Какая естественная вещь – благодарность учителю! Она выражается по-разному. Прилюдно педагогов чествуют в дни профессиональных праздников, во время профессиональных конкурсов. «Учитель года», «Воспитатель года» не только комплекс испытаний, но и площадка для добрых слов. От властей и общественных организаций, ученых и СМИ, детей и родителей. Спасибо говорят друг другу и сами учителя. Иногда благодарность выглядит, как… приглашение в свое образовательное учреждение друзей, найденных во время конкурса.
Юлия Сергеевна Мищенко, учитель английского языка из города Тольятти, участвовала в конкурсе «Учитель года России» в 2002 году. Образ Мэри Поппинс, который возник во время мастер-класса Юлии Сергеевны (тогда это называлось «урок-импровизация»), запомнился многим и вошел в историю нашего любимого состязания. Прошло время, победитель «Учителя года России» стала директором тольяттинской гимназии №38. И решила, что с конкурсантами разных лет, которых еще называют «пеликанами» (для тех, кто не в теме: главный приз «Учителя года» – Хрустальный пеликан), должны познакомиться ее педагогический коллектив, учителя Тольятти и всей Самарской области. А «пеликанов» в ответ на их уроки и мастер-классы местные учителя должны искупать в аплодисментах, в настоящем потоке благодарности за их талант, в атмосфере дружбы, добра, настоящего домашнего уюта, присущего тольяттинской гимназии.И все у Юлии Мищенко и ее коллег, блестящего педагогического коллектива гимназии получилось! Может быть, оттого что на помощь конкурсному символу – Пеликану – пришло еще одно крылатое мифическое существо – Синяя птица счастья. Она символ и талисман 38‑й гимназии. И, наверное, именно она бережет удивительный фестиваль «Под крылом Синей птицы» в рамках слета победителей конкурса «Учитель года», который в этом году прошел уже в двенадцатый раз!А для меня, представителя центрального аппарата Общероссийского Профсоюза образования, это был первый фестиваль. Конечно, давно слышала о нем от друзей, читала в «Учительской газете». И наконец приехала, чтобы заявить, что профсоюз всемерно поддерживает такие акции по обмену опытом, чтобы поделиться знаниями и журналистскими умениями, рассказать о профсоюзных новостях и дать советы взрослым и детям по созданию текстов, которые сегодня должны уметь составлять и ученики, и учителя.Что же поразило меня в Тольятти на фестивале как неофита, очутившегося «Под крылом Синей птицы»? Проще было бы сказать «Все!». Но вам, читателям, вряд ли понравится такой неконкретный ответ. Поэтому по порядку.С порога, конечно, поразила гимназия – улыбчивые и доброжелательные педагоги, талантливые дети. Ребята показывали нам дорогу в образе мимов, рассказывали, одевшись в национальные костюмы, о разных странах мира в классах, оформленных как представительства этих стран. Они пели сильными, красивыми голосами, танцевали, как настоящие итальянцы, грузины, китайцы. Тольяттинские девочки и мальчики просто очаровали всех присутствующих!А кафе с вкуснейшими блюдами, сладостями, чаем, кофе! А необычное оформление рекреаций! А двухэтажный торт с пеликаном и пеликанятами, сотворенный родителями школьников! Восторги гостей фестиваля множились и множились…Поразили учителя года. Их мастер-классы всегда смотрю не только как журналист, но стараюсь понять, чем выступление полезно и важно педагогу. Все увиденные мною мастер-классы в рамках фестиваля были многослойные – они давали пищу для философских размышлений, и вместе с тем хотелось взять увиденное и сразу нести в класс, детям, предлагать им приемы, идеи, материалы. Даже мне, человеку, не работающему в школе.Народный учитель России, абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-1996 Екатерина Филиппова научила всех нас слышать французскую речь и понимать ее – даже тех, кто не говорит на языке. В стихах Гийома Аполлинера «Под мостом Мирабо» мы искали знакомые слова. И нашли – les amours, la vie, la Seine, les jours, les nuits – это было радостное узнавание! А еще мы стали лучше понимать высокое искусство поэзии, согласились с высказыванием Шарля Бодлера: «Любой человек может прожить без пищи в течение двух дней, но без поэзии – никогда!»Слушать и слышать – уже не поэтические строчки, а друг друга – мы учились у другого абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России», на сей раз 2014 года. Алла Головенькина на своем мастер-классе, названном «Педагогическое уравнение: понимать = слышать + Х», дала задание: в парах рассказать о том, как впервые пришли в школу в качестве родителя или молодого учителя, а затем поведать историю своей пары всему залу, и как можно ближе к оригиналу. Почувствовать другого – это очень важное качество для учителя, да и для ученика тоже.Тему подхватывает народный учитель СССР Петр Головин из Ульяновской области. Он призывает слышать и слушать коллег. Петр Петрович обратил внимание на очень важную проблему связи предметов, которые преподаются в школе: «На мир мы смотрим из разных окон. А мир един и многогранен. Мы не можем одним предметом все его богатство охватить».Смотря на мир из разных окон школьных предметов, важно помнить о достоверности знаний, которые получают школьники. Учитель физики, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2000 Андрей Семке посвятил свой мастер-класс развенчанию лженауки астрологии. И доказал, что научные факты, например, биографии великих ученых, таких как Стивен Хокинг, могут быть не менее увлекательными, чем астрологические прогнозы. Красивый финал. «Где находится душа?» – спросил Андрей Иванович. После того как было предложено нескольких версий, лукаво улыбнулся: «Я вам покажу. Вот она – это туманность в созвездии Кассиопеи».В общей сложности педагоги дали во время фестиваля 30 мастер-классов и учебных занятий. И не только гости, но и местные учителя. Мне повезло попасть на мастер-класс тольяттинского историка Ольга Пашковой «Развитие познавательных интересов школьников средствами музейной педагогики». Вот кто меня поразил! Оказывается, эту довольно привычную, исхоженную вдоль и поперек тему можно дать очень увлекательно. Мы рассматривали реальные письма солдат Великой Отечественной войны, анализировали, о чем и кому писали бойцы. Далекая война «из книжек» приблизилась к нам вплотную, стала живой, словно это мы, а не родные авторов писем дождались весточки от фронтовика. Потом мы читали послания с другой войны, и поняли, что «афганцы» писали своим родным о том же, ценности оставались те же – любовь, верность, семья…И еще немного об удивительных открытиях фестиваля. Поразило меня и то, как внимательно и бережно относятся к этому в общем-то не очень крупному, камерному мероприятию власти. На открытии гостей и хозяев гимназии приветствовали главный специалист Министерства образования и науки Самарской области Юлия Пряхина, замруководителя Департамента образования Тольятти Елена Владыкина, замглавы города, глава Автозаводского района Юрий Хвостов. В конце дня благодарственные письма вручала от имени главы Тольятти Сергея Анташева его заместитель Юлия Баннова.Юлия Мищенко завершила фестиваль очень искренними словами: «Ждем вас по адресу: Тольятти, Кулибина, 8 в следующем апреле. Не прощаемся с вами!» И мы не прощаемся. Хочется вернуться на фестиваль!
Комментарии