В России произойдет объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Поправки будут внесены и в Бюджетный, Трудовой, Налоговый кодексы, а также другие законодательные акты. Пакет законопроектов находится на рассмотрении в Госдуме.
Учредителем Фонда пенсионного и социального страхования выступит Правительство РФ, а собственником его имущества – Российская Федерация, которая будет нести ответственность по публичным обязательствам фонда – выплате пенсий, пособий и других социальных выплат. В Наблюдательный совет войдут представители профсоюзов, работодателей, Государственной Думы, Совета Федерации, правительства. Новая структура должна заработать с 1 января 2023 года.
Предполагается, что создание единого фонда позволит:
– централизовать на федеральном уровне услуги, предоставляемые государственными внебюджетными фондами;
– организовать единые офисы клиентского обслуживания на базе существующей территориальной сети Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ и оптимизировать их количество и структуру;
– повысить качество приема граждан и страхователей, а также организовать обучение граждан использованию электронных каналов получения услуг.
В рамках реформы запланировано внедрение единого тарифа, благодаря которому увеличится максимальный размер выплат по больничным, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до 1,5 лет для работающих граждан. В том числе такое решение позволит обеспечить выплаты по больничным для тех, кто трудится по гражданско-правовым договорам. На данный момент они охвачены только обязательным пенсионным и медицинским страхованием.
Как рассказал руководитель Департамента социального развития Аппарата ФНПР Сергей Мельничук, обсуждение реформы шло давно: «В рамках Российской трехсторонней комиссии была создана временная рабочая группа. В еженедельном формате мы постатейно обсуждали законопроекты, давали свои предложения, многие из них отражены в тексте проекта федерального закона о едином фонде. Прежде всего речь идет о создании наблюдательного совета – это предложение именно профсоюзной стороны».
Предметом обсуждений также стали структура нового фонда, формирование его бюджета и резерва, необходимость независимой актуарной оценки. «Мы выступили против перекрестного финансирования, – говорит Сергей Мельничук. – Такую позицию поддержали и работодатели. В рамках бюджета нужно разделить обеспечительные функции и страховые. Это должно быть прописано в законе».
Как отмечает Мельничук, работа над текстом законопроекта продолжится в Государственной Думе. «Профсоюзы считают, что целесообразно восстановить институт комиссий и уполномоченных по социальному страхованию, чтобы система эффективно адаптировалась, – заявляет он. – Социальные комиссии помогут осуществлять взаимодействие социальных партнеров в области пенсионного и социального страхования, предварительного досудебного рассмотрения обращений и заблаговременного оформления пенсий».
Игорь ВЕТРОВ
Комментарии