Радостно уносится резвый конь из открытого стойла. Есть и кого обогнать, и погнаться за кем…
Перегородки, перегородки в педагогике на каждом шагу. Вот, скажем, почему детский сад отделен от школы? А та в свою очередь от средней. И выше, и выше… Добро бы польза какая была, так нет, каждый педагог, поработавший лет пять, воочию убеждается: переход из одной замкнутой системы в другую – всегда обрыв цепи, нарушение преемственности. Для ребенка – тяжел и болезнен. Проблема, кажется, волнует всех. Болевые точки обозначены. Но дальше, как говорится, тишина. Потому что учителю задача эта не по силам. Для ее решения нужны другие условия. Не только знание возрастных особенностей детей, их возможностей, психологии, физиологии, но и разносторонних предметных. Причем не меньше, чем на вузовском уровне. Речь идет о специалисте широкого профиля.
Неправда, что первой учительнице достаточно быть доброй. Это от “доброй” мама водит ребенка “на сторону” – в кружки , секции и студии. Это там он рисует, танцует, поет. А для чего же тогда провел за партой полдня? Чтобы получить новую порцию нагрузок во второй половине?
И потом, педагог всегда боится проверок, “белые” ли придут, “красные”… Ждут контролеров из “дошкольного” отдела – обкладываются соответствующими методичками. “Школьникам” нужны будут совсем иные бумаги. Те и другие дело свое знают: за черту – ни ногой.
Бывший сотрудник Академии педнаук рассказывал, что у них на этаже на одной стороне располагался сектор начальной школы, на другой – дошкольного воспитания. “Мы только в буфете встречались”.
Человек может так всю жизнь прожить в закрытом “ящике” с незажженной свечой, не зная, что представляет собой одаренную, творческую, яркую личность. Потому лишь, что не нашлось, кому эту свечку зажечь.
Но правда в том, что педагог (какая разница, “на каком он возрасте”) должен обязательно “предъявлять” эту свою индивидуальность детям. Должен, потому что творец по своей натуре. Берущий все барьеры. Как берет их сама жизнь. Такая “неправильная”.
…На пороге знакомой школы столкнулась с мамой, ведущей из детского сада сынишку. Потом увидела их на занятии литературной студии. Мама посещает его вместе со старшим, второклассником. А этого, младшего, тянет сюда по простой причине: не с кем оставить. Таких “хвостиков-вольнослушателей” насчиталось несколько. Одни следили за происходящим буквально открыв рот, другие могли и попрыгать, и под стол залезть… Словом, вели себя как в храме. Или в семье? Ведь, согласитесь, дома никому в голову не придет “размечать” квартиру на классную и детсадовскую половины с разными режимами “организации жизнедеятельности”.
Открытая система, она и таланты открывает.
…Радостно уносится резвый конь из открытого стойла. Есть и кого обогнать, и погнаться за кем…
Елена КОМАРОВА
Комментарии