search
main
0

“Пеликанам” Интернет не страшен 11 дней из жизни конкурса

Российских учителей встречали и провожали в Центре образования-98 в Олимпийской деревне. Встречали так замечательно, что конкурсанты, мысленно напряженно “прогонявшие” в памяти завтрашние уроки, “оттаяли” и от души аплодировали на замечательном концерте учеников и педагогов 1953-й школы. А как было тяжело расставаться! Вы бы видели – на прощальном вечере плакали и москвичи, и гости-учителя… Не скажешь, что Западный округ Москвы всего лишь первый год принимает конкурс “Учитель года”, в отличие от Юго-Западного, в школах которого конкурсные уроки давались несколько лет, где выросло целое поколение “конкурсных детей”.
“Западные” ребята к открытым урокам привычные, но конкурс – более ответственное мероприятие. Так страшно подвести учителя! Конечно, с непривычки дети смущались, робко поглядывали на жюри. Но на второй день конкурсных занятий про судий и гостей как-то позабылось. Ведь так здорово – правильно ответить на вопрос одного из лучших педагогов страны, да еще и похвалу услышать. Кстати, московские учителя, которые старались ходить на все уроки провинциальных коллег, в таких случаях смотрели на своих ребят с гордостью, как будто тем вручили Нобелевскую премию.
Столичные педагоги и директора школ, принимавшие гостей, говорили, что для них это честь. Еще бы, ведь из 134 школ Западного округа было отобрано всего семь. Самых лучших. Хозяева очень волновались за “своих” – как проведут урок, как их оценит жюри. “Моя самая лучшая”, “моя такая красивая”, “а мой такой умный, в аспирантуру поступил”, говорили московские педагоги, предварительно все вычитав о своих гостях в журнале “Учитель года”. И конкурсанты отвечали им взаимностью. А физик Валерий Аксенов из Вышнего Волочка Тверской области сделал коллеге из 1016-й московской школы королевский подарок – физический прибор. Опыт, проделанный с помощью этого прибора на уроке, вызвал… шквал ребячьих аплодисментов.

3 октября.
Хобби-клуб
Каждый конкурсант – талантливая и многогранная личность, и узнать о его увлечениях – шанс увидеть эту неповторимую личность во всей красе.
Выяснилось, что финалисты поют, читают стихи, а многие, пожалуй, каждый второй, пишут их сами. Кроме того, в свободное от проверки тетрадей время они разводят пчел, вяжут, шьют, делают аппликации. Конкурсант Владимир Аксенов из Тверской области любит конструировать забавные электроприборы, скажем, дверной звонок с дистанционным управлением, и мечтает научить говорить компьютер.
Олег Марфин из Омской области поразил коллег, босиком станцевав на битом стекле. А после заявил, что берется обучить этому за тридцать секунд любого, кто пожелает. Главное, говорит, – верить, что не порежешься. Желающих почему-то не нашлось…

4 октября.
В Совете победителей
В то время как конкурсанты отправились на первые открытые уроки в московские школы, 32 победителя конкурса за всю его историю приняли участие в первом заседании Консультационного совета при министре образования.
Остальные приехать не смогли. Местные власти сочли, что их присутствие на заседании совета необязательно, а путешествие в столицу слишком обременительно для бюджета. Именно поэтому присутствующие члены совета сразу подняли вопрос о собственом статусе – не все победители могут добиться аудиенции даже у начальника своего департамента.
Отныне повестка дня двух заседаний в год будет формироваться заранее и состоять из 2-3 вопросов, наиболее важных для всех. Пока же члены совета и министр обменялись мнениями, точнее, Владимир Филиппов ответил на вопросы собравшихся, а их было немало.
Ради сохранения единого образовательного пространства во всех субъектах Федерации должен быть один государственный язык, в частности, и в Татарстане. По мнению его представителя, много средств и сил тратится на изучение родного языка, но процент им овладевших слишком мал. Не рациональнее ли изучать его факультативно? Русский же язык в пединституте Казани преподается как иностранный. Эти перекосы приведут к развалу России – таков вывод.
Зашла речь о девальвации золотых медалей. Если в Москве средний процент медалистов – 2,5, то в иных регионах – 10-15%. Неужто в глубинке дают более качественное образование? По словам Владимира Филиппова, единый национальный экзамен призван решить эту проьлему. Медаль попросту не будет играть решающей роли при поступлении в вуз.
Кстати, о едином национальном экзамене говорилось немало. Как в регионах будут формироваться неподкупные комиссии, пока не ясно. Пока даже министр не дал гарантий, что этот экзамен непременно будет введен. Эксперимент покажет его жизнеспособность.
В итоге Владимир Филиппов предложил собирать учителей раз в год на форумы по образовательным областям в разных регионах, чтобы обсуждать наболевшие проблемы. А членам своего Консультативного совета предложил разъезжать по регионам и показывать образцовые уроки. Насчет спонсоров обещал подумать, а удостоверения членов совета при министре образования – выдать.

5 октября.
Открытие
Ура! Из виртуального конкурс превратился в самый что ни на есть реальный. (А то что получается: уже и Интернет освоен, и первые уроки даны, а он все не открывается и не открывается).
По этому случаю Президент России Владимир Путин направил учителям поздравительную телеграмму и доверил ее прочитать со сцены Колонного зала Дома Союзов главному редактору “УГ” Петру Положевцу. В профессиональный праздник педагогов этот зал полностью принадлежал им – в нем был торжественно открыт одиннадцатый Всероссийский конкурс “Учитель года России-2000”.
Пожелать финалистам ни пуха ни пера пришел еще один главный редактор “УГ”. Правда, бывший. Благодаря Геннадию Селезневу (ныне – спикеру Государственной Думы) 11 лет назад состоялся первый, еще всесоюзный, конкурс.
Геннадий Николаевич учредил специальный приз для одного из конкурсантов. Какой – будет держать в секрете вплоть до завершения конкурса. Может быть, кресло депутата в парламенте?
Вице-премьер Валентина Матвиенко признала, что до тех пор, пока в стране не будет сильной системы образования, о процветании придется забыть. А потому федеральная исполнительная власть будет постепенно увеличивать расходы на школу. А министр образования РФ Владимир Филиппов в свою очередь подтвердил, как много делают педагоги для повышения престижа страны. В то время как у отечественных хоккеистов и футболистов дела идут неважо, команда российских школьников привезла недавно 4 (по числу участников) золотые медали с Международной олимпиады по информатике в Китае.
Председатель Профсоюза работников народного образования и науки Владимир Яковлев на сцене процитировал понравившийся фрагмент педагогического эссе Натальи Апиной – конкурсантки из Республики Алтай. Восхищаясь этим отрывком, он не преминул напомнить, что алтайские учителя и поныне по полгода не видят зарплаты.
Приветствовал конкурсантов и мэр столицы Юрий Лужков. К слову, незадолго до начала конкурса 22 московских учителя получили от мэрии премии, а 38 учреждений – гранты на научные разработки, ориентированные на развитие образования.
А председатель Большого жюри конкурса ректор МГУ Виктор Садовничий сказал, что за 11 лет перед глазами жюри прошли тысячи участников, и каждый из них достоин носить профессорские мантии ведущих университетов мира.
Больше всего непонятных слов было, пожалуй, в выступлении солиста Большого театра Николая Баскова. “Золотой голос России” пел для учителей на итальянском. Однако, как ни странно, именно он сорвал самые бурные аплодисменты и… гвоздики от конкурсантов.

7 октября
Подведение итогов первого тура
Торжественная церемония началась с награждения всех финалистов. Первый заместитель министра образования Александр Киселев и главный редактор “УГ” Петр Положевец вручили конкурсантам правительственные знаки “Учитель года” и памятные сувениры – золотые изделия, украшенные символом конкурса – пеликаном.
Названы имена пятнадцати конкурсантов, вышедших на финишную прямую.
Первое испытание для “пятнашки” – пресс-конференция – состоялось вскоре после церемонии. И финалисты справились с ним блестяще. Выяснилось, к примеру, что, если министром образования России станет учитель истории из Ленинградской области Евгений Травин, свой первый рабочий день в новой должности он начнет с того, что даст урок в школе. Более того, всем работникам министерства после его назначения пришлось бы раз в неделю превращаться в рядовых учителей – вести уроки по субботам.
Единственный вопрос, вызвавший у конкурсантов затруднение, – о размере зарплаты, которую им хотелось бы получать. Ни одного вышедшего во второй тур конкурсанта не устраивают те деньги, которые он получает сегодня. И в то же время все затруднились оценить свой труд адекватно. Педагоги из регионов согласны зарабатывать хотя бы столько же, сколько их столичные коллеги. А ведь и у московских учителей доходы мизерны.
Оксана РОДИОНОВА, Галина СЮНЬКОВА, Руслан ЦАРЕВ
Фотло Михаила КУЗМИНСКОГО и Евгения ТРАВИНА

Официальный сайт конкурса “Учитель года” http://www.teacheryear.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте