search
main
0

Переходное звено. Центр инклюзивного образования – мост между болезнью и адаптацией в обществе

В декабре 2016 года по итогам нового Всероссийского конкурсного проекта «Учительской газеты» «Успешная школа» шесть учреждений образования страны были объявлены победителями. Среди самых успешных оказался новгородский Центр инклюзивного образования.

Центр был создан в 1993 году с целью обеспечения доступности и качества образовательной среды для детей-инвалидов. Его учредитель – Департамент образования и молодежной политики Новгородской области. В данный момент в структуре центра два здания. Расположены они на противоположных концах Великого Новгорода: в Западном микрорайоне и на Торговой стороне – так, что семьи имеют возможность выбрать место учебы, а это для ребят с проблемами здоровья очень важно.  В здании на Торговой стороне учатся дошколята и ребятишки из начальной школы. Среднее общее образование с 1-го по 11-й класс дает отделение центра в Западном микрорайоне. Дети имеют инвалидность или им рекомендовано индивидуальное обучение по заболеваниям опорно-двигательного аппарата, нарушениям зрения, соматическим заболеваниям хронического характера, сложным множественным нарушениям здоровья. Как проходит обычный день учащихся центра? Например, у первоклашек уроки заканчиваются в 12 часов, затем сон, прогулка, обед в столовой. Дальше начинаются занятия в группе продленного дня.ГПД – настоящее раздолье для внеурочных занятий по интересам. Это могут быть кружки и секции по информационно-компьютерной грамотности, изучению полезных привычек, школа почемучек, разнообразные коррекционные занятия. Часто к ребятам в гости приезжают друзья – волонтеры, представители некоммерческих организаций – с концертами, развлекательными программами. Любимое занятие воспитанников центра – посещение городских библиотек. К услугам ребят в помещениях центра  бассейн, оснащенный подъемником, оборудованный зал для лечебной физкультуры. В центре есть собственный музей игрушки. Его организовала педагог Галина Кошкина. Дети с удовольствием ходят сюда, а кто-то и самостоятельно проводит для сверстников экскурсии по его экспозиции.Ребята постарше имеют возможность заниматься робототехникой, изучать компьютерные технологии, рисовать. Важно, что центр не живет отдельной жизнью. Его воспитанники активно участвуют во всех городских и областных мероприятиях, среди которых – Президентское тестирование, спортивные праздники, концерты. Часто ученики центра становятся победителями и призерами в дистанционных конкурсах, показывают хорошие результаты на ГИА, ЕГЭ. Сейчас, например, ребята готовятся к межрегиональному дистанционному конкурсу проектов для детей с ОВЗ, в котором будут участвовать Пестовский район Новгородской области, Великий Новгород и Санкт-Петербург. Очередное мероприятие марта – в библиотеке для слепых и незрячих «Веда» состоится 5-й городской конкурс чтецов стихотворных произведений «Солнечный ветер». Нужно успеть найти для конкурса произведение, выучить его и записать видео для отборочного тура. Жизнь после учебных занятий кипит, успеть бы все, что хочется! В беседе с заместителем директора по УВР новгородского Центра инклюзивного образования Викторией Барышевой я задаю щекотливый вопрос. Он неизбежно возникает в связи с тем, что существующий закон об образовании дает возможность родителям и детям выбрать любое учреждение для получения среднего общего образования. Так где же лучше учиться ребенку со сложным заболеванием – в таком специализированном учреждении, как центр, или в обычной школе?Виктория Валентиновна отвечает так:- Мое мнение: инклюзия должна быть постепенной и очень бережной. Наше учреждение мы как раз позиционируем как промежуточное звено для детей со сложными заболеваниями. В обычной школе такого ребенка встречают класс с наполняемостью 25 человек и в целом 1000 учеников. А у нас в центре малая наполняемость классов. Во всей школе учатся приблизительно 300 человек. Получив опыт обучения в таких условиях, ребенок и его родители в дальнейшем могут принять решение о переходе в массовую школу. Если же у ребенка нет возможности или желания учиться в обычной школе, то мы считаем, что у него должна быть альтернатива – такая, как наше учреждение.Важная часть работы центра – дистанционное обучение. По  дистанционно-образовательным технологиям в настоящий момент обучаются 100 ребятишек из Новгородской области. Им бесплатно предоставляются компьютерная техника и интернет-связь. В этой программе имеют право участвовать все дети, которые обучаются на дому и являются инвалидами. Для таких учащихся учебный план  увеличивается на три часа. Эти три часа дистанционной работы обеспечивают педагоги Центра инклюзивного образования, а остальные часы реализует школа, за которой закреплен ребенок.За какие же достижения новгородский Центр инклюзивного образования вошел в шестерку самых успешных школ России? – Мы именно потому решили участвовать в конкурсе, что критерии успеха выявлялись в процессе знакомства со школами, подавшими заявки, – говорит Виктория Барышева. – И мы рады, что наше мнение совпало с мнением жюри. Мы считаем, что не всегда критерии успешности определяются цифрами. Такое учреждение, как наше, не может быть первым благодаря, например, баллам сдачи ЕГЭ и ГИА. Хотя отмечу, что результаты государственной итоговой аттестации выпускников нашего центра выше средних значений по Новгородской области. А в 2014 году наша учащаяся за творческие достижения была удостоена стипендии «Господин Великий Новгород». И все же главным критерием успешности образовательного учреждения я бы определила другой фактор. Успешная школа – это школа, в которой каждому ребенку комфортно, где он гармонично развивается. Цель успешной школы – успех каждого ребенка. В силу  особенностей конкретного ребенка мы пытаемся выстроить ту траекторию, которая позволит ему стать успешным. А успех будет для каждого свой. Для кого-то успех – это научиться читать и писать, для кого-то – испытать эмоции и улыбнуться. А для кого-то успех – сдать ЕГЭ и поступить, как сделала одна из наших недавних выпускниц, на психолого-педагогический факультет НовГУ.  В рамках этого конкурса мы постарались показать, что нужно делать все возможное, чтобы каждый ребенок, поступивший в школу, нашел себя с помощью родителей, учителей и той среды, которая создана в образовательном учреждении. Спасибо за этот замечательный конкурс  и полученный с его помощью опыт «Учительской газете»!Центр инклюзивного образования осуществляет организационно-методическое сопровождение дистанционного общего образования в Новгородской области. В информационной образовательной среде реализуется более 94 учебных курсов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.Педагогический коллектив новгородского Центра инклюзивного образования – 59 человек. Специалисты – тифлопедагоги, олигофренопедагоги, дефектолог, логопед, психолог, учитель ЛФК. 98% педагогов имеют высшую квалификационную категорию. 100% педагогов прошли курсовое обучение по использованию компьютерных и коррекционных технологий в обучении.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте