Уже много лет образовательные учреждения Южного округа Москвы работают в условиях финансово-хозяйственной самостоятельности, сегодня уже можно говорить об определенном опыте работы.
При переходе на полную финансово-хозяйственную самостоятельность руководители образовательных учреждений столкнулись с серьезными проблемами, среди которых:- отсутствие нормативно-правовой базы, регламентирующей все направления деятельности бухгалтерского учета;- нехватка профессионально подготовленных бухгалтерских кадров в области образования;- отсутствие программного продукта, позволяющего осуществлять автоматизированный бухгалтерский и налоговый учет;- отсутствие электронного документооборота между образовательными учреждениями и вышестоящими организациями;- отсутствие специалистов, умеющих стратегически и тактически планировать экономическую деятельность бюджетных образовательных учреждений;- и самое главное – отсутствие знаний и опыта у самого руководителя образовательного учреждения в осуществлении самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности.Управление образования прекрасно понимало, что решить все проблемы в одночасье невозможно. Для создания квалифицированной экономической службы образовательного учреждения была составлена программа поэтапного перевода подведомственных учреждений на финансово-хозяйственную самостоятельность, которая включала в себя как проведение практико-ориентированных обучающих семинаров отдельно для руководителей, бухгалтерской службы и заместителей по административно-хозяйственной части, так и занятия для всей финансово-хозяйственной службы образовательного учреждения. Эта программа преследовала главную цель – создать в образовательном учреждении единую команду управления финансами, умеющую вести учет, анализировать и прогнозировать, рационально и эффективно использовать бюджетные средства, а также привлекать дополнительные источники финансирования. Правильность принятых управленческих решений подтвердилась 5 лет назад при безболезненном переводе образовательных учреждений округа на нормативно-подушевое финансирование, который привел к повышению качества предоставляемых образовательных услуг и конкурентоспособности самих образовательных учреждений. Мониторинг качества образования, его анализ и на его основе правильно принятые управленческие решения создают условия не только для работы, но и для развития образовательных учреждений. Не случайно 69 школ нашего округа стали победителями приоритетного национального проекта «Образование», что лишний раз подтверждает правильность выбранного нами пути. За это время практически полностью сменился директорский корпус школ округа. На смену пришли молодые, энергичные, знающие руководители, которые не просто продолжают работать в созданных до них условиях, но и ищут индивидуальные и эффективные пути дальнейшего развития образовательного учреждения. Естественно, что новые условия потребовали изменения в работе централизованной бухгалтерии, которая стала учебно-методическим центром, сопровождающим образовательные учреждения и помогающим руководителю осуществлять контроль за использованием бюджетных средств. С этой целью в централизованной бухгалтерии была создана служба внутреннего контроля, цель которой – осуществление контроля за выполнением требований документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность подведомственных учреждений. Таким образом, созданная юридическая служба позволила минимизировать нарушения законодательства Российской Федерации; служба технического обслуживания разработала и внедрила программный продукт, позволяющий осуществлять бухгалтерский и налоговый учет в едином информационном пространстве, также эта служба обеспечивает поддержку и сопровождение информационно-коммуникационного канала между образовательными учреждениями и службами округа; служба ведения бухгалтерского учета по договору с образовательным учреждением ведет бухгалтерский учет в случае смены главного бухгалтера образовательного учреждения или его отсутствия. Все это создало необходимые условия для осознанного перехода образовательными учреждениями округа в настоящее время на новую систему финансирования. Участие первых 16 школ округа в пилотном проекте – в апробации новой системы финансирования – подтвердило правильность наших действий. В новых условиях финансирования все начинают понимать, что каждый сотрудник должен получать по заслугам, или, правильнее сказать, за выполненную работу. Скажу честно, округу было не так сложно заинтересовать педагогические коллективы в реализации этого проекта, так как, работая на протяжении нескольких лет в этом направлении, мы многое уже подготовили – от разработки документации (схем, таблиц, положения для повышения качества образования) до его практической апробации. Переход образовательных учреждений на новую систему финансирования – это нелегкий путь перехода к высокой ответственности руководителя за каждое принятое решение, однако это и возможность направлять финансовые потоки, поступающие в образовательное учреждение, именно в то направление, которое наиболее в них нуждается. Начинать всегда нелегко, главное – понимать, для чего и как мы это делаем. А делаем мы все это для наших детей! Татьяна ДЮЖОВА, главный бухгалтер ЦБ №5
Комментарии