Никому не нужно доказывать, что конкурс «Учитель года России» – совершенно уникальный образовательный проект. В чем-то даже парадоксальный. В учредителях состязания значится Министерство образования и науки, а ныне и Федеральное агентство по образованию. Но он никогда не был чиновничьим мероприятием. Конкурс ругают за то, что он якобы заставляет педагога быть шоуменом, артистом. И вместе с тем сценарии уроков, методики и технологии конкурсантов всегда с удовольствием печатают ведущие методические издания, на мастер-классы победителей валом валят учителя.
Парадоксы и популярность конкурса, возможно, объясняются тем, что «Учитель года» – живой организм, главный ресурс которого – не деньги спонсоров, не внимание начальства, а люди. Эти люди не желают мириться с рутиной. И организаторы, и участники постоянно ломают конкурсные рамки и правила, пробивают дорогу новым образовательным проектам, неожиданным инициативам. В 2002 году официально открылся Межрегиональный клуб «Учитель года», стали появляться региональные клубы. По стране зимой ездят методические поезда, а летом работают экологические экспедиции, круглый год блистает на сцене команда КВН из финалистов и победителей. Но участники конкурса опять чем-то недовольны. Они ищут, думают, спорят: каким должен быть клуб? Чем заниматься? Нужен ли он вообще? Недавно споры вышли в виртуальное педагогическое пространство, на известный в образовательной среде форум виртуального интернет-педсовета (http://pedsovet.org). Участники форума подхватили тему. И, конечно, не смогли удержаться от такого естественного желания посмотреть в глаза собеседникам, активистам конкурсного движения. Реальная встреча состоялась в «Учительской газете». Вели разговор первый заместитель главного редактора Ирина ДИМОВА и лауреат конкурса «Учитель года России-2000» Евгений ТРАВИН. К согласию «пеликаны» и их виртуальные товарищи не пришли, однако наметили болевые точки, вернее, вопросы, на которые пока нет однозначных ответов. Может быть, вы, уважаемые читатели, поможете на них ответить?
Зачем нужен
конкурс?
Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:
– Конкурс нужен для того, чтобы учитель мог показать себя обществу, своим коллегам, стать лидером в своем профессиональном сообществе. Лидером не в управленческом плане, а человеком, который может вдохновить коллег на новые достижения. В массовой учительской профессии тоже есть звезды, их не меньше, чем звезд эстрады. Это должно побуждать нашу власть иначе относиться к учительству.
Инна КАРАКЧИЕВА, учитель года Республики Коми-2000:
– Конкурс позволяет увидеть, что из педагогической теории идет в школе, а что не идет. И, может быть, разобраться, почему не идет, почему так оторвана теория от практики.
Андрей БАХТИН, зав. информационно-библиографическим отделом ГИДЦ Управления образования г. Казани:
– Учителя года – это выделенная часть учительства, в которую можно бросить камень. Они известны поименно. У них есть голос. Педагоги говорить не могут. Но за них могут сказать участники конкурса.
Для чего клуб?
Марина СИМОНЕНКОВА, учитель года Калужской области-2002:
– Люди идут на конкурс «со скрипом». Почему? Значит, так он проходит на местах, в регионе. Клубу «Учитель года» надо, наверное, заниматься этой проблемой.
Евгений ТРАВИН, лауреат конкурса «Учитель года России-2000»:
– А почему бы клубу не заняться поддержкой образовательных инициатив?
Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель Московского института открытого образования:
– И не может ли стать одним из пунктов клубной деятельности поддержка научного и карьерного роста для тех, кому это нужно?
Оксана РОДИОНОВА, специальный корреспондент «Учительской газеты»:
– Будучи на слете в Ленинградской области, вечером последнего дня я встретила учительницу в коридоре и спросила: «Как вам все это?» Она говорит: «Вы знаете, я в последнее время думала, что уйду из школы… А на учителей года посмотрела и решила: не уйду». Клуб – это вдохновитель.
Андрей МИЛЕХИН, лауреат конкурса «Учитель года России-2001»:
– Попытаться расширить круг людей, с которыми интересно, соединить роскошь человеческого общения с профессиональным ростом – вот чем клуб может помочь.
Андрей БАХТИН:
– Чиновникам нужны реальные, живые дела, которые они могли бы облечь в организационную форму, профинансировать. Клубу надо быть в диалоге с министерством, но иметь собственную позицию. В некоторых случаях она может не совпадать с мнением министерства.
Для кого клуб?
– В массе учителю нужны стандартные методики, программы. А то, что предлагаете вы, нужно учителям, которые выбиваются из этой серой массы. Дело клуба – заниматься такими людьми.
Владимир ГОЛОВНЕР, лауреат конкурса «Учитель года Москвы-1997»:
– Клуб существует для того, чтобы инициировать конкурсное движение. У нас в летних экологических экспедициях, например, участвуют в том числе люди, которые не прошли через конкурс.
Инна КАРАКЧИЕВА:
– Есть хороший пример: человек, который не участвовал в «Учителе года», побывав в нашей экспедиции, стал участником и победителем регионального этапа. Это Вера Малеева из Новгородской области.
Ольга МАЧЕХИНА, учитель информатики СШ №207 г. Москвы, старший преподаватель МГОПУ им. М.А.Шолохова:
– Нам нужны школы, семинары, нужно встречаться и проводить открытые мероприятия. И прежде всего задействовать студентов выпускных курсов педагогических специальностей, привлекать молодых учителей.
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО:
– Важнейший момент – проблема первого шага. Необычайно важно «зацепить» человека. Для 99% педагогов это очень сложно.
Евгений ТРАВИН:
– Я заметил, что региональные клубы создаются при безусловной поддержке министерства. Кое-где даже по инициативе министерства. Для чего государственным структурам этот клуб?
Клуб в интернете
Виталий ПОЛОУДИН, учитель информатики и шахмат:
– Если говорить о перспективах развития, нужно активизировать виртуальную часть этого проекта. Давайте общаться, делиться достоверной информацией, рассказывать о своем опыте, об источниках информации. Я готов выкладывать свои программы.
Комментарии