search
main
0

Переходный возраст. Подросткам необходимы поддержка и понимание

«Подростки исключительно эгоистичны, считают себя центром Вселенной и единственным предметом, достойным интереса, и в то же время ни в один из последующих периодов своей жизни они не способны на такую преданность и самопожертвование. Они вступают в страстные любовные отношения – лишь для того, чтобы оборвать их так же внезапно, как и начали. С одной стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь общества, а с другой – они охвачены страстью к одиночеству. Они колеблются между слепым подчинением избранному ими лидеру и вызывающим бунтом против любой власти. Они эгоистичны и материалистичны и в то же время преисполнены возвышенного идеализма. Они аскетичны, но внезапно погружаются в распущенность самого примитивного характера. Иногда их поведение по отношению к другим людям грубо и бесцеремонно, хотя сами они неимоверно ранимы. Их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом. Иногда они трудятся с неиссякающим энтузиазмом, а иногда медлительны и апатичны». Так писала о подростках Анна Фрейд.

И сколько бы еще ни писали, ни говорили об этом «переходном» возрасте в жизни каждого человека, никогда этого не будет много. Так и остается этот период сложным для всех: и для самих подростков, и для их родителей, и для окружающих.

Подростков в этот период можно сравнить с инопланетянами, которые изучают неизведанное им пространство, но только инопланетянами на своей же планете.

Подросток развивается на этом этапе стремительными темпами. Меняются пропорции тела, появляется угловатость, неуклюжесть, неловкость, лицо «украшают» прыщи.

Вот пример online-вопроса психологу от пятнадцатилетней барышни:

– Мой рост – 175 см. В принципе не очень большой для девушки, но в нашем городе большинство парней и девчонок ниже меня. Меня это несколько смущает. Иногда кажется, что все смотрят на меня и насмехаются, хотя ни одного выпада в свой адрес по поводу роста не слышала. Как быть?

Поводов думать, что она не нравится окружающим, у этой девочки вроде бы нет, но желание быть «как все» свойственно так же, как и сверстникам. Это новое отражение в зеркале не очень нравится, и любое случайное слово, незначительное замечание повергает в уныние или вызывает агрессию.

Подростки состоят из противоречий, их настроение меняется стремительно, они остро и болезненно реагирует на все происходящее вокруг, относящееся к ним лично и их не касающееся вовсе. Они ранимы, сверхчувствительны, пытаются скрыть свои чувства за маской безразличия, высокомерия и снисходительности или за бравадой, грубостью и дерзостью. Не каждый взрослый способен понять причины частой смены настроения подростка. Взрослым, как правило, кажется, что нет причин или они незначительны. Ну а некоторые считают, что если не замечать проблем, то их нет. Бывает, что тревожные родители за своим страхом и тревогой не могут заметить тревоги и страха своего подрастающего ребенка.

Словом, сплошная эмоциональная нестабильность. А эта эмоциональная нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Подросток-инопланетянин в это время уже стал «жертвой бушующих гормонов».

Масса новых ощущений, особенных, странных, связанных и с характерными для этого периода вегетососудистыми нарушениями, и с половым созреванием и просыпающимся половым влечением.

Реакция мальчишек и девчонок на раннее сексуальное развитие неодинакова. Девчонки, которые развиваются раньше своих сверстников, страдают от большего недовольства своим внешним видом и пониженной самооценки, тогда как мальчишки, чье развитие происходит раньше сверстников, обладают высокой самооценкой и пользуются большей популярностью.

Сексуальные переживания подростков проявляются разными способами – написание стихов, туфли на каблуках, мальчишки звонят девчонкам, и, наоборот, в лексиконе появляются словечки типа «телка» и так далее. В поведении и речи появляется грубость, так как при сформированных внешних данных подросткам не хочется выглядеть сексуально наивными. И конечно же, в отношениях много агрессии и раздражения друг на друга, потому что так вести себя безопаснее, чем копаться в своих запутанных чувствах.

Наступает пора разговоров родителей с детьми на сложные темы сексуальности. Ведь именно полноценная беседа с взрослым может помочь в дальнейшем подростку строить здоровые отношения. Такая беседа поможет изучить и принять самого себя, развить чувство близости с другим человеком, научиться получать физическое наслаждение. Одним словом, познать свою планету и жить в мире с собой и соседями. Самоустранение взрослых от разговоров на тему сексуальности приведет к засорению планеты подростка: ранние беременности, венерические заболевания, злоупотребления, ощущение жертвы – вот весь тот мусор, который будет мешать гармоничному развитию планеты.

Вообще влияние взрослого в этот период на жизнь подростка очень велико. Несмотря на то, что ребенок начинает претендовать на равные права со взрослым: требует отношения как к взрослому, идет на конфликты, отстаивает свою «взрослую» позицию, – у него как никогда велика потребность в понимании, во внимании взрослых, родителей в частности.

Подросток растет и требует автономии, но не каждая семья готова пересмотреть отношения со своим ребенком-подростком. А этот инопланетянин испытывает сильное желание освободиться от опеки, добиться хотя бы относительной независимости, и одновременно с этим ему необходима любовь родителей, необходимо их мнение. Задача родителей – принять чувство взрослости ребенка.

В семьях, где признают и поощряют растущую автономию детей, где отношения строятся на доверии, где все открыты для общения, где обсуждаются правила поведения и требования, дети превосходно адаптированы, уверены в себе, хорошо учатся, обладают высокой самооценкой, а в юношестве – разумны, ответственны, в меру независимы.

В семьях, где приказывают и ждут беспрекословного выполнения приказов, где жесткие требования, дети замкнуты, угрюмы, боязливы, раздражительны, зависимы, тревожны и неуверенны.

Если родители не регламентируют поведение детей, любят их и открыты для общения с ними, ни в чем не могут отказать своему чаду и в семье нет никаких границ поведения, дети склонны к непослушанию и агрессивности, неадекватности и импульсивности, игнорируют нормы и правила, не обладают самоконтролем. В редких случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

У эмоционально холодных родителей, обремененных своими проблемами, да еще безразличных и враждебных, ничто не удержит ребенка от разрушительного, проблемного поведения.

С приближением подросткового возраста своих детей родители почему-то усиливают бдительность и требовательность, они пытаются контролировать каждый шаг своего ребенка, тем самым разжигая с ним борьбу за власть. И все из-за того, что не уверены в способности подростка нести ответственность за свои поступки. А ведь большинство подростков вполне готовы нести ответственность за возвращение домой вовремя, за выполнение обязанностей по дому, за принятие решений, за приглашение своих друзей домой и даже, каким бы странным это ни казалось родителям, за выбор друзей. И еще подросток имеет право высказать свое мнение.

Не понятый в семье подросток бежит в компании, ищет себе авторитетов на улице.

В период взросления ребенка родителям необходимо прийти к соглашению с ним и установить правила поведения. То есть определить время возвращения с прогулки, расписание совместных с ребенком мероприятий, обсудить обязанности по дому и так далее. При этом не стоит забывать, что ребенок имеет право общаться с друзьями и проводить с ними свободное время, что он имеет право, когда захочет, побыть один. Когда соглашение установлено, то уже никаких уступок со стороны родителей при нарушении соглашения подростком быть не должно. Даже несмотря на риск, что ребенку могут грозить неприятные последствия. Изменения в согласованные правила родители имеют право вносить только после обсуждения с ребенком, исключая случаи, когда появляется угроза здоровью и жизни подростка.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что незнакомая планета станет подростку-инопланетянину родной только тогда, когда рядом с ним будет взрослый, обладающий профессиональным мастерством, который не стремится поучать, не читает моралей, способный понять, одним словом, вызывающий уважение и преклонение. А у взрослых есть все шансы стать именно такими и помочь подросткам-инопланетянам стать хозяевами своей планеты, взрастить на ней цветущие сады и создать комфорт, с которым дальнейшее существование на этой планете будет в удовольствие всем.

Светлана ЖИВЕНКОВА, семейный психотерапевт

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте