search
main
0

Передовой человек и консервативное общество Тема “Мечтанья с глаз долой, и спала пелена”. 9-й класс

Цель: помочь ученикам определить свою гражданскую позицию.
Форма урока: гражданский форум.
Правила проведения форума:
1. Каждый может высказать свою точку зрения по проблеме.
2. Все выступления выслушиваются до конца.
3. Обсуждение не должно выходить за рамки выбранной темы.
4. Уважительное отношение к любому высказыванию.
5. По желанию дополнять друг друга.
Описание проблемы
Как жить человеку, обладающему нравственным благородством, искренностью, простодушием и честностью, в обществе, где тирания как вид политической власти нуждается в рабстве, в рабской психологии, основанной на страхе, подчинении, так как тирания существует и развивается только благодаря рабству.
Три подхода к проблеме
Класс делится на три группы. Каждая определенное время обсуждает выбранный подход к проблеме.
Первый подход
Жизненные принципы фамусовского общества.
а) Кто из героев комедии входит в фамусовское общество? Что это за люди? (Дать краткую характеристику каждому).
б) По каким качествам они оцениваются?
в) Какую цель преследуют в жизни?
г) Что говорят о воспитании и образовании?
д) Почему боятся всего прогрессивного?
Второй подход
Жизненная позиция Чацкого.
а) Кто такой Чацкий?
б) Какие жизненные принципы фамусовского общества более всего ненавистны Чацкому?
в) Должен ли человек прислушиваться к общественному мнению?
г) С кем борется Чацкий? Стоят ли эти люди того, чтобы тратить на них силы? Не лучше ли было не витийствовать на балу, а действовать, войти в тайное общество?
д) Пушкин отказал Чацкому в уме за то, что он свои умные речи говорит “на бале московским бабушкам”, а первое свойство умного человека – знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и прочими. Как вы относитесь к этому утверждению А.Пушкина?
Третий подход
“Кто же Чацкий, победитель или побежденный?”
а) Можно ли доказать текстом комедии слова И.Гончарова: “Чацкий сломлен количеством старой силы…”?
б) Смог ли Чацкий в спорах с членами фамусовского общества отстоять свою гражданскую позицию?
в) Показал ли Грибоедов Чацкого победителем?
г) Как бы вы сыграли на сцене действие IV, явление 14-е?
В конце форума каждый заполняет анкету. (См. таблицу). Анкета помогает избрать каждому учащемуся свою гражданскую позицию.
Учитель литературы делает вывод.
Учитель граждановедения делает вывод.
Из выступлений ребят
По первому подходу.
Фамусовское общество – убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорого прошлое, век Екатерины II, когда была особенно сильна власть дворян-помещиков. Люди в этом обществе ценятся по происхождению и богатству, а не по личным качествам.
Дворяне фамусовского круга не видят в крестьянах людей.
Цель жизни для Фамусова и его гостей – карьера, почести, богатство.
Консервативное общество Фамусовых боится всего нового, прогрессивного, что может угрожать его господствующему положению. Воспитание, которое получают представители фамусовского общества, делает их чуждыми своему народу.
Наша сегодняшняя жизнь напоминает страницы комедии Грибоедова “Горе от ума”. Большинство людей живет по законам фамусовского общества (бессловесность, карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству). Так жить легче, быстрее дойдешь “до степеней известных”.
Протекция, кумовство – обычное явление в мире Фамусовых и в наши дни. Большинство людей заботится сейчас не об интересах государства, а о личной пользе. Так обстоит дело на гражданской службе, то же видим мы и среди военных.
Таких, как Чацкий, мало. Это наше будущее. Если бы у нас в стране было побольше людей честных, искренне переживающих за судьбы нации, соблюдающих законы, отстаивающих свою гражданскую позицию, то жизнь людей значительно улучшилась бы. Будущее России за нами. Но мы не уверены, что со временем из людей прогрессивных превратимся в консерваторов.
По второму подходу.
Фамусовскому обществу противопоставлен Александр Андреич Чацкий. Это передовой человек “века нынешнего”. Пребывание за границей обогатило Чацкого новыми впечатлениями, расширило его умственный кругозор, но не сделало поклонником всего иностранного. Возвратившись в Москву, он нашел в жизни дворянского общества ту же пошлость и пустоту, которые наблюдал еще в юности. Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Идеал Чацкого не Максим Петрович, а независимая, свободная личность, чуждая рабской принадлежности. Он защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким
и прекрасным,
Они тотчас: – разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!!

Под этими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Чацкий стоит за развитие национальной культуры. Он сам “искал ума” во время пребывания на Западе. Ценность человека Чацкий видит в его личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: “Зачем же мнения чужие только святы?” Чацкий выступает против произвола, деспотизма, против лести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живут консервативные круги дворянства.
Д.Тронин: Чацкий поступил глупо, высказывая свои взгляды на жизнь на балу, куда люди пришли совсем не за тем, чтобы слушать критику в свой адрес. Пушкин был прав, назвав Чацкого дураком.
С.Евстратов: Консерватизм – это традиция, а традиции нужно поддерживать.
В.Карапетян: Если бы Чацкий хотел помочь государству, он должен был бы пойти служить дальше. У него был бы высокий чин и, следовательно, власть. Он мог бы создать свою партию.
С.Евстратов: Если бы Чацкий служил, он был бы в подчинении у таких, как Фамусов. Следовательно, опять прислуживаться.
В.Карапетян: Сначала он бы прислуживался, а спустя какое-то время, когда достиг бы высоких чинов, сам диктовал бы свои условия.
В.Малыгин: Как он мог получить чин, если не хотел прислуживаться?
В.Карапетян: Видя, что его не понимают, Чацкий не должен был высказываться дальше. Уважения к себе надо добиваться службой.
В.Малыгин: Чацкий не станет добиваться уважения за счет прислуживания.
В.Карапетян: Поддержка друзей или партии – это сильная позиция. Один он ничего не сделает.
С.Евстратов: Свои идеи Чацкий не смог бы воплотить в жизнь ни в фамусовском обществе, ни в каком-либо другом, потому что слишком честный и прямолинейный. Таких людей не очень-то принимают.
Т.Семенова: Знания, сила и воля таких, как Чацкий, нужны любой стране, такой человек, как Чацкий, может сегодня повлиять на общество. Чацкий мог бы быть депутатом. У нас в школе есть ребята, которые борются за идею.
В.Карапетян: Например, Кочнева Лена стала омбудсменом школы. Теперь она может решить наши проблемы на уровне администрации школы.
Т.Семенова: Ученик 11-го класса Олег Калинин поступает дальновиднее Чацкого. Он сначала находит единомышленников, а потом высказывает свою точку зрения.
С.Тарасов: Если люди в нашей стране станут ощущать себя гражданами, будут уважать и соблюдать законы, отстаивать свою гражданскую позицию, то мы многого добьемся, но это будет не сразу, а постепенно. Ошибка Чацкого была в том, что он опережал свое время и не хотел понять, что перемены быстро не делаются.
По третьему подходу.
– Чацкий – трагический герой, попавший в комедийную ситуацию. “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы новой”, – писал И.Гончаров в статье “Мильон терзаний”. Чацкий сохраняет верность своим идеалам. Он, с одной стороны, победитель, так как устроил в фамусовском обществе переполох, а с другой – побежденный, потому что не сумел на свою сторону привлечь людей из фамусовского общества. Старое общество оказалось сильнее, потому что находится в большинстве. Гражданскую позицию он не отстоял.
Слово учителя литературы:
– Значение комедии А.Грибоедова необычайно велико. В ней подняты остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании. Не менее важно и воспитательное значение комедии. Грибоедов подверг критике мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия. Со всей отчетливостью и убедительностью он показал, как гибнут в этом мире, где господствуют Фамусовы и Молчалины, лучшие человеческие качества. Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важную для писателя-реалиста задачу речевой характеристики героев. Прочитав комедию, Пушкин сказал: “О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы”.
Слово учителя граждановедения:
– Многие вопросы, поставленные А.Грибоедовым в комедии, остаются без ответа и в наше время. Из ваших выступлений можно сказать, что человеку с передовыми взглядами тяжело жить в обществе, где за основу в отношениях между людьми в большинстве случаев взято лицемерие, подхалимство, взяточничество. Чтобы воплотить свои прогрессивные идеи в жизнь, нужно собрать вокруг себя единомышленников, потом образовать партию, а уже следующим шагом должно стать обращение к правительству со своей программой преобразования страны. Все это требует времени и терпения.
Самое важное в борьбе с невежеством – не отчаиваться и не разочаровываться, не падать духом. Благородство, независимость, высоту мысли, истинность чувств нужно защищать. Без таких личностей, как Чацкий, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто перестало бы развиваться и затем погибло. Но, как и во все времена, и в наше время есть такие люди, и от вас зависит, сколько их будет в недалеком будущем.

Зинаида МУРИНА,
учитель истории и граждановедения;
Ольга ГРЕБЕНЩИКОВА,
учитель литературы
пос.Пугачево,
Удмуртия

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте