О педагогике духовного роста
Движение «Школа Л.Н.Толстого» на рубеже XX-XXI веков по времени совпало с началом выхода отечественной психологии и педагогики из «сумерек просвещения». Движение гуманистической, а несколько позднее экзистенциальной психологии Запада сделало очевидными достоинства личностно ориентированной парадигмы образования.
Уроки Толстого и школа культуры
Движение «Школа Л.Н.Толстого» возникло в 1990‑м, когда к педагогическому опыту классика обратились специалисты Тульского государственного педагогического университета имени Л.Н.Толстого и Тульского института развития образования. Ими была создана концепция современной Школы Л.Н.Толстого (В.Б.Ремизов, С.И.Маслов, И.А.Трухачева, Н.А.Шайденко, И.А.Петрищенко, А.А.Орлов, В.М.Петровичев, Е.Д.Мелешко, М.А.Козьмина). Чуть позже при Институте повышения квалификации Тульской области была создана научно-исследовательская лаборатория «Школа Л.Н.Толстого». В 1998‑м НИЛ получила статус федеральной экспериментальной площадки. Базовыми площадками лаборатории стали нынешние тульские гимназии – третья и четвертая, яснополянская гимназия №2, сельская школа (ныне гимназия) в Иншинке, Яснополянский детский дом, ряд детских садов. Проект «Школа Л.Н.Толстого» в эти годы был одним из самых молодых и самобытных в российском образовании.
Оттолкнувшись от идей Толстого, участники движения образовали единое духовно-педагогическое пространство. В результате произошло соотнесение толстовских идей с потребностями и задатками учеников, волеизъявлением родителей, муками учителей, совершивших свой «переход через Альпы» ради овладения педагогикой ненасилия и высших духовных смыслов.
Всем очевидно, какой вред принесла советская материалистическая психология своим невниманием к экзистенциальным особенностям человека. Безусловно, это повлияло на то, что педагогические открытия Толстого остались непонятыми, его духовное завещание «О воспитании» не было оценено. Многогранность взгляда Л.Н.Толстого на проблему детства, раздумья о том, как почувствовать взрослому человеку власть «силы детства», не побояться говорить с ребенком о проблемах жизни, смерти, бессмертия, которые волнуют каждого человека с малых лет, весьма актуальна. Пожалуй, впервые в педагогической практике уделяется большое внимание не просто получению новых знаний и приобретению навыков, а включению их в контекст становления духовной культуры ребенка. Одной из главных задач школ Толстого стало подтверждение на практике тезиса о том, что общедуховное, общекультурное и грамотно выстроенное физическое развитие ребенка положительно сказывается и на развитии его интеллекта. Массовая школа, как известно, следует иной установке: ЗУНы с их выходом на ЕГЭ.
Книга В.Б.Ремизова и движение
«Уроки Толстого и школа культуры» – так называется недавно вышедшая в свет книга известного литературоведа и специалиста в области музейного дела, заслуженного учителя России, создателя современной толстовской школы в России, писателя Виталия Ремизова. Интерпретируя толстовское понимание проблем свободы и обстоятельств, телесного и духовного, эгоистического и альтруистического начал в их общечеловеческом и социально-историческом значении, автор книги выделяет главенствующую роль нравственной основы получаемых знаний. Без этого единства не может идти речь о культуре образования. Все аспекты личности и деятельности человека в школьные годы ребенка соотносимы с нравственными аспектами жизни. На страницах своей книги В.Б.Ремизов рассказывает о том, как идеи Толстого и участников движения реализовались в парадигмах системы образования толстовских школ России, создании новых предметов и программ, корреляции базовых программ по различным школьным предметам, оригинальных учебных планах, методических разработках к урокам.
В статье «О воспитании» Толстой отвергает «принудительное и корыстное образование», признает приоритет свободы образования и целесообразности предлагаемых ученику знаний. Превыше всего ставится духовное знание с его двумя главными вопросами и, соответственно, двумя новыми предметами.
«Первый, что я такое и какое мое отношение к бесконечному миру? и второй, вытекающий из первого: как мне жить, что считать всегда, при всех возможных условиях, хорошим и что всегда и при всех возможных условиях дурным?» (Л.Толстой)
Вторая и третья очереди знаний – это жизнь своего народа и других народов (развернутый этнографический экскурс, включавший и иностранные языки).
Предметное знание Толстым поставлено на третье место. Оно должно содержать отбор материалов с точки зрения самого главного и необходимого для жизни человека по принципу разумной целесообразности.
Надо отметить, что в ходе развития эксперимента возникла система непрерывного образования (ясли-сад – школа – вуз – родительский университет). По-новому стали определяться задачи урока. Их содержание определялось тремя парадигмами Школы Л.Н.Толстого. I. Разум – культура чувства – самостоятельность. II. Золотая голова – золотые руки – золотое сердце. III. Родовое – социально-историческое – индивидуально неповторимое.
В какой степени урок, беседа, дискуссия, экскурсия, встреча, культурные, спортивные и другие формы образования и воспитания способствуют развитию у ребенка не только умственных способностей, но и потребности в разумном осмыслении мира, желания жить в границах культуры чувства, свободного волеизъявления, умения сделать собственный выбор?
В советское время педагогическое творчество Толстого пострадало от использования религиозной терминологии, так как ленинско-сталинская идеология практически запрещала ученым исследовать те аспекты, которые признавались «слабостью мыслителя», то есть ненаучными. А в этих «слабостях» содержалось зерно всей педагогики. Участники движения «Школа Л.Н.Толстого», вопреки существующей теоретической отсталости в понимании проблем духовности и нравственности, показали значимость этих проблем. Именно в этом главная их новация.
Предметы светской духовности заняли достойное место в школьном обучении. Начальной школе был предложен предмет о мире и душе человека «Чаша жизни», не имеющий аналогов в мировой педагогике. Среднему звену в период обострения переходного возраста адресован курс «Познай себя». В старших классах, на пороге выхода в большую жизнь, учащиеся приглашаются на семинар «Этика жизни».
У цикла предметов о светской духовности есть своя организующая весь материал идея, свои методологические и методические решения. Автор книги подробно останавливается на опыте преподавания «Чаши жизни», предлагает разработанную тематику на 5‑6 лет обучения. Это грандиозная картина мира и жизни человечества, в том числе и нашей Родины.
Девять лейтмотивов («Этот загадочный мир», «Моя Родина», «Планета людей», «Золотая ветвь», «Отчий дом», «Час души», «Наедине с собой», «Жизнь и свобода», «Ступени жизни»), 45 проблемных блоков, 462 темы. Это намного серьезнее, чем сегодняшний предмет в начальной школе «Окружающий мир». В толстовских школах всегда находился учитель, который брал на себя миссию вести этот крайне сложный по методике обучения предмет, требующий от педагога постоянного совершенствования.
В толстовских школах отказались от раздельного изучения зарубежной и отечественной истории. Вместо этого ученикам предлагается курс «История развития человечества и цивилизаций», включавший в себя более основательные программные блоки по различным видам искусства и различным сферам знаний. История России в этом контексте смотрится масштабнее.
Естественный цикл начинается в начальной школе с предмета «Природа и труд» (освоение научных знаний в процессе практики, трудовой деятельности) и заканчивается в старших классах курсом «Естествознание: современные концепции развития».
В каждом традиционном предмете имеются свои подвижки. О них вкратце рассказывает автор книги. Большее внимание он сосредоточивает на преподавании литературы в школе, называя этот предмет так же, как и Толстой свой двухтомник для народного чтения, – «Круг чтения».
Воспитание спасет мир
В наше время потеря интереса детей к чтению, движение к эпохе искусственного интеллекта, когда, кажется, уже и не нужна постановка вопросов развития духовности и нравственности на основе специально подготовленных текстов, движение «Школа Л.Н.Толстого» побуждает к глубокому осмыслению педагогики Толстого.
«Воспитание спасет мир» – этот лозунг Толстого рождался в период подъема экономического развития России в конце XIX – начале XX столетия. Именно в этот период Л.Н.Толстой поведал о главной потаенной и очень амбициозной цели: открыть новую школу и написать «о воспитании, чего никто не знает или с чем никто не согласен» (14 ноября 1865 г.).
«Круг чтения» в современных толстовских школах начинается с «Азбуки Л.Н.Толстого» (она выпущена в виде учебного пособия для учеников 1‑го класса). Тексты поданы не как у Толстого, а поурочно. Более ста притч и рассказов включено в эту книгу, и большая часть из них являет собой архетип жизни человека. Методика работы с книгой (а в толстовских школах чтение отделено от прописи) позволяет вывести ребенка из состояния внешнего читателя и войти в мир изучаемого на основе собственного опыта.
После этого детям 2‑4‑х классов предлагаются тексты из «Часа души» – трех книг, в которых помещена высокохудожественная проза русских писателей. Многие имена введены в школьную практику впервые.
Меняется логика изучения литературы и в других классах. Она основана на проблемно-тематическом подходе, и он нацелен на раскрытие духовного богатства человечества в сфере искусства слова (5‑й класс. «Святые таинства природы» («Человек и природа»). 6‑7‑е классы. «Отец. Отчий дом. Отечество». 7‑8‑е классы. «Запечатленное слово» («Человек и культура»). 8‑9‑е классы. «Я есмь, и я люблю» («Лики мира – лики любви»). 9‑й класс. «Пушкин и его эпоха»). Список художественных текстов заметно больше, чем можно освоить в рамках школьного времени, отведенного на изучение литературы. Однако он дает возможность сделать выбор как учителю, так и ученику, приобщает ученика к великим эпохам и великим именам. В старших классах предлагается курс истории русской словесности и изучение 5‑6 памятников мировой литературы.
Практика подтверждает, что совсем не устарели, полезны и даже обладают спасительной творческой силой тексты книг для чтения, которые были использованы участниками движения «Школа Л.Н.Толстого».
Задача метапредмета «Круг чтения» – воспитать в ребенке не только хорошего читателя, но и личность, способную к духовному росту, к раскрытию в себе лучших начал. Ощутима его связь с предметами светской духовности «Чаша жизни» (1‑5‑е классы); «Познай себя» (7‑8‑е классы), «Этика жизни» (9‑10‑е классы).
В основе этого единства лежат главные идеи толстовского эксперимента:
– равенство и свобода всех участников учебного процесса (дети, учитель, родители), противостояние всем формам унижения человеческого достоинства;
– социальное партнерство как основа служения людям (золотая голова – золотое сердце – золотые руки), человек не средство, а цель;
– единство разума, культуры чувства, самостоятельности (не путать: ум – чувство – воля);
– равнозначность трех начал в человеке – родового (природное и социальное), социально-видового, индивидуально неповторимого;
– любовь как высший дар жизни («потребность любить и быть любимым» (Толстой).
Естественно, что при таком подходе есть возможность реализации в процессе образования синтеза письменных жанров – художественных, философских, религиозных, публицистических, научных и т. д.
По существу, речь идет о подлинной интеграции предметов на уровне содержания образования и способов его воплощения в рамках как «Круга чтения», так и дисциплин светской духовности.
Кому и у кого учиться?
«Школа Л.Н.Толстого» в наши дни может расцениваться как поддержка духовных исканий писателя и постановка вопроса об актуальности перемен в области образования. Кстати, сам Толстой надеялся на здравый смысл русского народа, который помешает принять упорно переносившуюся чиновниками в российское народное образование западноевропейскую «эмпирическую абстрактную педагогику».
Во второй статье «О народном образовании» (1876 год), которую он назвал педагогической исповедью, писатель с горечью признал, что не был понят в полной мере педагогической общественностью. Толстой всячески пытался «разворошить муравейник тупоумия» методистов. С тонким психологизмом Толстой подчеркнул психотравмирующие, отупляющие детей методики, когда на уроке «душа ребенка, как улитка, спряталась в свой домик», все высшие способности (воображение, творчество, соображение) уступают место «полуживотным способностям школьного состояния»: «страх, напряжение памяти и внимание».
По большому счету не преодолен гуманитарный кризис в науках о человеке и до настоящего времени. Все это предвещает необходимость вернуться к духовным исканиям отечественного гения.
Возможно, для тех учителей, кто самостоятельно продолжает следовать идеям движения «Школа Л.Н.Толстого», будет полезно понять его опыт преподавания в Яснополянской школе и использование диалога, описанные им в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят». (Более подробно см. главу «Мастер-класс Л.Н.Толстого: статья «Кому у кого учиться…» в книге Н.В.Кудрявой «Лев Толстой – педагог. От народного учителя к учителю жизни». Изд-во «Музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна», 2013.)
В самом названии статьи Толстым заложена идея диалектического тождества учителя и ученика, что приводит к рождению качественно нового образования. Видимо, эти идеи создания обстановки соучастия, сострадания Толстой-педагог использовал на уроках «по вопросам морали» с крестьянскими детьми. Прием совместного написания сочинения неоднократно использовался Толстым в Яснополянской школе.
Что же касается экзистенциальных аспектов педагогического творчества Толстого, до раскрытия которых пока не доросла наша наука о человеке, то движение «Школа Л.Н.Толстого» и книга руководителя движения В.Б.Ремизова побуждают нас изучать их. Признаем, что педагогика Л.Н.Толстого не менее значима для человеческого сообщества, чем роман «Война и мир» для мировой литературы.
Наталья КУДРЯВАЯ, доктор педагогических наук, профессор, Москва
Комментарии