Напоминаем правила, по которым в этом году проходил конкурс «Учитель года России». Первый тур был заочным. Предметное жюри в течение трех дней отсматривало документы 76 участников. Второй, уже очный тур – «Учитель-предметник» прошел за два дня. Учителям пришлось выдержать два испытания – «самопрезентацию» и «открытый урок». Для третьего тура «Учитель учителей» понадобилось три дня. Его участники давали только мастер-класс на сцене учебного центра поселка Московский. А последний, четвертый тур «Учитель-лидер» оказался самым скоротечным, он прошел за один день. В нем участвовала «пятнашка» победителей прошлого этапа, которая должна была выступить с публичной лекцией и ответить на вопросы педагогического ринга. Именно последний этап выявил «пятерку» победителей конкурса и «Учителя года России-2004».
Утром они еще рассчитывали на победу. «Публичная лекция» – новое неизведанное конкурсное задание таит в себе опасность. Как выступать? Для многих очередная бессонная ночь не прошла даром. Сложно рассуждать о глобальных проблемах образования перед Большим жюри. Ведь в его составе – профессионалы в области образования, представители общественности, учителя года прошлых лет и пятеро студентов первого курса МГИМО, победители телепередачи «Умники и умницы».
Окончание. Начало в №№ 29,30.
На зависть победителям
Понедельник начинается в субботу, 25 сентября. Вот когда победившие позавидовали проигравшим. Во второй тур конкурса вышли 39 учителей-предметников. По новому Положению о конкурсе те, кто очутился за бортом, оказались на судейской скамье.
– Лучше за три дня отсмотреть 39 мастер-классов, чем 30 минут выступать на сцене, – шутило жюри третьего тура.
Очередное новшество конкурса – участники сами определяют тему мастер-классов. В этом им помогают игротехники из Межрегионального клуба «Учитель года России»: Евгений Травин, Артур Заруба и автор идеи Андрей Милехин. Технология очень проста. Первое – вспомнить максимально успешный мастер-класс. Второе – проанализировать его по критериям (межпредметность, проблемность, применимость к своему предмету, глубина и философичность, практико-ориентированность). Третье – предложить необходимые критерии для оценивания темы. Четвертое – назвать тему. Пятое – оценить предложенные темы по десятибалльной шкале, определить сумму баллов, выставить рейтинг. Шестое – объявить три-четыре лидирующих темы. Седьмое – проголосовать.
Пока герои завтрашнего дня готовятся к мастер-классам, участников кокурса ждет директор известной московской школы Евгений ЯМБУРГ. Он приготовил открытый урок в кинологическом центре «Ордынцы» для детей-инвалидов. Собаки – верные помощники при лечении детей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Каждый раз, поднимая руку, чтобы погладить четвероногого друга, эти дети преодолевают сильную боль. Но они двигаются, а это главное.
39 ученых пеликанов
Утро первого дня мастер-классов началось с церемонии вручения дипломов и памятных знаков – золотых пеликанов, которую проводил министр образования и науки Андрей ФУРСЕНКО.
– Одна из главных задач, которая стоит перед всем российским обществом, – научить людей зарабатывать деньги, – объяснил министр. – Денег в государстве на образование нет, потому что мы их не заработали. Мы понимаем, как их тратить, но не знаем, где добывать. Наша задача – научить новое поколение зарабатывать для себя и своей страны.
Межрегиональный клуб «Учитель года» принял министра в свою «пеликанью стаю», вручил футболку с символикой конкурса, которую Андрей Фурсенко тут же и надел под аплодисменты.
Тема мастер-классов первого дня: «Видеть необычное в простом – признак мудрости». Каждый из участников представил собственное прочтение предложенного тезиса и свою модель работы над темой. Естественно, у всех получились совершенно разные, непохожие друг на друга мастер-классы.
Учительница начальных классов Светлана КРИКОВА из Ярославской области призвала коллег помнить о «клетке», формируемой в сознании человека бесконечными ограничениями в мыслях и чувствах.
Александр ТОСТАНОВСКИЙ, учитель ОБЖ из Сургута говорил о формах самообороны в критических ситуациях. Человек не должен быть беззащитен, как, впрочем, и агрессивен. Он должен быть мудр, решая задачу, как обезопасить себя в мире с помощью знания, предвидения, анализа.
Преподаватель литературы из Ростовской области Галина ДАНИЛОВА использовала несуществующий знак препинания: «.?» Можно ли подвергать сомнению жизненные постулаты? Имеем ли мы право на альтернативное прочтение хрестоматийных образов и развенчание прописных истин? Главное – по возможности воздерживаться от категорических выводов, оставляя иногда вопросы без ответов.
Любой второклассник, побывавший на уроке Дениса СУДАРИКОВА, информатика из Новосибирской области, запомнит, что человек придумал компьютер, взяв за основу себя самого. Изобразив однажды мышку и «подержав за руку» процессор, ребенок перестает бояться незнакомой машины.
Если бы немецкому языку всех желающих обучала Татьяна ВОРОНКОВА из Самарской области, а французскому – Ирина ЩУКИНА из Вологды, Россия давно бы стала страной полиглотов.
Тема мастер-классов второго дня: «Жизнь – бесконечное познание, возьми свой посох и иди…». Оксана УРМАНОВА из Рязанской области превратила урок английского языка в «выставку» офисного оборудования.
Чтобы ученики лучше запоминали английские звуки и слова, Ольга ИЛЬИНА из Смоленской области рассказывает стихи, поет английские песенки и танцует вместе с ними.
Эльвина ЖАНОВА из Башкортостана предложила на уроке английского языка ситуацию – «вас пригласили на международный конкурс «Учитель Мира-2005». Чтобы быть с участниками на равных, нужно научиться общаться, рассказывать о себе и своих педагогических идеях.
На уроке итальянского у Ирины КАХИАНИ из Санкт-Петербурга готовили традиционное итальянское блюдо – Ризотто. Оказывается, до революции его подавали в каждом русском ресторане. Ризотто готово? Но ни одно итальянское застолье не обходится без традиционной партизанской песни. Специально для любимого дедушки ученики разучили песню на итальянском языке.
Наталья СНИГИРЕВА из Воронежской области объясняла основы органической химии через бытовые аналогии. По ее мнению, соединение атомов в молекуле похоже на часы: важно не из какого числа атомов она состоит, а как они собраны. Если часы неправильно собрать, они не будут идти.
Физик из Самары Людмила ПРАВДИНА исследовала свойства нашего глаза, определила его достоинства и недостатки. «Глаз – это чудо для пытливого ума» – вывод урока.
Конкурсную программу этого дня завершил Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ, литератор из Калининградской области. Он предложил ситуацию: «Представьте, что вы – японский садовник, у вас великолепный сад и к вам едет император. Как вы будете готовиться к его приезду?» Вариантов было много. Но «настоящий» японский садовник срезал все цветы, кроме одного, который был воплощением всего сада. За оставшееся время успели поговорить о японской живописи и хокку, сравнить портрет Джоконды и икону. «Научитесь собирать мир вокруг себя. Ведь мир – это осколки, их нужно стараться собирать в единое целое», – закончил свой урок Евгений Игоревич.
Именно после этого урока присутствующие заговорили о гениальности молодого учителя и стали пророчить ему место в «пятерке».
Тема мастер-классов третьего дня: «Во всем мне хочется дойти до самой сути». Для историков Александра РАХНО из Омской области и Андрея Лукутина из Москвы главным оказался вопрос о постижении исторической истины. Как часто мы читаем и не понимаем, слушаем и не слышим, не даем себе труда задавать вопросы. Куда проще видеть то, что лежит на поверхности.
Филологи предложили различные концепции анализа литературных произведений: опираясь на слово, образ, литературный персонаж. На двух уроках звучала тема «неопределившихся» в земном познании. Ольга ЛУКЬЯНЧИКОВА из Липецкой области рассматривает в этом качестве Ивана Бездомного, одного из Булгаковских персонажей произведения «Мастер и Маргарита». А Ольга СЕРДЮКОВА из Ставропольского края говорила о выборе, обращаясь к поэзии Лермонтова.
Марина Ефимова из Калужской области представила земной путь человека как опрокинутую пирамиду, которую каждый достраивает всю жизнь, выбирая для себя ценности и цели. Она обратилась к булгаковскому образу Мастера, как человеку, сделавшему выбор.
«Фильм», «снятый» Людмилой Четвертаковой из Томской области по произведениям Михаила Зощенко, должен был подчеркнуть роль писателя-сатирика как «лаборанта и осветителя», демонстрирующего, каким не должен быть человек. Пороки неискоренимы, человеческие типы бессмертны. Вопрос в силе воздействия «литературного зеркала».
Для Натальи Шустровой из Псковской области «дойти до самой сути» – неизменный стиль работы, а точнее, общения. То, что она делает на уроках, в школьной аудитории или в специфических условиях мастер-класса, сложно назвать работой. Это больше похоже на изящную беседу, во время которой делаются открытия, происходит «познание сути вещей через погружение в себя». Как известно, все гениальное просто. Умение изящно и легко выполнять серьезную работу – редкий талант. Наталья Викторовна учит видеть цельную картину за деталями, придавать значение сказанному. Создается впечатление, что такое общение, напоминающее беседы Сократа со своими учениками, есть просто продолжение на уроке обыденной жизни, стиль которой – умение видеть и чувствовать прекрасное, находя его во всех проявлениях человеческого творчества.
Сложная профессия – журналист
Поздним вечером 27 сентября на сцене актового зала учебного центра были объявлены 15 суперфиналистов конкурса «Учитель года России». У них впереди самый сложный четвертый тур – «Учитель-лидер». Он включает в себя два конкурсных задания: «Публичная лекция» и «Педагогический ринг».
«Детское жюри», как любовно окрестили старожилы конкурса жюри третьего тура, судило честно. Имена пятнадцати суперфиналистов, названных бывшими конкурсантами, в основном совпали с победителями, которых отметил совет старейшин.
Пока «пятнашка» приходит в себя, Петр Положевец, главный редактор «Учительской газеты», проводит мастер-класс – редколлегию, посвященную юбилейному номеру «УГ».
О чем говорить?
Утром они еще рассчитывали на победу. «Публичная лекция» – новое неизведанное конкурсное задание таит в себе опасность. Как выступать? О чем говорить? Для многих очередная бессонная ночь не прошла даром. Сложно рассуждать о глобальных проблемах образования перед Большим жюри. Ведь в его составе – профессионалы в области образования, представители общественности, учителя года прошлых лет и пятеро студентов первого курса МГИМО, победители телепередачи «Умники и умницы».
После обеда еще одно испытание – «Педагогический ринг», который ведет Эдуард Никитин. После выступления первой пятерки становится ясно, что ринг сравним с пресс-конференцией. Вопросы такие же жесткие и откровенные. Зачем вы решили участвовать в конкурсе? Как вы относитесь к сексуальному образованию в школе?
К концу дня видны явные лидеры. Пока счетная комиссия в последний раз подсчитывает баллы, на сцене учебного центра готовятся декорации к церемонии подведения итогов. Пять стульев с перекинутыми красными лентами. У победителей тура «Учитель-предметник» уже есть белые ленты. У тех, кто выиграл на этапе «Учитель учителей», добавились синие. «Пятерка» соберет все цвета российского флага.
Людмила ПРАВДИНА, физик из Саратова, Наталья КИРИЛЛЮК, математик из Владикавказа, историки Александр РАХНО из Омской области и Андрей ЛУКУТИН из Москвы, филолог Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ. Перед вами «пятерка» победителей конкурса «Учитель года России-2004». Они прошли все испытания и честно завоевали свой приз – малый «Хрустальный пеликан» и денежные гранты в размере 200 тысяч рублей. Они лучше всех смотрелись на педагогическом ринге. Но среди них есть тот, кто станет учителем года, кто получит главный приз – большой «Хрустальный пеликан» и «Цифровую лабораторию учителя» на сумму 300 тысяч рублей. Тот, чье имя произнесут со сцены Концертного зала «Россия»…
Угадать невозможно
Второй год подряд закрытие конкурса транслирует Первый канал. Второй год подряд имена учителей года узнает вся Россия.
Типичный разговор накануне торжества:
– Вы за кого болеете?
– За Славгородского.
– А победит кто?
– Мне кажется, Рахно или Лукутин. Такого молодого не пропустят.
За Женечку, так любя называют его между собой конкурсанты, болеет большинство, но никто до конца не верит, что Большое жюри изберет учителем года молодого гения из сельской школы с таким неприлично маленьким педагогическим стажем – три года.
На торжественной церемонии закрытия ведущие Первого канала поручили объявить победителя Андрею Фурсенко и Виктору Садовничему. Пока ректор МГУ говорит приветственную речь, министр за его спиной вскрывает конверт. Зал затаил дыхание… Кое-кто пытается по выражению лица Андрея Фурсенко угадать имя победителя. Бесполезно! И наконец долгожданный миг:
– Хором? – предложил министр Садовничему.
– Хором! – согласился ректор.
– Победителем стал учитель русского языка и литературы…
Окончание фразы потонуло в шквале оваций. Зал аплодировал стоя.
Фото автора
Комментарии