, определение показателей дошкольного образования в системе других школьных возрастов с введением критериев непрерывности образования. То есть фактически нам нужно иметь портрет ребенка по окончании дошкольного образования. Если такой показатель, как готовность ребенка к школе, великолепно измеряется, есть для этого соответствующие инструменты, можно ввести эти показатели и инструменты в программу. Московские городские вузы могут это сделать.
Вторая позиция – очень важная сегодня – подготовка кадров. В городе очень многое сегодня вставлено в систему повышения квалификации, очень много есть самых разных модулей, которые ориентированы на подготовку разных кадров для работы с разными контингентами детей в дошкольном детстве. Все это – приоритет Москвы. Ни в одном регионе этого нет, это – достижение столицы. Вместе с тем систематическая подготовка кадров для дошкольного образования требует подготовки кадров для работы именно с дошкольным детством: управленца, педагога, воспитателя и так далее. Здесь нужны принципиальные модели построения систем образования для взрослых, которые работают с дошкольным детством. У нас вроде бы много колледжей, у нас есть педагогические вузы, но нет принципиальных моделей такой подготовки. Например, по системе инклюзивного образования сделано немало, но хотелось бы более системно этот вопрос представить в самой программе. То есть, хотя наш город очень продвинут в этом направлении, нет никакой другой системы образования, где могли бы грамотнее и полнее ответить на этот вопрос, решить все эти проблемы, но нам нужно сказать, что в Москве есть такая вот система дошкольного образования, у нее есть такая вот характеристика, она ориентирована вот на такой портрет ребенка, разные взрослые включаются в эту систему, делают вот это, и мы в результате получаем вот такие результаты. Для этого нам нужен такой портрет человека, который работает с дошкольным детством. Нам нужен системный анализ подготовки кадров, закрепление, может быть, каких-то направлений подготовки кадров в колледжах и вузах. Соединение портрета ребенка и портрета воспитателя, понимание того, что мы должны иметь в результате дошкольного образования, требование к тому, что мы должны иметь в подготовке кадров и в среде, в которой ребенок растет и развивается, – узловой комплекс, на который мы сегодня должны обратить самое серьезное внимание.
Елена БУЛИН-СОКОЛОВА, директор Центра информационных технологий и учебного оборудования:
Как мама и бабушка, я хочу сказать, что сегодня наша система дошкольного образования очень сильно ориентируется на подготовку к школе. Уже говорилось об этом много, но как только мы запишем слова «подготовка к школе» в программном документе как формулировку основной задачи, на это в своей работе будут сориентированы все. Уже сегодня одного из детей в нашей семье, посещающего дошкольное образовательное учреждение, привязывают к стульчику, чтобы он не ходил по комнате, потому что, когда он сидит, готовится к школе лучше, как считает воспитатель ДОУ. Другой вопрос, что дети приходят в нашу школу и оказываются неготовыми к ней. Но это вопрос не низкого качества наших ДОУ, а неготовности школы принять ребенка-дошкольника. Нам очень многое для этого нужно менять в нашей начальной школе, потому что, когда наши дети оказываются в школе, основной ведущей деятельностью по-прежнему остается игра, но учитель начальной школы не может допустить ее в свое классное помещение. Это большая, если не роковая, ошибка всей нашей системы начальной школы.
Александр КУТУЗОВ, ректор Московского гуманитарно-педагогического института:
– Когда я говорю о дошкольном образовании, то чувствую себя и папой, который водит своего ребенка в детский сад и абсолютно удовлетворен системой дошкольного образования, и ректором педагогического вуза, который готовит кадры для ДОУ. Но я еще и потенциальный дед и член коллегии Департамента образования, и у меня возникает несколько вопросов, которые мы должны были бы серьезно обсудить.
Программа развития дошкольного образования принимается на 10 лет вперед. Я хотел бы увидеть в ней какие-то новые направления развития, то, что называется сейчас прогностикой. К сожалению, эти моменты настолько растворены в общем тексте, что приходится их буквально вытаскивать. Да, действительно, трудно прогнозировать. Но система образования с таким количеством своих городских педагогических вузов способна делать какие-то вещи. Мне кажется, прогнозы должны строиться в системе потребностей родителей и детей, которые меняются. Маленький человечек, как и взрослый, меняется, исходя из этого потребности родителей, которые возникают, не всегда связаны с запросами. Например, когда мы говорим об инклюзивном образовании, почему бы не выстраивать сейчас, в новых условиях, параллельно родительскую академию? Ведь многие проблемы, о которых мы говорили на коллегии Департамента образования, решались, и это можно сделать, на это есть силы, для этого есть соответствующие наработки.
Мы замечаем, и мониторинг это показывает: у москвичей снова возникает потребность в более раннем отправлении детей в дошкольные образовательные учреждения. Это то, что называется раннее детство. В Советском Союзе были очень серьезные наработки относительно того, как готовить к работе с совсем маленькими детишками. Вот эту проблему нам нужно сегодня тоже рассматривать, так как потребности в работе с детьми, которые приходят в ДОУ в раннем детстве с года до трех лет, будут расти. Мы тоже должны каким-то образом это отметить, тем более что у нас в этом плане есть наработки. Систему нужно восстанавливать, потому что многие из ныне работающих воспитателей не знают, как работать с такими детишками.
Еще один важный момент: сотрудничество с ЮНЕСКО. Школы начинают поворачиваться к ребенку. Раньше советский, а теперь и российский человек, выезжая за границу, становится немым. Опять же и тут есть наработки. Так почему Москве не сделать шаг в этом направлении, тем более что родители просят занятия по раннему изучению иностранного языка на минимальном уровне? Это поможет решить проблему школы, так почему не начать это обучение? Не везде, но тем не менее начать.
Мы много говорим о содержании воспитания в детских садах. Мне кажется, что главное – это все-таки выявление развития и поддержка способностей детей, их одаренности. Такие технологии для работы с детьми есть, ребенок приходит в детский сад, а многие родители не знают, не умеют поддерживать одаренного ребенка. Нам нужно выявить то, что ребенку интересно, пропустить его через различного рода действия. Тогда сразу и результат будет другим, и родители придут к заведующему с совершенно другими глазами, услышав от воспитателя, что их ребенок обладает особыми способностями и нужно на это обратить внимание. Будет совсем другое общение детей и родителей.
Хорошо, что мы занимаемся интеллектуальным развитием, а кто занимается эмоциональным развитием? Почему бы нам не сделать (тем более что хороший опыт в Москве есть) общемосковский творческий детский конкурс «Солнечный зайчик»?
Комментарии