search
main
0

«Перечитай через 20 лет»

Почему менторская позиция педагогу не к лицу

На центральных улицах Владикавказа в этом году появились баннеры с портретами лучших учителей республики. С такой инициативой по случаю Года педагога и наставника выступила Северо-Осетинская республиканская организация Профсоюза образования. На одном из баннеров запечатлена ветеран педагогического труда и профсоюзного движения, учитель высшей категории Наталья Кириченко. Хотя понятие «ветеран» с трудом вяжется с этой элегантной красивой женщиной. Ее педагогический стаж составляет более 20 лет и таков же стаж работы в профсоюзных структурах разного уровня. Наталья Кириченко – победитель городского и республиканского конкурса «Учитель года»-2001. В 2003 году, будучи председателем профсоюзной организации школы №43 Владикавказа, она одержала победу в региональном конкурсе «Профсоюзный лидер в образовании». В 2009 году была избрана заместителем председателя Северо-Осетинской республиканской организации профсоюза и до 2014 года работала в этой должности, совмещая ее с профессией педагога. Наталья Юрьевна награждена орденом «За вклад в просвещение», отмечена многими профсоюзными наградами. Но не меньшую ценность, а может, и большую представляют для нее воспоминания благодарных учеников. Один из откликов мы публикуем на своих страницах.

Наталья КИРИЧЕНКО

 

«Да Наташа Ростова – просто эгоистка! Избалованный ребенок, который думает только о себе! Может, добрая, чистая, но ужасно эгоистичная!» – такую тираду заготовила я для урока литературы.

Когда мы в школе проходили «Войну и мир», мне ужасно не нравился этот главный женский образ романа. Очень! К этому раздражению, видимо, еще примешивалось юношеское чувство максимализма, собственные представления о том, что такое хорошо… В общем, шедевр Толстого дался мне не то чтобы с трудом, но через преодоление этого самого раздражения.

К уроку, где мы должны были разбирать роман, я готовилась яростно. Представляла, как выскажу все, что думаю по поводу этой Наташи. Репетировала, что отвечу на контраргументы учителя. Страшно кипятилась заранее!

И вот урок. Наш учитель по русскому и литературе – Наталья Юрьевна Кириченко. Строгая, справедливая, очень интеллигентная. И красивая. С ней спорить не хотелось. Но – надо. Потому что Наташа Ростова – совершенно не то, за что ее выдают учебники литературы!

Тяну руку. Наталья Юрьевна, естественно, дает высказаться. И вот я, краснея, потея и, наверное, запинаясь – не помню точно, – выдаю пламенную речь (текст смотрите выше).

Высказалась и с вызовом жду дискуссии в формате «прозревшая ученица против учительницы, защищающей рекомендации системы образования». И что вы думаете? Она со мной согласилась! Ну как согласилась… Сказала, что это прекрасно, что я не просто механически прочитала роман, а пропустила через себя, пережила описанные автором ситуации, дала им собственную оценку, которая, без сомнения, имеет право на существование. Деликатно напомнила, что Наташа Ростова – это еще и способность любить, эмоциональность, богатый внутренний мир. В конце концов, Лев Николаевич наделил эту героиню всеми качествами, которые так ценил в женщине. Но это все ни в коем случае не отменяет моего восприятия, сказала Наталья Юрьевна. И порекомендовала вернуться к роману еще раз, но позже. Лет через двадцать. (Я, кстати, вернулась. Ростова меня раздражает гораздо меньше, но симпатична еще не вполне. Подожду еще – мало ли…)

Почему я так долго описываю вроде бы совершенно проходной школьный эпизод? Потому что из таких случаев складывались все наши уроки литературы. Наталья Юрьевна при всей своей принципиальности никогда не становилась в менторскую позу, если ученик осмысленно подходил к материалу и не соглашался с общепринятой точкой зрения. Она улыбалась из-под чуть нахмуренных бровей, кивала, задавала дополнительные вопросы, но никогда не говорила: «Ты, ребенок, не прав. Ты жизни не видел, а туда же – классиков критиковать!»

В этом и есть ее удивительная сила педагога: учить думать, переосмысливать, давать возможность не соглашаться, но приводить доводы в защиту своего мнения…

А вот еще картинка из жизни. Это было лет десять спустя после того, как мы окончили школу. Я – молодая мама. В пособии для родителей от доктора Спока вычитала, что малыш должен находиться на свежем воздухе не менее двух часов в день. Ну, два так два.

Ребенок, коляска, книжка – мой боевой арсенал в то время. Встречаю Наталью Юрьевну. Страшно рада! Она спрашивает, что читаю. Я рассказываю, что «Империю ангелов» Вербера. Что страшно заманчивая идея у него там описана: набирать баллы за добрые дела при жизни, а потом реинкарнироваться по заслугам. Что как-то спокойнее на душе оттого, что впереди у тебя не этот вечный христианский страх по поводу ада, а бесконечное количество попыток, которые дают возможность стать лучше…

Наталья Юрьевна очень по-доброму рассмеялась. Говорит: «Да, Оль, хорошую религию придумали индусы!» Я даже расстроилась, что она совершенно не разделила мой восторг…

Тому моему ребенку, который тогда был в коляске, почти 19 лет. А я все думаю про «хорошую религию»… И все больше соглашаюсь со своим педагогом. Потому что не все так просто. Потому что человек часто ленив – и душой тоже. И ему может быть вполне комфортно лежать камнем по Верберу – а для этого в предыдущей жизни можно отринуть вообще все моральные принципы…

О мудрости, поразительном такте Натальи Юрьевны можно рассказывать бесконечно. Например, как я, читая перед классом мое любимое стихотворение Есенина «Утром в ржаном закуте…», на словах «семерых ощенила сука» дико засмущалась и сказала «семерых ощенила собака»… А учитель понимающе кивнула – знала, что сейчас в классе поднимется хохот из-за простого русского слова и уже ничего не объяснишь этим резвым подросткам ни про Есенина, ни про материнское горе, ни про «показался ей месяц над хатой одним из ее щенков»…

Дорогая Наталья Юрьевна! Спасибо, что вы были в моей школьной жизни! И за то, что были потом, – тоже спасибо! Спасибо за след, который оставили. За то, как учили, и за то, чему научили! Мне бесконечно повезло! Доброго вам здоровья и еще много благодарных учеников!

Ольга ДЗГОЕВА, выпускница средней общеобразовательной школы №43 Владикавказа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте