search
main
0

Переход в 5‑й класс

Нет причин для стресса!

Учительница, ставшая такой близкой и родной, дружный класс, с которым четыре года вместе учились в одном кабинете… И вот настал тот момент, когда начальная школа осталась позади, грядет самостоятельная жизнь в среднем звене с разными учителями и кабинетами, новыми предметами и требованиями. Как бывшему ученику начальной школы не растеряться и быстро сориентироваться в изменившейся обстановке? Поговорим о том, как помочь пятикласснику обрести уверенность и опору на пороге средней школы.

Но для начала узнаем, что же происходит с ребенком с точки зрения возрастной психологии. Это кризисный период – переход от младшего возраста к старшему подростковому. Дети начинают ощущать себя более независимыми от мнения родителей, появляется стремление к познанию себя, отчуждению от прежних авторитетов. Теперь ребенок всячески отстаивает свою позицию перед взрослым, усваивает новые моральные ценности от своих сверстников. Важность общения, дружбы выходит на первый план, учеба перемещается на второй. С возрастанием умственных нагрузок огромное влияние на самооценку ученика оказывает успешный результат усвоения знаний в виде отметки в дневнике.

Подростковое обостренное восприятие усиливает значимость побед или поражений в учебе. Из-за неравномерного физического развития вполне естественна нестабильность психики. Возрастная психология показывает нам, что физиологически ребенок в этот период очень уязвим и нуждается в понима­ющем и чутком отношении со стороны близких людей и педагогов.

Что же меняется в жизни пятиклассника?

Огромное количество разных требований по каждому предмету, а ведь еще нужно привыкнуть к быстрому темпу письма, изобилию классной и домашней работы, к новым условиям их оформления. Теперь искать информацию нужно самостоятельно, так же как и работать с ней. Каждый учитель просит выполнять задания по-разному: по истории нужно отвечать строго по учебнику, по литературе выражать только свои мысли. У каждого педагога свой характер, под который нужно подстроиться. Не слишком ли большая нагрузка для ребенка? Это равносильно тому, если бы взрослый сменил работу и коллектив, те же эмоции, переживания и волнения!

Что должно насторожить учителей и родителей в период психологической адаптации в средней школе?

  1. Вы заметили, что ребенок не торопится идти в школу, рад любой возможности пропустить уроки, часто заболевает или симулирует болезнь.
  2. У ребенка подавленное или расстроенное состояние духа, он часто плачет, но не рассказывает причину.
  3. Он неохотно готов делиться впечатлениями о своих школьных буднях.
  4. Постоянно проводит время в одиночестве, ни с кем не дружит в классе, не получает приглашений на дни рождения, прогулки, у него никто не вызывает душевного расположения.

Никогда не бойтесь обращаться за помощью к детскому психологу! Иногда это необходимо!

Как могут поддержать педагоги и родители пятиклассника в этот проблемный период?

Конечно же, нужно взять ребенка за руку и пройти с ним этот путь вместе! Родители должны учитывать как особенности развития младшего подростка в этот период, так и трудности, свалившиеся на его плечи. Необходимо поддерживать, поощрять за приложенный труд, мотивировать похвалой стремление дойти до положительного результата в учебе. Можно начать готовить ребенка к предстоящему этапу заранее, предварительно занимаясь подготовкой к учебе летом, после окончания начальной школы. Так ему будет психологически легче адаптироваться к новому материалу.

Делать домашние задания вместе, но не полностью за него! Обязательно давать ребенку возможность выбора, самостоятельного принятия решений, не делать за него то, что он может сам. Это будет укреплять его уверенность в своих силах, растить в нем желание легко начинать новое дело и не бояться трудностей и поражений. Не принуждать к выполнению заданий, не наказывать за непослушание, а стараться объяснять на примерах каждый возможный исход ситуации.

Учителям-предметникам тоже нужно относиться к детям с пониманием, учитывать особенности психики каждого. Публичный ответ у доски одному ученику добавит собранности, поспособствует быстрой сообразительности. Для другого это сильнейший стресс и тревога, он нервничает, краснеет, переживает, а потом и вовсе забывает ответ, хотя до выхода к доске знал его наизусть. В таких ситуациях просто необходима поддержка учителя! Особенно когда ребенок слаб духом, его постоянно нужно мотивировать к результату.

Можно ободрять ребенка словами одобрения, наставлять его, помогать в поисках решений, поощрять успехи. А при неудаче в решении задания выражать в диалоге уверенность в его знаниях, в том, что он в следующий раз выучит и ответит лучше. Так уходит восприятие ошибки как страшного и необратимого унижения, воспитывается желание учиться, легко и свободно покорять новые вершины знаний, уходит страх ошибиться.

При активном участии в жизни ребенка родителей и учителей, при чутком и понимающем отношении дорога в пятый класс обещает быть интересной и увлекательной, а трудности будут восприниматься не как кочка на дороге, а как новая ступень в игре.

Анастасия МЫСОВА, учитель русского языка и литературы школы №1302

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте