search
main
0

Переход через Альпы…

О педагогике духовного роста

Движение «Школа Л.Н.Толстого» на рубеже XX-XXI веков по времени совпало с началом выхода отечественной психологии и педагогики из «сумерек просвещения». Движение гуманистической, а несколько позднее экзистенциальной психологии Запада сделало очевидными достоинства личностно ориентированной парадигмы образования.

Уроки Толстого и школа культуры

Движение «Школа Л.Н.Толстого» возникло в 1990‑м, когда к педагогическому опыту классика обратились специалисты Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого и Тульского института развития образования. Ими была создана концепция современной Школы Л.Н.Толстого (В.Б.Ремизов, С.И.Мас­­­лов, И.А.Тру­­хачева, Н.А.Шай­ден­ко, И.А.Петрищенко, А.А.Орлов, В.М.Пет­ро­ви­чев, Е.Д.Мелешко, М.А.Козь­­мина). Чуть позже при Институте повышения квалификации Тульской области была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н.Толстого». В 1998‑м НИЛ получила статус федеральной экспериментальной площадки. Базовыми площадками лаборатории стали нынешние тульские гимназии – третья и четвертая, яснополянская гимназия №2, сельская школа (ныне гимназия) в Иншинке, Яснополянский детский дом, ряд детских садов. Проект «Школа Л.Н.Толстого» в эти годы был одним из самых молодых и самобытных в российском образовании.

Оттолкнувшись от идей Толстого, участники движения образовали единое духовно-педагогическое пространство. В результате произошло соотнесение толстовских идей с потребностями и задатками учеников, волеизъявлением родителей, муками учителей, совершивших свой «переход через Альпы» ради овладения педагогикой ненасилия и высших духовных смыслов.

Всем очевидно, какой вред принесла советская материалистическая психология своим невниманием к экзистенциальным особенностям человека. Безусловно, это повлияло на то, что педагогические открытия Толстого остались непонятыми, его духовное завещание «О воспитании» не было оценено. Многогранность взгляда Л.Н.Толстого на проблему детства, раздумья о том, как почувствовать взрослому человеку власть «силы детства», не побояться говорить с ребенком о проблемах жизни, смерти, бессмертия, которые волнуют каждого человека с малых лет, весьма актуальна. Пожалуй, впервые в педагогической практике уделяется большое внимание не просто получению новых знаний и приобретению навыков, а включению их в контекст становления духовной культуры ребенка. Одной из главных задач школ Толстого стало подтверждение на практике тезиса о том, что общедуховное, общекультурное и грамотно выстроенное физическое развитие ребенка положительно сказывается и на развитии его интеллекта. Массовая школа, как известно, следует иной установке: ЗУНы с их выходом на ЕГЭ.

Книга В.Б.Ремизова и движение

«Уроки Толстого и школа культуры» – так называется недавно вышедшая в свет книга известного литературоведа и специалиста в области музейного дела, заслуженного учителя России, создателя современной толстовской школы в России, писателя Виталия Ремизова. Интерпретируя толстовское понимание проблем свободы и обстоятельств, телесного и духовного, эгоистического и альтруистического начал в их общечеловеческом и социально-историческом значении, автор книги выделяет главенствующую роль нравственной основы получаемых знаний. Без этого единства не может идти речь о культуре образования. Все аспекты личности и деятельности человека в школьные годы ребенка соотносимы с нравственными аспектами жизни. На страницах своей книги В.Б.Ремизов рассказывает о том, как идеи Толстого и участников движения реализовались в парадигмах системы образования толстовских школ России, создании новых предметов и программ, корреляции базовых программ по различным школьным предметам, оригинальных учебных планах, методических разработках к урокам.

В статье «О воспитании» Толстой отвергает «принудительное и корыстное образование», признает приоритет свободы образования и целесообразности предлагаемых ученику знаний. Превыше всего ставится духовное знание с его двумя главными вопросами и, соответственно, двумя новыми предметами.

«Первый, что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру? и второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?» (Л.Толстой)

Вторая и третья очереди знаний – это жизнь своего народа и других народов (развернутый этнографический экскурс, включавший и иностранные языки).

Предметное знание Толстым поставлено на третье место. Оно должно содержать отбор материалов с точки зрения самого главного и необходимого для жизни человека по принципу разумной целесообразности.
Надо отметить, что в ходе развития эксперимента возникла система непрерывного образования (ясли-сад – школа – вуз – родительский университет). По-новому стали определяться задачи урока. Их содержание определялось тремя парадигмами Школы Л.Н.Толстого. I. Разум – культура чувства – самостоятельность. II. Золотая голова – золотые руки – золотое сердце. III. Родовое – социально-историческое – индивидуально неповторимое.

В какой степени урок, беседа, дискуссия, экскурсия, встреча, культурные, спортивные и другие формы образования и воспитания способствуют развитию у ребенка не только умственных способностей, но и потребности в разумном осмыслении мира, желания жить в границах культуры чувства, свободного волеизъявления, умения сделать собственный выбор?

В советское время педагогическое творчество Толстого пострадало от использования религиозной терминологии, так как ленинско-сталинская идеология практически запрещала ученым исследовать те аспекты, которые признавались «слабостью мыслителя», то есть ненаучными. А в этих «слабостях» содержалось зерно всей педагогики. Участники движения «Школа Л.Н.Толстого», вопреки существующей теоретической отсталости в понимании проблем духовности и нравственности, показали значимость этих проблем. Именно в этом главная их новация.

Предметы светской духовности заняли достойное место в школьном обучении. Начальной школе был предложен предмет о мире и душе человека «Чаша жизни», не имеющий аналогов в мировой педагогике. Среднему звену в период обострения переходного возраста адресован курс «Познай себя». В старших классах, на пороге выхода в большую жизнь, учащиеся приглашаются на семинар «Этика жизни».
У цикла предметов о светской духовности есть своя организующая весь материал идея, свои методологические и методические решения. Автор книги подробно останавливается на опыте преподавания «Чаши жизни», предлагает разработанную тематику на 5‑6 лет обучения. Это грандиозная картина мира и жизни человечества, в том числе и нашей Родины.

Девять лейтмотивов («Этот загадочный мир», «Моя Родина», «Планета людей», «Золотая ветвь», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни»), 45 проблемных блоков, 462 темы. Это намного серьезнее, чем сегодняшний предмет в начальной школе «Окружающий мир». В толстовских школах всегда находился учитель, который брал на себя миссию вести этот крайне сложный по методике обучения предмет, требующий от педагога постоянного совершенствования.

В толстовских школах отказались от раздельного изучения зарубежной и отечественной истории. Вместо этого ученикам предлагается курс «История развития человечества и цивилизаций», включавший в себя более основательные программные блоки по различным видам искусства и различным сферам знаний. История России в этом контексте смотрится масштабнее.

Естественный цикл начинается в начальной школе с предмета «Природа и труд» (освоение научных знаний в процессе практики, трудовой деятельности) и заканчивается в старших классах курсом «Естество­знание: современные концепции развития».

В каждом традиционном предмете имеются свои подвижки. О них вкратце рассказывает автор книги. Большее внимание он сосредоточивает на преподавании литературы в школе, называя этот предмет так же, как и Толстой свой двухтомник для народного чтения, – «Круг чтения».

Воспитание спасет мир

В наше время потеря интереса детей к чтению, движение к эпохе искусственного интеллекта, когда, кажется, уже и не нужна постановка вопросов развития духовности и нравственности на основе специально подготовленных текстов, движение «Школа Л.Н.Толстого» побуждает к глубокому осмыслению педагогики Толстого.

«Воспитание спасет мир» – этот лозунг Толстого рождался в период подъема экономического развития России в конце XIX – начале XX столетия. Именно в этот период Л.Н.Толстой поведал о главной потаенной и очень амбициозной цели: открыть новую школу и написать «о воспитании, чего никто не знает или с чем никто не согласен» (14 ноября 1865 г.).

«Круг чтения» в современных толстовских школах начинается с «Азбуки Л.Н.Толстого» (она выпущена в виде учебного пособия для учеников 1‑го класса). Тексты поданы не как у Толстого, а поурочно. Более ста притч и рассказов включено в эту книгу, и большая часть из них являет собой архетип жизни человека. Методика работы с книгой (а в толстовских школах чтение отделено от прописи) позволяет вывести ребенка из состояния внешнего читателя и войти в мир изучаемого на основе собственного опыта.

После этого детям 2‑4‑х классов предлагаются тексты из «Часа души» – трех книг, в которых помещена высокохудожественная проза русских писателей. Многие имена введены в школьную практику впервые.
Меняется логика изучения литературы и в других классах. Она основана на проблемно-тематическом подходе, и он нацелен на раскрытие духовного богатства человечества в сфере искусства слова (5‑й класс. «Святые таинства природы» («Человек и природа»). 6‑7‑е классы. «Отец. Отчий дом. Отечество». 7‑8‑е классы. «Запечатленное слово» («Человек и культура»). 8‑9‑е классы. «Я есмь, и я люблю» («Лики мира – лики любви»). 9‑й класс. «Пушкин и его эпоха»). Список художественных текстов заметно больше, чем можно освоить в рамках школьного времени, отведенного на изучение литературы. Однако он дает возможность сделать выбор как учителю, так и ученику, приобщает ученика к великим эпохам и великим именам. В старших классах предлагается курс истории русской словесности и изучение 5‑6 памятников мировой литературы.

Практика подтверждает, что совсем не устарели, полезны и даже обладают спасительной творческой силой тексты книг для чтения, которые были использованы участниками движения «Школа Л.Н.Толстого».
Задача метапредмета «Круг чтения» – воспитать в ребенке не только хорошего читателя, но и личность, способную к духовному росту, к раскрытию в себе лучших начал. Ощутима его связь с предметами светской духовности «Чаша жизни» (1‑5‑е классы); «Познай себя» (7‑8‑е классы), «Этика жизни» (9‑10‑е классы).

В основе этого единства лежат главные идеи толстовского эксперимента:
– равенство и свобода всех участников учебного процесса (дети, учитель, родители), противостояние всем формам унижения человеческого достоинства;
– социальное партнерство как основа служения людям (золотая голова – золотое сердце – золотые руки), человек не средство, а цель;
– единство разума, культуры чувства, самостоятельности (не путать: ум – чувство – воля);
– равнозначность трех начал в человеке – родового (природное и социальное), социально-видового, индивидуально неповторимого;
– любовь как высший дар жизни («потребность любить и быть любимым» (Толстой).

Естественно, что при таком подходе есть возможность реализации в процессе образования синтеза письменных жанров – художественных, философских, религиозных, публицистических, научных и т. д.
По существу, речь идет о подлинной интеграции предметов на уровне содержания образования и способов его воплощения в рамках как «Круга чтения», так и дисциплин светской духовности.

Кому и у кого учиться?

«Школа Л.Н.Толстого» в наши дни может расцениваться как поддержка духовных исканий писателя и постановка вопроса об актуальности перемен в области образования. Кстати, сам Толстой надеялся на здравый смысл русского народа, который помешает принять упорно переносившуюся чиновниками в российское народное образование западноевропейскую «эмпирическую абстрактную педагогику».

Во второй статье «О народном образовании» (1876 год), которую он назвал педагогической исповедью, писатель с горечью признал, что не был понят в полной мере педагогической общественностью. Толстой всячески пытался «разворошить муравейник тупоумия» методистов. С тонким психологизмом Толстой подчеркнул психотравмирующие, отупляющие детей методики, когда на уроке «душа ребенка, как улитка, спряталась в свой домик», все высшие способности (воображение, творчество, соображение) уступают место «полуживотным способностям школьного состояния»: «страх, напряжение памяти и внимание».

По большому счету не преодолен гуманитарный кризис в науках о человеке и до настоящего времени. Все это предвещает необходимость вернуться к духовным исканиям отечественного гения.

Возможно, для тех учителей, кто самостоятельно продолжает следовать идеям движения «Школа Л.Н.Толстого», будет полезно понять его опыт преподавания в Яснополянской школе и использование диалога, описанные им в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят». (Более подробно см. главу «Мастер-класс Л.Н.Толстого: статья «Кому у кого учиться…» в книге Н.В.Кудрявой «Лев Толстой – педагог. От народного учителя к учителю жизни». Изд-во «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна», 2013.)

В самом названии статьи Толстым заложена идея диалектического тождества учителя и ученика, что приводит к рождению качественно нового образования. Видимо, эти идеи создания обстановки соучастия, сострадания Толстой-педагог использовал на уроках «по вопросам морали» с крестьянскими детьми. Прием совместного написания сочинения неоднократно использовался Толстым в Яснополянской школе.

Что же касается экзистенциальных аспектов педагогического творчества Толстого, до раскрытия которых пока не доросла наша наука о человеке, то движение «Школа Л.Н.Толстого» и книга руководителя движения В.Б.Ремизова побуждают нас изучать их. Признаем, что педагогика Л.Н.Толстого не менее значима для человеческого сообщества, чем роман «Война и мир» для мировой литературы.

Наталья КУДРЯВАЯ, доктор педагогических наук, профессор, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте