search
main
0

Перекличка через столетие. или Что для нас самое главное

Вторая половина августа. Наверное, уже готовы и утверждены сценарии традиционных августовских педагогических конференций и совещаний на региональном и муниципальном уровнях (традиции в их проведении – из числа наиболее бережно сохраняемых в системе образования). Будут представлены успешные результаты ЕГЭ, впервые прошедшего повсеместно, в штатном режиме; будет уделено много внимания проблеме духовно-нравственного воспитания школьников (раз уж этой проблемой пришлось заниматься Президенту России); неоднократно прозвучат новые русские слова «мониторинг» и «портфолио»; будут искренние поздравления и заслуженные награждения… Но может случиться и так, что за всем этим насущным и нужным, из-за недочетов сценария или нехватки времени, никто не скажет всем учителям – на всех языках, на которых они учат своих учеников, – чего-то важного и главного.

Если немножко пофантазировать, то это важное и главное могло бы прозвучать даже так:

Дорогие наши учителя!

Мы, народ Российской Федерации, вручаем и доверяем вам на предстоящий учебный год самое дорогое и самое прекрасное из того, что у нас есть, – четырнадцать миллионов наших детей, десять процентов населения России. Первого сентября они выйдут на праздничные линейки – от Чукотки до Калининграда, и вместе с ними придут многие из нас, родителей. В какой еще праздник в России выходит на улицу столько людей?..

Нынешний год – особенный: нужно срочно найти ответы на суровые вызовы сегодняшнего мира, нужно с умом спланировать мир завтрашний, нужно детально и честно разобраться в прошлом – во избежание… В наших детях (они всегда особенные) пересекаются и круто замешены недавнее прошлое, непростое настоящее и пока не очень ясное будущее. Они очень разные, наши дети, и очень сложные. Каждый из них, пожалуй, сложнее самого современного суперкомпьютера. Но мы уверены, что ваш высокий учительский профессионализм поможет вам разобраться и вы всегда будете понимать наших детей. Мы твердо верим: от того, чему и как вы будете учить их, как мы все вместе будем их воспитывать, какими они выйдут из стен школы, напрямую и надолго зависит будущее нашей России.

Мы знаем, как трудна профессия учителя. Мы знаем, что порой вам приходится действовать по планам, которые начертаны далекими от детей и не любящими их людьми. Пусть в этих ситуациях вам поможет ваша любовь к детям, а мы, со своей стороны, будем делать все, чтобы эта любовь оказалась взаимной. Мы знаем, что ваша учительская зарплата – это национальный позор, если сравнивать с теми странами, которые берутся за образец при нынешнем реформировании системы образования. Поэтому мы будем всеми законными способами добиваться того, чтобы и руководители образования, и депутатский корпус, и правительство, все ветви власти, все ее вертикали и горизонтали осознали и почувствовали наконец государственное значение и высочайшую ценность учительского труда. Президент Российской Федерации в ноябрьском Послании Федеральному Собранию счел необходимым напомнить, что образование «в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации». А это означает – в прямом смысле слова! – что вы, дорогие учителя, делаете самое главное дело в стране, главнее, чем авиастроение, нефтегазодобыча и нанотехнологии, потому что вы готовите наших детей к тому, чтобы они стали талантливыми авиаконструкторами, удачливыми нефтегазодобытчиками и гениями нанотехнологий.

С верой, надеждой и любовью мы отправляем наших детей в школу на новый учебный год и желаем вам, дорогие наши учителя, и вашим близким (ведь это так важно!) доброго здоровья и счастья! И пусть в вашей благородной работе вам помогают оптимизм, терпение, педагогическое мастерство и любовь к детям, пусть вам сопутствуют радость творчества, удача и успех!

Основными докладчиками и просто выступающими на всех августовских конференциях и совещаниях обычно бывают руководители разных рангов. Такая у них работа: подвести итоги, назвать лучших, поставить очередные задачи. Но, может быть, и в их адрес, в порядке обратной связи, нужно сказать что-то важное, сценарием не предусмотренное. Если еще немножко пофантазировать и представить руководителей образования собравшимися за одним круглым-круглым столом, то, может быть, это важное могло бы прозвучать даже так:

Уважаемые дамы и господа! Позвольте сердечно поздравить вас с наступающим новым учебным годом и с тем, что вам доверено вести за собой огромную армию российских учителей. По своей численности эта армия превосходит Вооруженные силы страны. Но ведь по тонкости душевной организации, по ранимости и хрупкости тоже превосходит – 90% в ней составляют женщины. Пожалуйста, будьте с ними мягче и деликатнее, не очень часто упоминайте о необходимости «поставить перед учителем более жесткие условия», «стандартизовать и навести порядок»… Конечно, порядок нужен, но ведь и некоторая свобода творчества – тоже, а иначе… Помните, как у ретивых героев Салтыкова-Щедрина «вскоре окромя порядка ничего другого в хозяйстве и не осталось»… Но, может быть, надо навести порядок в странной логике, которая неоднократно озвучивалась: «Надо поддерживать сильных и передовых, помогать им в первую очередь, а слабые и отсталые сами, своими силами подтянутся и догонят»… И, может быть, надо быть осторожнее с перемещением образования в сферу услуг (где выбор всегда за клиентом: хочу – воспользуюсь, а хочу – и не воспользуюсь). Получение среднего общего образования – конституционная обязанность гражданина России, причем более жесткая, чем воинская обязанность, – там существуют отсрочки и освобождения.

Уважаемые руководители! Вы встроены во все вертикали и горизонтали власти. Пожалуйста, напоминайте там, что наш сосед, партнер и в чем-то конкурент Китай тратит на образование 11% внутреннего валового продукта, Япония и США – по 12%, Финляндия – 16%, а мы в России – не больше 4%. И возникает риск для России угодить в так называемый «круг отсталости Б.Кнолла»: недостаточное финансирование образования – слабость системы образования и подготовки кадров – низкая квалификация кадров – низкая производительность труда – отставание экономики – недостаточное… смотри начало «круга».

И еще. Мы все прекрасно понимаем, что учителя не приедут в Москву, как когда-то шахтеры, стучать касками по мосту. Биться за права и благосостояние учителя – это ваша благородная задача. Убеждайте – и вас должны услышать! – что если в ряде регионов учительская зарплата едва превышает прожиточный минимум – это позор, ущерб международному авторитету страны. А если учительская зарплата может отличаться в разы, в зависимости от экономических возможностей разных регионов, – это дикость. Давайте тогда немедленно превратим Единый Государственный в Разнообразный Региональный: где зарплата учителя ниже, там и требования экзамена попроще…

Все мы еще с первого класса знаем: подсказывать нехорошо. Тем не менее очень хочется дать вам, наши уважаемые руководители, подсказку. Вот послушайте: «Если бы вы знали, как России необходим хороший, умный, образованный учитель. Нельзя платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, вы понимаете? – воспитывать народ! У нас в России учителя необходимо поставить в какие-то особенные условия. И это нужно сделать скорее, если мы понимаем, что без широкого образования народа государство развалится, как дом, сложенный из плохо обожженного кирпича».

Это Антон Павлович Чехов.

И ему ответили: «Ключевая роль в школе принадлежит учителю; и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов, чтобы сохранить в школах лучших педагогов… Мы сделаем все, чтобы учитель стал уважаемой фигурой в обществе».

Это Дмитрий Анатольевич Медведев.

Эта перекличка через столетие, этот диалог двух русских интеллигентов нас всех ко многому обязывает.

Не правда ли?

Ленинградская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте