…Поезд с командой журналистов «УГ» и первым заместителем министра образования РФ Виктором Болотовым мчался на юго-восток страны, в Пензу. Здесь 19-20 июня мы провели выездное заседание редакции по вопросу модернизации образования в регионе. И… открыли для себя Пензу.
Мы познакомились с богатейшими культурными традициями города и области, традициями, которые неотделимы от образования. Более девятисот памятников истории и культуры находится на пензенской земле, среди них Музей-заповедник М.Ю. Лермонтова «Тарханы», Музей-усадьба В.Г. Белинского, Музей-театр им. В.Э. Мейерхольда, первый в мире музей одной картины…
Губернатор Василий Кузьмич Бочкарев, его заместитель по социальным вопросам Елена Алексеевна Столярова, министр образования области Василий Петрович Букин и зам. министра Ольга Федоровна Федосеева встречали нас радушно. С первой же минуты они вовлекли нас в круговорот событий – только поспевай.
Встречи в администрации области, «круглые столы», презентация региональных программ и проектов, посещение региональных центров обработки информации и Федерации Интернет Образования, школ, лицея и университета, знакомство с историей края, большая культурная программа, представленная нам, – все это помогло создать целостную картину социально-экономической и культурной жизни региона, системы образования, понять его специфику, его проблемы и достижения, то, чем живут на этой земле люди…
«Именные школы» держат марку
Школы, лицеи, гимназии на протяжении последних трех лет активно участвуют в экспериментах, проводимых Министерством образования России совместно с региональными органами управления образованием в рамках модернизации.
С 2001 года в регионе идет эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. В 2001-2002 учебном году завершился переход на 4-летнюю начальную школу. Из 32 районов и городов области в 26 реализуются программы профильного обучения. В 2002 году 95% детей в возрасте от 3 до 18 лет прошли диспансеризацию. В 2002 году Пензенская область включена в состав участников Федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена (об этом – ниже), результаты которого позволяют более объективно оценить состояние общего образования области.
Немало здесь собственных, очень важных для региона программ и проектов. Так, 17 педагогических коллективов участвуют в проекте «Именные школы», а они здесь носят имена А.Н.Радищева, В.О.Ключевского, А.И.Куприна, М.Ю.Лермонтова… Причем все эти люди – уроженцы пензенской земли, что дает возможность педагогам обогатить содержание образования регионального и школьного компонентов, использовать богатейшие региональные, культурно-исторические традиции края с опорой на творчество и жизненный опыт великих земляков в воспитательных целях.
В области действует большая программа по сельским школам, поскольку подавляющее число районов – сельские. Более того, на их базе открываются экспериментальные площадки разного уровня – муниципального, областного, федерального. В ближайшие месяцы в 146 сельских школах будут установлены приемные станции спутникового доступа к интернету. На их базе планируется создать информационные центры деловой активности села.
Разработана целевая программа поддержки и развития детско-юношеского и студенческого спорта, в связи с чем набирает силу проект «Оснащение школ спортивным инвентарем».
Ошибки быть не должно!
С посещения регионального центра обработки информации (РЦОИ) при Пензенском областном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования началось наше знакомство непосредственно с учреждениями и организациями системы образования области.
Центр был создан в начале этого года для того, чтобы в первую очередь обеспечить технологию проведения ЕГЭ, хотя основное предназначение РЦОИ – поддержка единого образовательного информационного пространства.
В настоящее время создается вертикальная система сбора и обработки сведений по образовательной статистике, в частности по результатам тестирования и единого государственного экзамена. Это – с одной стороны, а с другой, формируется новая система оценивания выпускников. Все это и привело к необходимости создания единой информационной среды в регионе, ядром которой стал мощный вычислительный, или иначе – ресурсный центр.
– С какими проблемами вы столкнулись при проведении столь масштабного эксперимента? – спрашиваем зам. министра образования Пензенской области по информационным технологиям В. Линькова.
– Проблема надежности оборудования перед нами вставала постоянно – мы решали ее по ходу, – отвечает Валерий Михайлович. – Параллельно и людей обучали, и программное обеспечение создавали. Работали вместе с Центром тестирования, поэтому эксперимент по сути был корпоративным.
В центре обработки информации нам рассказали о следующем этапе проведения ЕГЭ после того, как пункты сдачи единого госэкзамена свою работу сделали. Заполненные учениками бланки с тестовыми заданиями поступают в РЦОИ, там сканируются и проверяются верификаторами. Бланки с заданиями группы С распечатываются и передаются на проверку экспертам или экзаменационной комиссии. Протестированные бланки автоматически «идут» в Москву. Там они обрабатываются и возвращаются назад с баллами и соответствующими им оценками.
Специалисты центра обработки информации говорят, что они приобрели опыт решения такой сложной задачи, как сбор, обработка и предоставление информации по результатам единого государственного экзамена – информации, от которой во многом зависит дальнейшее образование детей.
ЕГЭ – проблема эта не нова
Эксперимент по введению ЕГЭ в стране идет третий год. В регионах интерес к нему растет, о чем свидетельствует возрастающее число его участников. Если в 2001 году единый госэкзамен проводили у себя 5 регионов, в 2002-м – 16, в 2003-м – 47. Среди них и Пензенская область, которая успешно провела у себя эксперимент и на сегодняшний день четко определилась с позицией к ЕГЭ: только такая форма итоговой аттестации выпускников будет отныне в школах региона.
Однако для того, чтобы принять решение об участии во всероссийском эксперименте, нужно было создать базу для перехода к новым критериям качества общего образования, независимой оценке подготовки выпускников, да и вообще по-новому осмыслить значение образования в соответствии с запросами общества, государства, семьи.
Область оказалась готовой участвовать в эксперименте.
И еще один важный момент. Весь минувший учебный год через местные средства массовой информации проводилась большая кампания по информированию населения, подготовке детей и педагогов к ЕГЭ, во время которой разъяснялись и значение, и механизмы проведения единого госэкзамена. А когда выпускники сдали необычный экзамен и могли поделиться свежими впечатлениями, через интернет организовали телемост по проблемам и перспективам единого государственного экзамена. Такую интересную форму обсуждения животрепещущего вопроса придумали в гимназии «Дидакт». Каждый заинтересованный человек, будь то ученик, педагог, управленец, родитель или любой другой близкий выпускнику человек, на протяжении всего времени подготовки, проведения и подведения итогов эксперимента по ЕГЭ мог высказать свое отношение к такой форме сдачи итоговой аттестации, принять участие в общественном обсуждении образовательной проблемы, а это, безусловно, очень важно.
Обо всем этом говорилось на «круглом столе» «ЕГЭ: за и против», который был проведен с привлечением широкого круга общественности Пензенской области.
Обсуждение показало, что ЕГЭ рассматривают как механизм реализации прав участников образовательного процесса, а не как панацею от всех бед. В то же время и проблем этот «механизм» порождает немало. Свое выступление заместитель министра образования Пензенской области Светлана Кудинова выстроила четко: цели ЕГЭ – права участников образовательного процесса – результат – проблемы. И хотя ярых противников ЕГЭ за «круглым столом» не оказалось, дискуссия состоялась острая. Первый заместитель министра образования РФ Виктор Болотов выслушивал мнения педагогов, родителей и управленцев, а также ребят, сдававших ЕГЭ, соглашаясь и не соглашаясь с их позицией, замечаниями и предложениями, и, может быть, в сотый раз объяснял, что и как следует делать, дабы избежать ошибок, «проколов», искусственных трудностей при проведении единого госэкзамена. Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец дал свое обоснование значимости ЕГЭ для развития не только образования, но и всей страны. Оно заключается в том, чтобы сделать высшее образование доступным всем слоям населения и обеспечить тем самым перемещение членов нашего общества из разряда бедных в разряд более обеспеченных людей. Петр Григорьевич обратился к оригиналу первого номера «УГ» за 1924 год. Ссылаясь на нее, он рассказал, какие вопросы ставились газетой почти 80 лет назад. Оказывается, проблема, которую обсуждали в тот день, не нова…
Русская классика в классической гимназии
Одно из старейших учебных заведений в Пензе, которое мы посетили, – классическая гимназия №1 имени В.Г.Белинского. Ей 218 лет!
Редко встретишь школу, где работали и учились столько выдающихся людей, где сами стены «дышат» историей и настраивают на возвышенную волну. Хотя в судьбах многих людей, имеющих отношение к этой гимназии, немало трагического и несправедливого.
«…Литература составляла исключительно его занятие и была для него единственным средством к существованию. Плоды его непрерывной осьмнадцатилетней деятельности весьма многочисленны», – сообщил «Современник» в мае 1848 года после кончины Виссариона Григорьевича Белинского, похороненного в дешевой части кладбища в пригороде Петербурга.
Пройдет много лет, прежде чем именем Белинского назовут школу, где он когда-то учился. Сюда, в гимназию №1, он поступил в 1829 году, а до этого учился в уездной гимназии в городке Чембар. «Ревизовал Чембарское училище» И.И.Лажечников, автор исторических романов, в том числе и популярного в то время «Ледяного дома».
Здесь завязалось знакомство Ильи Николаевича Ульянова, молодого преподавателя физики и математики, с родственницей его коллеги Марией Александровной Бланк, давшее начало семьи Ульяновых. Памятник этим двум влюбленным стоит ныне в уютном скверике перед гимназией. В кабинете физики сохранились приборы, с которыми работали более 150 лет назад, в бытность Ульянова. Используют их на уроках и сейчас. А школьная библиотека предоставляет ребятам возможность читать книги ХIХ века и, разумеется, века прошедшего.
В 1992 году общеобразовательной школе им. В.Г.Белинского был возвращен статус классической гимназии. Сейчас, как и два столетия назад, это единственная классическая гимназия в губернии.
Сколько судеб человеческих тут переплелось, сколько талантливых учеников, достойных граждан России выпущено ею! Но история не осталась в прошлом. Жизнь и деятельность вошедших в летопись людей – в галерее портретов на стенах, стендах об истории края и интересных исторических личностях и достойных современниках, что висят в каждом классе, в краеведческом материале, включенном в программу по истории в 10-м классе, в курсах «Выпускники гимназии в истории страны», «Декабристы-пензенцы», «Пенза – моя вдохновительница»…
«Себя как в зеркале я вижу…»
Традиции гуманитарного образования в России возрождаются, и это видно на примере еще одной гимназии, с работой которой мы познакомились. Шла презентация программы «Экспериментальная и проектная деятельность» в системе образования Пензенской области, и директор гимназии «Дидакт» Татьяна Георгиевна Ивошина рассказала, как они осуществляют сетевое взаимодействие федеральных экспериментальных площадок через программу «Интернет-стажировка». Да, это образовательное учреждение далеко продвинулось в освоении информационных и телекоммуникационных технологий. Но не только.
Здесь делают ставку на творческую личность, а интернет-технологии – лишь средство достижения целей!
Удивительно: гимназисты открывают для себя увлекательную необъятную страну… Франглию. Это страна, на «территории» которой разместились Великобритания, США, Австралия, Франция, Бельгия, Швейцария, Канада. Через интересное открытое путешествие в пространстве и во времени дети изучают культуру, историю, литературу и языки разных народов. Учатся уважать и ценить других людей, откуда бы они ни были и на каком бы языке ни говорили.
Еще в «Дидакте» придумали проект «Журнал делают дети». Татьяна Георгиевна принесла на «круглый стол» результаты этого проекта – печатный орган гимназии «Зеркало». Причем придумали его не сейчас, когда пошла мода на всякие новинки, а 11 лет назад. Листаешь этот школьный журнал и погружаешься в особый творческий мир ребят…
По указу императрицы и приказу министра…
Пенза гордится не только своими школами и гимназиями, но и классическим университетом.
…Знакомит нас с вузом ректор профессор, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук, академик Международной академии информатизации Владимир Волчихин. Владимир Иванович обращает наше внимание на современную материальную базу университета, практически полностью соответствующую университетским требованиям, оборудованные по европейским стандартам кафедры.
– У нас ежегодно открываются новые специальности, – рассказывает он, – на сегодняшний день их 65. Университет объединяет 16 факультетов и Институт государственной службы управления, на его базе организованы и действуют Межотраслевой региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров, Пензенское отделение Международной академии информатизации, Научный центр фундаментальных исследований РАН. На разных формах обучения у нас более 11 тысяч студентов, профессорско-преподавательский состав насчитывает свыше 700 человек, из них около 100 докторов наук и свыше 300 кандидатов наук.
В системе образования вуз тесно сотрудничает со школами. В 2002-2003 учебном году ПГУ активно включился в эксперимент по проведению единого государственного экзамена. Специалистами университета была разработана и внедрена информационно-аналитическая система на основе так называемых ГИС-технологий (геоинформационные системы) для анализа результатов и оптимизации организации ЕГЭ. Она дает большие возможности: это и мониторинг образовательной сферы региона, и наглядное представление результатов ЕГЭ, и возможность проанализировать, как сдали единый госэкзамен выпускники различных населенных пунктов и куда, в какие вузы, на какие факультеты и специальности они поступили, и сравнение результатов ЕГЭ с годовыми оценками, и сопоставление данных за разные годы… На экране, как на ладони, вся система образования области сквозь призму ЕГЭ.
С электронными учебниками пока «напряженка»
Университет – крупнейший центр информатизации региона. В рамках реализации федеральной программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001-2005 годы» на его базе в 2002 году был создан Пензенский подцентр Приволжского федерального ресурсного центра. Сейчас сервер ПГУ подключается по оптоволоконному кабелю к областной мультисервисной сети, а это позволит всем образовательным учреждениям получить доступ к информационным ресурсам. Однако без подготовленных к работе по новым технологиям преподавателей эти ресурсы могут оказаться невостребованными. В области эта проблема решается… конечно же, Пензенским региональным центром Федерации Интернет Образования. За год с небольшим, что существует центр, по программам применения интернет-технологий в учебном процессе здесь прошли обучение свыше 1300 учителей и администраторов образовательных учреждений и организаций.
Когда мы приехали сюда, в группах шли занятия со слушателями. Учителя математики, физики, астрономии, истории, иностранных языков и других школьных предметов (причем самого разного возраста, но, как обычно, одни женщины) прилежно обучались новому для себя делу – осваивали операционную систему, текстовые и графические редакторы, входили в интернет, пробовали самостоятельно создавать сайты, презентации и электронные учебные пособия, а у кого получалось – при помощи специалистов публиковали их в сети интернет. Первый зам.министра образования России Виктор Болотов интересовался, есть ли среди слушателей учителя начальной школы, ведь в ближайшее время уроки информатики будут вводить уже со второго класса, и снабжены ли предметники какими-то электронными учебными пособиями. Оказалось, что учителей начальных классов не так-то много – по одному-два человека на группу, а что касается электронных учебников, то с этим пока еще «напряженка», и преподаватели выходят из положения, создавая свои собственные.
…Здесь молодые находят свою судьбу
Профессиональный лицей № 25 находится за чертой города, в живописном районе Ахуны. Когда-то тут была Засурская застава – летняя резиденция Петра Великого, где из растущих здесь красавиц сосен царь строил свои корабли.
Лицей – одно из старейших заведений начального профтехобразования в Пензенской области, но несмотря на это идет в ногу со временем.
– Не так давно, воспользовавшись прибалтийским опытом, мы решили готовить хозяек усадьбы, уже был первый выпуск, -рассказывает директор лицея Александр Зарывахин. – Девочки осваивают сразу несколько профессий: оператора машинного доения, повара, бухгалтера-учетчика и плодоовощевода. Что-нибудь да пригодится в жизни. Особенно поварское искусство, без которого никакой женщине не обойтись.
А то, что девушки – асы в своем деле, мы убедились за обеденным столом: чего тут только не было. Невольно вспомнился Гоголь: грибочки маринованные и жареные, картошечка с отбивными, блинчики, пирожки, окрошка, гороховый суп, густая сметана, паштеты и рыба…
И мальчишки выбирают здесь профессию по душе, а выбор на самом деле есть: мастер сельхозмашин, автомеханик, машинист подъемно-транспортных и строительных машин, мастер по лесному хозяйству, специалист по ремонту и обслуживанию машинно-тракторного парка.
Самое удивительное – учатся в лицее № 25 городские ребята.
Но больше всего радует, когда молодые люди находят здесь свою судьбу. Директор улыбается:
– Есть у нас одна замечательная пара. Парень и девушка собираются пожениться и ехать жить в село…
Ирина КАМИНСКАЯ, Светлана РУДЕНКО,
Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)
Москва – Пенза
В гимназии Белинского сами стены «дышат историей»!
В Пензенском региональном центре ФИО за год обучились свыше 1300 учителей!
Книги и черновики поэта
В учительской гимназии имени Белинского
Комментарии