В далеком 1990 году первый конкурс «Учитель года», инициированный «Учительской газетой», проходил в стране, которой нет сейчас на карте, – в Советском Союзе, а некоторые его участники теперь граждане соседних с нами стран. Победителем конкурса 1991 года вообще стал учитель физики из Минска Валерий Александрович Гербутов.
Такие традиции сотрудничества учителей из разных ныне стран, заложенные в саму идею конкурса «Учитель года», в этом году вывели его на новый уровень.
Наш конкурс перешагнул границы России: к нему подключились учителя заграншкол МИД России, работающие во всех уголках земного шара!
Учредителем конкурса «Учитель года заграншкол МИД РФ» стало Министерство иностранных дел Российской Федерации, а оператором – Академия Минпросвещения России. По понятным причинам конкурсные испытания проводятся в режиме онлайн, а оценивает их весьма представительное предметное жюри, в состав которого вошли победители, призеры и лауреаты конкурса «Учитель года России» разных лет, а также победители предметных олимпиад для учителей и представители всероссийских общественных организаций.
В первом туре принимали участие 36 учителей, работающих в школах при российских посольствах и генконсульствах в 34 странах мира. В заграншколах работают высокопрофессиональные и опытные учителя, недаром средний педагогический стаж конкурсантов составил 17 лет.
Предметному жюри предстоял немалый труд – на его суд были представлены уроки по всем основным школьным предметам. Кроме урока в испытания первого этапа входили медиавизитка и эссе на тему «Я учитель».
2 февраля были объявлены лауреаты конкурса, ими стали 15 учителей, которые 8, 9, 10 февраля в онлайн-формате представили свои мастер-классы с фокус-группой. То, что и конкурсанты, и жюри находились в совершенно разных часовых поясах, конечно, несколько затруднило проведение этого испытания, но совершенно не помешало! Осознание того, что люди в видеоконференции разделены тысячами километров, но тем не менее одинаково горят желанием победы и любовью к профессии, окрыляло и вдохновляло всех собравшихся.
Хочется рассказать о каждом из лауреатов хотя бы в двух словах. А что может лучше рассказать об учителе, чем его конкурсный мастер-класс, в котором раскрывается вся внутренняя философия педагога? Представляю вам лауреатов конкурса в том порядке, который им выпал при жеребьевке для участия во втором туре.
Учитель французского языка Алексей Дмитриевич Мелкумов (Франция) буквально за 20 минут не только перенес нас в прекрасный Париж, но и совершенно играючи внес в нашу память десяток фраз на языке Дюма, показав свой метод работы с лексикой на уроках.
Миру русских сказок и технологии смыслового чтения посвятила свое выступление учитель начальных классов Елена Юрьевна Константинова (Бельгия). Участники ее фокус-группы ненадолго стали учениками 2‑го класса, разыгрывая по ролям сказку.
А вот фокус-группа учителя истории Виталия Борисовича Фадеева (Китай) тоже распределяла роли, только не сказочные, а исторические, ведь метод его работы – именно ретроспективная игра-импровизация на уроке, погружающая ребят в атмосферу давно ушедших лет.
Учитель начальных классов Юлия Сергеевна Боровкова (ФРГ, Берлин) рассказала о своих методах работы в дистанционном обучении и поделилась некоторыми интересными готовыми решениями с фокус-группой.
Неожиданную связь между яблоком и образованием установила в своем метапредметном мастер-классе учитель начальных классов Виктория Михайловна Сухарева (Румыния).
Учитель русского языка и литературы Татьяна Алексеевна Жоржикова (Лаос) поделилась своими нестандартными подходами к использованию видеороликов в обучении, побудив свою фокус-группу к размышлениям об экранизации литературных произведений.
Заядлая путешественница Марина Викторовна Казакова, учитель математики из Аргентины, вместе со своей фокус-группой не только рассчитала оптимальную стоимость поездки по экзотическим местам, в которых всем сразу захотелось побывать, но и показала важность развития функциональной грамотности именно на таких практических задачах.
Учитель английского языка Алина Виталиевна Кубатиева (Венгрия) начала свой мастер-класс с рецепта венгерского хлеба, который не давал покоя многим после просмотра ее медиавизитки, а продолжила практическим применением приема «Печа куча», научив ему свою фокус-группу.
Не только с фокус-группой, но и с голосовым помощником Алисой провел свой мастер-класс учитель информатики Алексей Анатольевич Янин (Болгария), показав возможности современных гаджетов в обучении.
Силу визуализации объемного материала и применение инфографики на уроках продемонстрировала учитель математики Наталья Леонидовна Андреенкова (Индия), попутно проведя своей фокус-группе экскурсию по Мамаеву кургану.
Учитель английского языка Татьяна Петровна Славгородская из далекой Кубы не только вполне ожидаемо мастерски оживила английские слова, но и предложила нарисовать картину под музыку, с чем, впрочем, фокус-группа отлично справилась.
Как сделать урок интересным для современных детей? На этот вопрос учитель начальных классов Елена Николаевна Володина (Финляндия) не просто ответила, но и тут же показала созданный с фокус-группой трейлер урока, просмотр которого точно поднимет мотивацию любого ученика!
Учитель математики Татьяна Александровна Зимина (Мозамбик) неожиданно предложила заняться фитнесом, но не обычным, а именно для ума. Ведь математика – это лучший способ развить когнитивную гибкость, и в этом убедилась фокус-группа, решающая нестандартные задания.
Один из самых популярных вопросов детей «Как мне в жизни пригодятся школьные знания?» стал ключевым для мастер-класса учителя русского и литературы Людмилы Сергеевны Янковской (Иран).
Завершала конкурсные мастер-классы учитель русского языка и литературы Елена Викторовна Нечаева (ФРГ, Бонн), чье увлечение не только книгами, но и фотографией передалось ее ученикам, а фокус-группе посчастливилось научиться готовиться к настоящей проектной фотосессии по литературным произведениям.
После таких замечательных выступлений членам жюри самим предстояло весьма непростое испытание: оценить мастер-классы и выбрать пятерку призеров конкурса. По итогам 2‑го тура ими стали Алексей Анатольевич Янин (Общеобразовательная школа при посольстве России в Болгарии), Алина Виталиевна Кубатиева (Общеобразовательная школа при посольстве России в Венгрии), Юлия Сергеевна Боровкова (Общеобразовательная школа при посольстве России в ФРГ, Берлин), Людмила Сергеевна Янковская (Общеобразовательная школа при посольстве России в Иране) и Виталий Борисович Фадеев (Общеобразовательная школа при посольстве России в КНР, Пекин).
Таким образом, на заключительном испытании 25 февраля в пресс-конференции приняли участие учителя из заграншкол МИД РФ в Болгарии, Венгрии, ФРГ, Ирана и Китая. Модератором этой встречи стал абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-2018 Алихан Динаев. Именно он задал первый вопрос нашим финалистам: какое впечатление от конкурса стало для них самым главным? «Новая мотивация», «ощущение единства», «новые люди», «второе дыхание для дальнейшей работы» – такие ответы, конечно, не вызывают удивления у тех, кто давно участвует в конкурсном движении, это именно то, чем мы все живем.
Временно исполняющая обязанности директора Департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Марина Муркова поинтересовалась у финалистов, как им удается нести культуру нашей страны в самые дальние уголки нашей планеты. Абсолютный победитель конкурса «Учитель года»-2017 Илья Демаков заострил внимание на личных качествах учителей, востребованных в самых разных образовательных системах.
Летчик-космонавт, Герой Российской Федерации Александр Лазуткин спросил, о чем мечтают наши финалисты в профессиональном плане. Учитель физической культуры школы №1571 г. Москвы Ринат Фаттяхетдинов, победитель конкурса «Учителя года Москвы»-2020, обратил внимание на важность воспитания воли к победе, которую проявили наши олимпийцы на Олимпиаде в Пекине, и поинтересовался, как воспитывают это важное качество наши конкурсанты.
Исполнительный директор ВОД «Наставники России» Андрей Самотоин поделился своими впечатлениями от конкурсных мероприятий и поинтересовался, какой книгой увлекаются сами учителя, а какую посоветовали бы своим ученикам.
Актрису театра и кино Анну Чиповскую интересовало, чему научились от своих учеников сами учителя. Был в этой беседе и вопрос от детей: ученик 6‑го «В» класса школы №45 имени Л.С.Мильграма г. Москвы Роман Ермаков, начинающий хоккеист, поинтересовался особенностями командной работы учителей в школах за границей.
Виктор Басюк, декан факультета педагогического образования МГУ, попросил назвать три самых важных качества, которые помогут учителю быть востребованным не только сейчас, но и через многие годы. Заслуженный артист Российской Федерации Павел Любимцев задал несколько неожиданный вопрос: «Чем наиболее привлекателен и интересен русский национальный театр?» Завершая беседу, Алихан Динаев спросил о том, какова главная составляющая идеальной школы.
Надо сказать, что даже самые неожиданные вопросы не смутили призеров конкурса, оригинальные и обстоятельные ответы дал каждый!
По итогам пресс-конференции 1 марта объявлен абсолютный победитель первого конкурса «Учитель года заграншкол МИД РФ», для которого приготовлена не только приз-статуэтка, но и путевка на финал конкурса «Учитель года России»-2022. Победу одержала учитель английского языка посольства России в Венгрии Алина Кубатиева.
Юлия КАПАЛКИНА, учитель математики школы №1 ст. Зеленчукской имени В.П.Леонова, лауреат конкурса «Учитель года России»-2018
Комментарии