Мы продолжаем публикацию материалов, посвященных изменениям в социально значимых сферах законодательства. Сегодня для разговора выбрана тема, серьезная как для тех, кто только начинает трудовой путь, так и для тех, кто готовится к выходу на пенсию: изменения в пенсионном законодательстве в 2014-2015 гг. в соответствии с федеральными законами от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и от 28.12.2013 г. №424-ФЗ «О накопительной пенсии».
Изменение порядка формирования пенсионных прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхованияФедеральный закон от 28.12.2013 г. №424-ФЗ направлен на выделение накопительной составляющей из трудовой пенсии по старости в самостоятельный вид пенсии. Это позволит получать в старости денежные выплаты даже при отсутствии обязательного трудового стажа, а вносить средства на свой накопительный счет можно после достижения 18-летнего возраста.Сумма положенной ежемесячной выплаты рассчитывается по утвержденной формуле: НП = ПН/T, где НП – собственно ежемесячная выплата, ПН – сумма накоплений на время начала выплаты накопительной пенсии, а T – это среднестатистическая продолжительность пенсионных выплат в месяцах (в 2015 году это 19 лет, или 228 месяцев).Если средства накопительной пенсии не были израсходованы ее получателем при жизни или же вообще не были назначены к выплате, то в соответствии с нормами ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено ее наследование. Наследниками в этом случае может стать узкий круг лиц, в первую очередь дети, супруг или родители. При отсутствии таких родственников накопительная часть может быть унаследована другими родственниками.Федеральный закон от 28.12.2013 г. №400-ФЗ устанавливает новый порядок формирования пенсионных прав застрахованных лиц («пенсионную формулу»).Для получения права на страховую пенсию по старости на общих основаниях будет необходима совокупность трех условий: возраст не менее 55 (для женщин) или 60 лет (для мужчин); трудовой стаж не менее 15 лет (требования к стажу будут постепенно повышать с 6 лет в 2015 году до 15 лет в 2024 году); сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов не менее 30 (требования к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов будут постепенно повышаться с 6,6 в 2015 году до 30 в 2025-м).Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент (ГИПК) – число баллов, что заработаны за один год работы или те социально значимые периоды, что входят в страховой стаж. Проще определить стоимость в баллах нестраховых промежутков – она фиксирована. Практически все они (военная служба, уход за инвалидом, за малышом) имеют ценность в 1,8 балла. Год ухода за вторым ребенком оценивается в 3,6 балла, за третьим и следующими – 5,4 балла.Следует отметить, что годовой индивидуальный пенсионный коэффициент имеет ограничения. Ограничения зависят от варианта выбора пенсионного обеспечения: формировать только страховую пенсию или формировать страховую и накопительную. Максимальное значение ГИПК будет увеличиваться с 2015 по 2021 год.Максимальные значения ГИПК в 2015 году составили: формирование только страховой пенсии – 7,39 балла; формирование накопительной и страховой пенсии – 4,62 балла.Максимальные значения ГИПК к 2021 году составят: формирование только страховой пенсии – 10 баллов; формирование накопительной и страховой пенсии – 6,25 балла.Формула расчета следующая: ГИПК = (сумма страховых взносов/максимальную возможную сумму взносов) x 10.С 1 февраля 2015 года стоимость одного пенсионного балла составляет 71,41 руб.Объем страховых взносов находится в прямом соотношении с годовой зарплатой – это 16% в случае, если формируется исключительно страховая пенсия, 10% – если страховая и накопительная.В случае совпадения страховых и нестраховых периодов гражданин получит право выбирать наиболее выгодный для него период расчета.Выбор застрахованными лицами варианта пенсионного обеспеченияС 1 января 2014 года вступили в силу основные положения Федерального закона от 04.12.2013 г. №351-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения».Федеральный закон от 04.12.2013 г. №351-ФЗ продлевает до 31 декабря 2015 года право застрахованных лиц выбрать вариант своего пенсионного обеспечения, а именно направлять 0% или 6% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии.Тем же федеральным законом установлено, что передача средств пенсионных накоплений (в том числе за 2013 год) при реализации права перехода застрахованного лица из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд будут осуществлять только с момента внесения негосударственного пенсионного фонда, которому должны быть переданы средства пенсионных накоплений, в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, а также при условии соответствия такого негосударственного пенсионного фонда на момент передачи указанных средств требованиям, установленным Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах».Пенсионный фонд Российской Федерации – участник системы гарантирования прав застрахованных лиц в силу закона. Передача средств пенсионных накоплений из одного негосударственного пенсионного фонда в другой осуществляется в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 07.05.1998 г. №75-ФЗ.Гарантирование прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накопленийС 1 января 2014 года, за исключением отдельных положений, вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. №422-ФЗ «О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений». Этот закон предусматривает создание двухуровневой системы гарантирования прав застрахованных лиц.Гарантийным случаем в отношении средств застрахованного лица признается: недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, на день, с которого застрахованному лицу устанавливается выплата за счет средств пенсионных накоплений; недостаточность средств выплатного резерва фонда-участника для осуществления выплаты за счет средств пенсионных накоплений; недостаток средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, после использования страховщиком резерва по обязательному пенсионному страхованию и собственных средств; недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, при отказе застрахованного лица от направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии; недостаток средств пенсионных накоплений, сформированных за счет средств (части средств) материнского (семейного) капитала, на дату передачи указанных средств управляющей компанией или фондом-участником в Пенсионный фонд Российской Федерации в связи со смертью застрахованного лица до назначения ему выплаты за счет средств пенсионных накоплений; аннулирование лицензии фонда-участника на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию и (или) признание фонда-участника банкротом и открытие в отношении фонда-участника конкурсного производства.Отчисления в фонд гарантирования пенсионных накоплений будут устанавливать исходя из расчетной базы страховщика, то есть суммы средств пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении фонда.Положения Федерального закона от 28.12.2013 г. №422-ФЗ в части обеспечения прав застрахованных лиц на получение недостающих средств за счет гарантийного возмещения и гарантийного восполнения должны будут применяться в отношении пенсионных накоплений, формируемых начиная с 1 января 2002 года.С 1 января 2016 года заключать договоры об обязательном пенсионном страховании будут иметь возможность только негосударственные пенсионные фонды, участвующие в системе гарантирования прав застрахованных лиц.Досрочное негосударственное пенсионное обеспечениеФедеральный закон от 28.12.2013 г. №410-ФЗ предусмотривает возможность создания работодателем системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения на основании досрочного пенсионного договора, заключаемого вкладчиком – работодателем с фондом в пользу работников, занятых на работах на рабочих местах, условия труда на которых по результатам специальной оценки условий труда признаны вредными и (или) опасными. Негосударственную пенсию в рамках такой системы платят с момента достижения работником досрочного пенсионного возраста и до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин, 55 лет для женщин).При этом с 1 января 2014 года вступили в силу нормы Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», вносящие изменения в федеральные законы №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в части установления дополнительных тарифов страховых взносов для работодателей, у которых по итогам проведения специальной оценки условий труда будут выявлены рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда.Создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения (равно как и формирование новых прав на досрочную трудовую пенсию по старости) возможно только в отношении работников, чьи рабочие места по итогам проведения специальной оценки условий труда признаны вредными или опасными и чьи должности (профессии) включены в списки №1, 2 и иные списки.В принятой редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. №410-ФЗ создание системы досрочного негосударственного пенсионного обеспечения не освобождает работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в пользу работников, занятых в особых условиях труда, а негосударственная пенсия, выплачиваемая в рамках этой системы, не заменяет досрочную трудовую пенсию по старости, а дополняет ее.Нормы Федерального закона от 28.12.2013 г. №410-ФЗ в части, касающейся создания и функционирования систем досрочного негосударственного пенсионного обеспечения, вступают в силу с 1 января 2017 года.Сергей КУЗИН, депутат Государственной Думы
Комментарии