Их никто не приглашал в гости. Они знали об этом, но все равно шли. Два километра по плечи в холодной соленой воде, по колено в иле, перемешанном с мелким ракушечником, который больно ранил ноги. Учителя года России, участники Третьей межрегиональной экологической экспедиции школьников в Краснодарском крае проделали этот путь, чтобы посмотреть на настоящих кудрявых пеликанов. Недалеко от поселка Ясенская Переправа Ейского района небольшие острова Азовского моря облюбовали чайки, бакланы и пеликаны. Наш проводник Павел Иванович Задорожный, учитель биологии местной школы показывает коллегам колониальное гнездовье морских птиц. При приближении чужих они взмывают вверх, оставляя в гнездах яйца и только что оперившихся птенцов. Пеликаны в этом году рано встали на крыло, поэтому даже самые молодые высоко в небе демонстрируют летное искусство. Несколько кадров на память – и «пеликаны»-учителя поворачивают обратно.
Конечно, химический анализ источника определил бы его чистоту с точностью до молекулярного уровня. Но не каждый путешественник носит в рюкзаке переносную химическую лабораторию, только химик Владимир Головнер. Два небольших чемоданчика с колбочками, газовой горелкой, ступкой и реагентами, необходимыми для исследования минеральных ресурсов, занимают немного места. Его занятие, самое продолжительное по времени, требует от ребят максимальной сосредоточенности. Местные мужики, регулярно посещающие экспедицию с целью познакомиться, неожиданно останавливаются около Володиной группы. В руке пиво и вобла, в глазах шальной блеск. Интеллигентность Головнера подкупает. « Пожалуйста. Главное – не мешать». Через 15 минут пиво и вобла забыты, мужики наравне с 8-классниками обсуждают действие очередного реагента на минерал.
Планируем за 9 месяцев
Третий год инициатор проведения экологических экспедиций Владимир Головнер, учитель химии 1259-й московской школы, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997», отправляется с бывшими участниками различных этапов конкурса и их учениками в уникальные места России. Два года назад – на озеро Байкал, в прошлом году – в тайгу Республики Коми. Третья экспедиция исследует заповедные зоны Приазовья – уникальный заказник у поселка Ясенская Переправа и косу Долгая – пограничную зону между Азовским морем и Таганрогрским заливом.
«Хотелось бы еще побывать в горах, в степи и на берегу океана», – Головнер-путешественник мечтает увидеть разные климатические зоны страны. В осуществлении этой мечты Владимиру Нодаровичу помогают – «Учительская газета», Министерство образования и науки РФ и межрегиональный клуб «Учитель года».
Департамент образования и науки Краснодарского края и Администрация Ейского района – гостеприимные хозяева. На их плечи легли размещение гостей в общежитии 22-го специально-профессионального училища станицы Ясенская и обеспечение экспедиции автотранспортом. Кроме этого, 13-я школа поселка Ясенская Переправа и 15-я школа станицы Должанская предоставили свои компьютерные классы, на базе которых выходила ежедневная «полевая» газета «Ейск-Контакт», а Владимир Малеев, учитель информатики первой школы города Окуловка Новгородской области, в режиме реального времени создавал мультимедиапроект об экспедиции, который получил каждый руководитель делегации. Его жена Вера Малеева, учитель химии, лауреат конкурса «Учитель года Новгородской области – 2003» в экспедиции изучает проблему утилизации бытовых отходов.
Самый тяжелый из организационных вопросов – финансовый. Учителя решают его самостоятельно в регионах. Кому-то руководство оплачивает командировочные, другим повезло больше: в местном бюджете заложены на экспедицию целевые средства. «Если еще в сентябре вы придете в свое управление образования и скажете, что будущим летом планируете отправиться в экспедицию, через 9 месяцев вам легче будет получить деньги, которые власти вовремя заложат в бюджет», – раскрывает секреты чиновничьей работы коллегам Андрей Семке, заместитель начальника Управления образования Ейского района.
Проезд и питание школьников чаще всего финансируются из родительского кармана. Добавьте к этому необходимое снаряжение: палатка, спальник, рюкзак, – получается внушительная сумма, часто сравнимая с зарплатой учителя. Есть дети – настоящие фанаты-путешественники, которые решают финансовые вопросы самостоятельно. Коля Губин, ученик 10-го класса Маслянинской средней школы Новосибирской области, узнав о намечающейся поездке, отправился работать на стройку, а в свободное время колол дрова соседям. 1800 рублей хватило на оплату дороги в оба конца. Ученикам 11-й ейской школы повезло больше всех: деньги на билет искать не надо, а их руководитель Андрей Семке, турист со стажем, достал на школу 3 палатки и комплект для 10 юных туристов – спальники, коврики, рюкзаки. В последних только самое необходимое – спальник, крупа, тушенка, сахар, чай и, конечно, ручка с блокнотом, без них в экспедиции никуда.
Десять учителей привезли на берег Азовского моря мастер-классы по предметам естественно-научного цикла. Два занятия в день. И каждый вечер одна из групп отправляется вместе с учителем физики Андреем Семке наблюдать за метеорными потоками.
Горим!
Лагерь разбит в 12 километрах восточнее поселка Ясенская Переправа на берегу Бейсугского лимана. 44 палатки в небольшом подлеске и девять костровищ на открытом пространстве.
Над кустарником, в тени которого расположились палатки, поднимается дым. Горит тростник. Спасать заповедник от пожара отправляются руководители. Впрочем, самое страшное не пожар, а любопытные дети, которые тоже хотят посмотреть. На их пути Инна Каракчеева, эколог Сыктывкарского физико-математического лицея, финалист конкурса «Учитель года России-2000».
– А где вы живете? – Таня, вездесущая веснушчатая дочка Елены Пановой, руководителя новгородской делегации из города Пестово, за первые дни успела перезнакомиться со всеми.
– В Республике Коми, на Севере, там, где ездят на оленях.
Тростник горит быстро, пламя от пожара взлетает высоко. Но интересный рассказ о республике, где дома стоят на сваях, лето длится месяц в году, а в тайге столько комаров, что без накомарника в нее заходить опасно, отвлекает ребят от пожара.
Ближе к вечеру перепачканные в саже, с кровавыми подтеками, но довольные возвращаются с пожара старшие. Очаги пламени, которые направлялись в сторону лагеря, удалось потушить, огонь должен остановиться у канала, который соединяет Бейсугский лиман и Ханское озеро. Вскоре приехали и пожарные. Постояли, оценили обстановку и повернули обратно.
Хотите
поприсутствовать?
Утром следующего дня лагерь опустел. Все разошлись на занятия. Евгений Родионов, биолог Вазерской школы Пензенской области, финалист конкурса «Учитель года России-2002», исследует с ребятами чистоту воды в канале на основе выловленного сачком макрозообентоса – видных глазу микроорганизмов, обитающих на самом дне. Среди них преобладают бокоплавы, один из видов ракообразных. Кроме них ребята находят моллюсков, водяных клопов и личинок двукрылых. Все они входят в группы Вудиуса, по которым можно судить о степени чистоты воды. Несмотря на чуть солоноватый привкус вода в канале пригодна к употреблению. Местные охотники ее пьют, дважды прокипятив.
Конечно, химический анализ источника определил бы его чистоту с точностью до молекулярного уровня. Но не каждый путешественник носит в рюкзаке переносную химическую лабораторию, только химик Владимир Головнер. Два небольших чемоданчика с колбочками, газовой горелкой, ступкой и реагентами, необходимыми для исследования минеральных ресурсов, занимают немного места. Его занятие, самое продолжительное по времени, требует от ребят максимальной сосредоточенности. Местные мужики, регулярно посещающие экспедицию с целью познакомиться, неожиданно останавливаются около Володиной группы. В руке пиво и вобла, в глазах шальной блеск. Интеллигентность Головнера подкупает. «Хотите поприсутствовать? Пожалуйста. Главное – не мешать». Через 15 минут пиво и вобла забыты, мужики наравне с 8-классниками обсуждают действие очередного реагента на минерал.
Живые
достопримечательности
– А экскурсия в город Ейск – это поход по рынкам? – уточняли ребята у своих руководителей.
В небольшом курортном городке, кроме Азовского моря и парка отдыха имени Поддубного, казалось, и смотреть больше не на что. Как бы не так! На тихой улице Богдана Хмельницкого, в небольшом одноэтажном домике расположился Эколого-биологический центр, в нем есть мини-зоопарк. Питон, обезьяна, лис, попугаи, кролики, белка, куропатки, индюки и дикобраз Манька – все они ждут своих хозяев, школьников, которые приходят в центр дополнительного образования ухаживать за ними, выполнять исследовательскую работу.
Озеро Ханское расположено от лагеря в километре. Идти до него по пересеченной местности тяжело и опасно, вокруг много змей. Без длинных штанов и кроссовок в поход на озеро не берут. Впереди Павел Иванович, вместе с пинчером Узи он отгоняет змей.
– Если вы действительно боитесь гадюку, то она вас никогда не укусит, – объясняет Задорожный нехитрую науку выживания ребятам. – Потому что вы всегда будете смотреть под ноги.
Эта гадюка сама напала на кроссовки новосибирцев Коли Губина и Володи Михайлова. Вначале вместе с Павлом Ивановичем они пытались ее отогнать, но ничего не получалось. Змею пришлось убить. А когда мальчики ее освежевали, то нашли внутри яйца – оправданная причина агрессии.
Встречались, конечно, и другие звери. Лучше всего об этом написала корреспондент газеты «Ейск-Контакт» Анна Хотеева из Калужской области в очередной теме дня – «Окружающий мир»:
«Нормальные туристы ловят рыбу, а мы? Да все, что угодно, и рыбу в том числе. Когда калужане ходили на Ханское озеро, решили они сделать полезное дело и вытащили старую сеть. А вот пестовчане на том же озере вытащили хорошую сеть с пеленгасом. В итоге последние ели уху, а калужане лапшу. На новом месте пестовчанам повезло меньше: сетей они не нашли. Захотели поймать на удочку, но червей тоже не нашли. Так что придется и им есть лапшу!
Учителя, которые ходили на Пеликаний остров, утверждают, что могли поймать там птенцов баклана. Но мы же экологическая экспедиция, поэтому птенцов с острова не унесли. Вместо бакланов учителя ловили саранчу, прыгая по острову.
В группе Евгения Родионова поймали жабу. Семен Матвеев из Ейского района отловил маленького лягушонка, но готовить его не стал. Андрей Семке оторвал от себя клеща.
Костя из Ясенской Переправы встретил ежика и понес показывать его ребятам из Окуловки и калужским девчонкам, которые в это время сидели у костра и пели песни. Сначала ежик боялся, но под песню «Как здорово, что все мы здесь…» стал подтанцовывать».
Пять незабываемых дней на берегу Бейсугского лимана – и опять в поезд Ейск-Москва. В день моего отъезда экспедиция переезжает на косу Долгая. Впереди у ребят еще несколько рабочих дней, спортивная эстафета и подготовка проектной работы вместе со своими руководителями. Конференция, на которой школьники-экологи будут рассказывать о своих открытиях, конечно, не перевернет научный мир. Но для каждого участника эти две недели останутся в воспоминаниях надолго.
Комментарии