Быть первым – это всегда непростая задача. Это страшно, волнительно, трудно. Особенно сложно, если ты обучающийся с нарушением слуха.
Ребята из СКОШИ №30 каждый день доказывают, что ограниченные возможности здоровья не являются препятствием для достижения своих целей. Мы расскажем вам о подготовке и мотивации слабослышащих обучающихся к участию в социально значимых мероприятиях города.
Мотивация определяет желание учиться или его отсутствие. Она состоит из побуждений ребенка, его явных и неявных целей, настойчивости, ожиданий от учебы и веры в себя. Самое главное, что важно понимать родителям: мотивация бывает хорошая и плохая. Внутренне мотивированный ребенок интересуется самим процессом учения, ему интересна задача, и он получает удовольствие от ее решения. Он нацелен на то, чтобы в первую очередь что-то делать.
Для дальнейшей мотивации школьников стоит обратить внимание на установление краткосрочных задач, которые реалистичны для выполнения, и отмечать их достижения.
Говорят, можно достичь всего, если знаешь, зачем, поэтому хороший учитель и настоящий наставник должен не просто научить конкретному действию или навыку, а объяснить ребенку, для чего это необходимо. Поняв свои перспективы, ученик сам придет к тому, что знания, транслируемые педагогом, ему нужны. Этому способствует создание благоприятной, эмоционально комфортной среды в школе, которая побуждает, заинтересовывает и направляет учеников. И самым важным элементом в этом механизме является наставник, который должен быть не просто бездушной машиной, а настоящим навигатором и другом для детей с высоким уровнем открытости. Современный педагог должен обладать навыками и качествами, побуждающими учеников к движению, действию, заражать любовью к познанию и развитию. Потому что никто из нас не захочет учиться у того, кто не вызывает в нас интереса. Только тогда, когда ребенок позитивно расположен к педагогу, когда учитель может разделить с ним увлечения и искренне включиться в его проблемы и переживания, школьник захочет проявить внимательность к тем знаниям, которые передает педагог. Только выстроив человеческие отношения с обучающимися, возможно сделать процесс обучения позитивным и интересным.
Важно обращать внимание не только на успешных в учебе ребят, но стараться охватывать и тех, кто не очень уверен в своих возможностях. Видеть сильные стороны ребенка, идти по пути его интересов и хобби, даже если они не связаны с образовательной деятельностью, – вот задача наставника. Уделять внимание каждому – значит делать вклад в становление будущего поколения социально активных граждан Российской Федерации.
Выявить талантливых и творческих школьников помогло участие в проектах регионального отделения Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Отправной точкой стал совместный с движением проект «Разговор в тишине», который направлен на популяризацию изучения русского жестового языка и культуры глухих. Данный проект позволил привлечь внимание наших ребят к деятельности детских организаций и дать импульс к участию в других проектах и конкурсах. Так, ученица нашей школы Веселина стала спикером интерактивной площадки «Класс мастера» в рамках форума Московского отделения РДДМ, который собрал более тысячи участников. Подготовка к мастер-классу включала развитие навыка самопрезентации, выступления на публике и, конечно, коррекционную работу.
В течение декабря 2022 года в ЦВЗ «Манеж», где распахнул свои двери Дом молодежи, наши обучающиеся стали амбассадорами стенда РДДМ. Ребята смогли проявить себя, расширить круг общения, познакомиться с новыми и интересными людьми. Такая возможность позволила включить ребят в социально значимые мероприятия и доказать, что снижение слуха не является помехой, если ты на пути к мечте.
– На самом деле мы бы никогда в своей жизни не подумали, что принимать участие в столь масштабном мероприятии так здорово и важно. На стенде много чего интересного происходило, начиная со знакомства с участниками и заканчивая встречей с Сергеем Владиленовичем Кириенко, – поделились активистки школы Веселина и Ксения.
События позитивно повлияли на наших детей, расширили их горизонты и позволили взглянуть на мир под другим углом. Благодаря этому по инициативе группы школьников в нашей образовательной организации появилось первичное отделение Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Сейчас ребята разрабатывают проект для начальной школы, который направлен на популяризацию профессиональной деятельности учителя. Данная инициатива даст возможность обучающимся старших классов попробовать себя в роли наставников. В движении ребята приобщаются к таким важнейшим ценностям нашего общества, как патриотизм, добро, справедливость. Дети в возрасте от 8 до 18 лет с различными слуховыми возможностями и уровнем речевого развития смогут реализовать себя, раскрыть свой потенциал, попробовать себя в разных ролях.
Участие ребят в подобных проектах выполняет одну из самых важных задач, возложенных на школу, – социализации и адаптации детей с нарушениями слуха в обществе слышащих людей. Включение обучающихся в значимые городские мероприятия – это инклюзия, к которой мы стремимся и ради которой работаем каждый день.
– Наши дети очень способные, – заметила Ирина Евгеньевна, директор школы. – Мы стараемся развивать таланты каждого из воспитанников. Хотим, чтобы те знания и навыки, которые приобретаются в стенах школы, смогли во взрослой жизни помочь им общаться, дружить и интересно проводить время.
Екатерина ПОПОВА, учитель-дефектолог специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна;
Наталья ШИКЕРИНА, педагог-организатор специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №30 имени К.А.Микаэльяна
Комментарии