search
main
0

«Пеликаны», лидеры, наставники – одна семья! Как прошли юбилейные пушкинские дни в Нижегородской области

Нижегородцы любят гостей, особенно коллег и друзей, которые занимаются общим делом и активно вовлечены в конкурсное движение, в наши проекты «Горьковская школа» и «Учителя года России – Пушкину». Наша июньская встреча с учителями года России и региона, которая стала продолжением начатой два года назад целенаправленной и упорной работы по их реализации, проходила в особенной атмосфере, ведь все мы были одухотворены и окрылены юбилеем Александра Сергеевича Пушкина, его 225‑летием!

Большое Болдино! 6 июня 2024 года! В гостях у Пушкина в день его 225‑летия

Существенную роль в подготовке нынешнего события сыграло Соглашение о сотрудничестве по реализации совместных молодежных проектов в сфере образования на территории Нижегородской области, подписанное 7 мая 2024 года между Общероссийской общественной организацией лидеров образования «Учитель года», председателем которой является Светлана Сергеевна Ильина, и ректором Корпоративного университета правительства Нижегородской области Романом Владимировичем Марковым. Это открыло новые возможности для проведения подобных межрегиональных встреч, на которых нижегородские педагоги смогут знакомиться с опытом лидеров образования, с членами Общероссийской общественной организации «Учитель года». Мастер-класс «Профессиональные конкурсы: как готовиться и побеждать», который провела Светлана Ильина, стал тогда хорошим стартом для новых форм сотрудничества, подарив заряд энергии и мотивировав к движению вперед. И вот в начале июня последовало продолжение: шесть спикеров-гостей и восемь спикеров-нижегородцев обсудили вопросы проявления лидерства в современном образовании, обменялись мнениями о новых форматах, главных ценностных ориентирах в наставничестве.

День лидеров образования

Он начался 5 июня на площадке Корпоративного университета правительства Нижегородской области. Здесь собрались педагоги из большинства муниципалитетов, учителя года разных лет, представители методических служб и начальники управлений образования, гости.

Нас приветствовали сенатор Российской Федерации Ольга Владимировна Щетинина, заместитель министра науки и высшего образования России Ольга Викторовна Петрова, министр кадровой политики Нижегородской области Екатерина Александровна Лебедева, министр образования и науки Нижегородской области Михаил Юрьевич Пучков, заместитель министра образования и науки Нижегородской области Ирина Арсеньевна Кизилова, руководитель проекта «Лидеры Нижегородской области», депутат Городской Думы города Нижнего Новгорода Мария Александровна Самоделкина, президент Общероссийской организации лидеров образования «Учитель года» Ирина Георгиевна Димова, руководитель отдела образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей о. Евгений Худин, ректор Нижегородского института развития образования Елена Александровна Окунькова. С нами были дорогие гости Елена Петровна Букша, помощник по образованию губернатора Ставропольского края, Галина Михайловна Нестеренко, председатель Ассоциации творческих педагогов Дона. Мы рады были нашей новой встрече с абсолютными победителями первых российских конкурсов «Учитель года» Артуром Викторовичем Зарубой, Олегом Геннадьевичем Парамоновым, Михаилом Александровичем Нянковским.

Мы провели две панельные дискуссии: «Как стать лидером образования» и «Каким должен быть современный наставник». Насладились мастер-классами, посвященными 225-летию А.С.Пушкина, подаренными нам абсолютными победителями Всероссийского конкурса «Учитель года».

Как стать лидером образования

Модератор первой панельной дискуссии Михаил Каленов, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2024, учитель физики, свое вступительное слово начала именно с этой науки: «Как всегда, начнем с физики. Что необходимо для описания движения? Тело отсчета (относительно чего движемся), система координат (что является положительным направлением), часы (когда и где мы находимся), модель – упрощенное представление реальности. Кто определяет эти четыре параметра? Тот, кто решает задачу. Лидер – человек, задающий вектор…

Лидеры в образовании показывают, куда мы идем, каких результатов хотим добиться, предсказывают, когда это произойдет, помогают создать план движения от простого к сложному…» С такой подводкой и хорошо продуманными вопросами ведущий дискуссии обратился к спикерам – признанным лидерам образования и призерам регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2024: к Ирине Димовой, человеку, прочно связанному с конкурсом с 1991 года, «большим пеликанам» Артуру Зарубе, Олегу Парамонову, Михаилу Нянковскому, директору центра «Вега» Ирине Зиновьевой, призерам регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2024 Анастасии Фатеховой, Алексею Курочкину, Александру Седнину. Действующие лидеры образования и учителя, только что вступившие на этот путь, размышляли о векторе, определяющем путь современного педагога: куда идти, какие результаты станут итогом профессионального пути, как быстро и каким образом их можно достичь.

Каждое выступление вызывало заинтересованную ответную реакцию 200 учителей, приехавших из все муниципалитетов.

Ирина Димова, отвечая на вопрос модератора, чем учителя – лидеры третьего десятилетия ХХI века отличаются от учителей – лидеров конца последнего десятилетия ХХ века, нашла, пожалуй, больше общего, чем различного между ними – победителями конкурса разных лет и поколений. Как всегда, образно, с душой она рассказала о лидерском становлении педагога в конкурсном движении, приведя яркие примеры из истории конкурса «Учитель года». Олег Парамонов покорил масштабом творческого потенциала. «Парамонова лучше всего слушать. Когда он читает свои стихи со сцены, ты невольно забываешь обо всем и подчиняешься могучей энергии его голоса, интонации, тембра», – отметил Михаил Нянковский, и мы приобщились к его «затяжному прыжку» в поэзии. Михаил Александрович в интервью авторскому проекту «Клуб социологов» сказал: «Педагог – это состояние души». Вместе с ним мы старались постичь состояние лидерства. Артур Заруба заметил, что практически все нобелевские лауреаты в детстве активно занимались музыкой, да и вообще «музыка необъяснимым образом лучше всего развивает мозг, мышление». Зал активно откликался на посылы талантливого педагога, стараясь найти ответ на вопрос о том, какое место занимает музыка в становлении учителей года как лидеров образования.

Ирина Зиновьева рассуждала о том, что стоит за самим понятием «лидер» и обязательно ли для воспитания ученика-лидера нужен учитель-лидер.

Вступающие на путь педагогического лидерства учителя задавали вопросы, искали на них ответы вместе со спикерами, поднимали актуальные проблемы современного образования: может ли виртуальный учитель стать лидером образования – Алексей Курочкин; каким образом педагог-лидер может повлиять на культуру своего образовательного учреждения – Анастасия Фатехова; должен ли учитель, считающийся лидером в профессиональном сообществе, быть лидером для своих учеников – Александр Седнин, а итог подвел Михаил Осминин, также призер регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель год»-2024, отметив, что учитель-лидер должен быть таковым во всем и во все времена, вести в будущее.

Дискуссия завершилась под аплодисменты зала. 90 минут пролетели как один миг благодаря ярким выступлениям спикеров и не менее яркой и наполненной интересными подходами и необычными вопросами модерации Михаила Каленова.

Пятерку призеров регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2024 ожидал сюрприз: Ирина Димова и Михаил Нянковский, авторы разлетевшихся по всей стране великолепных книг «Окрыляющая педагогика» и «Повторение пройденного. Невыдуманные истории», вручили им лично свои произведения, оставили автографы и пожелания.

Михаил Пучков, министр образования и науки Нижегородской области, после дискуссии провел встречу с победителями регионального конкурса, в ходе которой продолжилось обсуждение актуальных вопросов образования.

Дискуссия о лидерстве в образовании задала ритм, темп последующих мероприятий, объединив всех собравшихся в зале высоким профессиональным ориентиром.

Каким должен быть современный наставник

Направление второй дискуссии было задано стихотворением его модератора Андрея Елисова, заслуженного учителя РФ, победителя конкурса «Учитель года Нижегородской области»-2011, наставника участников конкурса «Учитель года Нижегородской области»- 2024:

Мудрец подобен добрым семенам,
Что прорастут и в ямах, и на скалах
И устремятся в вечность к небесам,
Как дерево, цветущее у храма.

Действительно, спикеры поделились мудростью, пришедшей не только с годами, но и с опытом созидательной работы. Ими стали:

  • Елена Букша, помощник губернатора Ставропольского края по вопросам образования, отличник народного просвещения, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года»;
  • Галина Нестеренко, заслуженный учитель РФ, председатель общественного объединения «Ассоциация творческих педагогов Дона», председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года»;
  • Оксана Тулупова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры андрогогики и управления развитием, директор Научно-методического центра методического сопровождения педагогических работников ФГБОУ ВО НГПУ имени К.Минина;
  • Людмила Печникова, заслуженный учитель РФ, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», руководитель центра поддержки профессионального развития педагогов и наставничества «Горьковская школа – центр «Вега»;
  • Вячеслав Амосов, председатель регионального Общероссийского общественного государственного движения детей и молодежи «Движение первых» Нижегородской области;
  • Николай Вихарев, победитель конкурса «Учитель года Нижегородской области»-2023, учитель физики ветлужской школы №2, наставник участников конкурса «Учитель года Нижегородской области»-2024;
  • Наталия Гарева, лауреат Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного (русского) языка», лауреат Всероссийского профессионального конкурса «Педагогический дебют»-2024 в номинации педагог-наставник, учитель русского языка и литературы Вачской СОШ.

Елена Букша рассуждала о том, что «наставник – это тот, кто создает будущее в настоящем». Галина Нестеренко поделилась опытом проведения масштабных форума «Его величество учитель», межрегионального форума молодых педагогов «От наставничества к профессионализму молодых», фестиваля «Планета творчества и мастерства на Дону».

Вячеслав Амосов рассказал о наставничестве в «Движении первых», Наталия Гарева подняла вопрос о том, как поддержать молодого педагога и оставить его в профессии. Она преподнесла залу сюрприз, читая вместе с Олегом Парамоновым, автором известного стихотворения «От ноты «до» до ноты «си»…», она вдруг перешла к сочиненному ею самой тексту. В ее поэтических строках прозвучала надежда на то, что поэт, учитель, наставник обязательно возьмет, а точнее уже взял, эту высоту – ноту «си» и что за ним обязательно последуют его ученики, новое поколение молодых педагогов. Николаю Вихареву достался сложный вопрос о том, являются ли наставник и учитель идентичными проявлениями профессии педагога. Оксана Тулупова как опытный наставник многих поколений нижегородских учителей года подытожила выступления всех спикеров, рассмотрев сетевой проект по подготовке наставничества. С удовольствием и я рассказала о становлении института наставничества в конкурсе «Учитель года Нижегородской области», поскольку занимаюсь этими вопросами в последние годы с особой любовью, с радостью отдавая ему немало душевных сил и энергии.

В дискуссии принял участие министр образования и науки Нижегородской области Михаил Пучков, приведя примеры интересных форм наставничества. С приветственными словами эмоционально, выделив основные аспекты наставничества, обратились к собравшимся заместитель министра образования и науки Нижегородской области Ирина Кизилова и ректор НИРО Елена Окунькова.

Ярким украшением дискуссии стали стихи-обращения Андрея Елисова, которые он посвятил каждому спикеру.

В финале дискуссии Ирина Димова подарила Михаилу Юрьевичу последний печатный 32-полосный выпуск сетевой «Учительской газеты», в котором есть статья и о конкурсе «Учитель года Нижегородской области»-2024, где ведущую роль в этом году сыграли 9 наставников, опекавших 352 участников.

Министр образования Нижегородской области Михаил ПУЧКОВ с интересом разглядывает свежий номер сетевого издания «Учительская газета»

Александр Сергеевич, разрешите поздравить вас с юбилеем!
Большое Болдино-2024

Впервые мы посетили Большое Болдино в августе 2022 года, тогда-то и зародилась идея встретить 225-летие великого поэта там, где, по его собственному признанию, он «писал, как давно уже не писал». Все приезды сюда были окрашены великолепными мастер-классами, яркими выступлениями учителей года России. Об этом в статье «В союзе сердца, голоса и слуха» написала Ирина Димова («Учительская газета» №26 от 27 июня 2023 года).

В 2024-м нам посчастливилось не только побывать на празднике, посвященном юбилею великого поэта, но и принять участие в образовательной программе, которую проводило Российское общество «Знание». Встреча проходила в новом павильоне, специально построенном на территории болдинского заповедника к 225-летию А.С.Пушкина.

Михаил Нянковский Артур Заруба, Олег Парамонов были блистательны! Зал замер, и мы – Ирина Димова, Елена Букша, Галина Нестеренко – вместе со всеми присутствовавшими зрителями (в зале было много молодых педагогов, студентов!) благодаря таланту наших «больших пеликанов» в очередной раз осознали, прочувствовали величие гения Пушкина.

Признательны Ольге Владимировне Щетининой, Ольге Викторовне Петровой, Наталье Евгеньевне Сухановой, Алле Александровне Морозовой за возможность в течение двух лет несколько раз побывать на Болдинской земле и окунуться в атмосферу пушкинского чуда. Благодарим всех, кто помог в юбилейном году реализовать межрегиональный проект «Учителя года России – Пушкину».

Большое Болдино. 6 июня 2024 года! Незабываемый пушкинский день закончился на территории природного музея-заповедника, родового имения гениального поэта и прозаика концертом «Пушкин. Отражения». Он транслировался каналом «Россиия-1» в прямом эфире. В день 225-летия Александра Сергеевича Пушкина симфонический оркестр под управлением Юрия Башмета и ведущие деятели культуры современности под открытом небом и «под сенью дружных муз» подарили всем почитателям нашего гения незабываемые минуты сопричастности его таланту. Действительно, отражение: в истории, музыке, литературе, культуре – в веках.

Людмила ПЕЧНИКОВА, председатель регионального отделения Общероссийской общественной организации лидеров образования «Учитель года», заслуженный учитель РФ, руководитель проектов «Горьковская школа» и «Учителя года – Пушкину», Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте