search
main
0

Пейзажи в живом лесу и на картине

Когда я гуляю по Лосиному острову, мой глаз каждый раз останавливается на пейзажах, которые сильно напоминают известные картины нашего великого певца леса Ивана Ивановича Шишкина. Однажды я сделала для себя небольшое открытие: Шишкин – фамилия значащая, тоже имеет отношение к лесу, она от слова «шишка» образована.

Люблю бродить по уже знакомым тропинкам и останавливаться, будто в Третьяковской галерее, перед знакомыми «картинами». Вот небольшая березовая роща, и у Шишкина полотно «Березовая роща», чуть дальше – три дуба, как три богатыря, а у Шишкина – картина «Дубы». И «Лесную глушь» его я встретила, хотя, конечно, в парке Лосиный остров таких мест остается все меньше, парк застраивается, обеслесивает.

Недавно узнала, что Марина Нестерова, учительница граждановедения и мировой художественной культуры, в основном весной и осенью приводит своих учеников в этот парк, чтобы провести урок. Часто получается интегрированное занятие, где речь идет об экологии, художниках, их умении передавать пейзажи родной природы и о роли настоящего гражданина в том, чтобы беречь природу, чтобы знать свое и мировое искусство и сохранять его для будущих поколений.

Как-то Марина Николаевна дала своим ученикам такое задание: найдите уголки парка, которые чем-то вам напоминали бы картины Шишкина, Левитана, возможно, других художников. Ребятам это задание понравилось, тем более что они его получили не перед самым выходом в парк, а за несколько дней, поэтому заранее смоги воскресить в памяти картины известных художников-пейзажистов. Пока шли по дороге, Марина Николаевна обсудила с ними тему «Человек и природа». Ребята и учитель говорили о том, что человек имеет право на свежий, чистый воздух, на отдых на природе, он обладает обязанностями по отношению к природе и в связи с этим по отношению к другим людям. Надо сказать, что во время таких походов, или, точнее сказать, уроков под открытым небом, дежурные по классу имеют особую экипировку: на них надеты фартуки и перчатки, они «вооружены» палками с наконечниками, на которые легко накалывать бумажки и пакеты, которые в большом количестве оставляют после себя отдыхающие, мальчики-дежурные несут мешки, в которые складывается весь этот мусор.

Воспитанники Нестеровой не только рассуждают об экологии, но и заботятся о чистоте парка.

Первым нашел свой пейзаж Никита.

– Посмотрите, посмотрите, – закричал он. – Вот, пожалуйста, «Заросший пруд у опушки леса» Шишкина.

– Посмотрите, это не заросший пруд, а простое болото, – возразили девочки.

– Это, конечно, заросший пруд, только не Шишкина, а Поленова, – сказал рассудительный Андрей.

– Ребята, не спорьте, ведь у каждого этот пейзаж парка может вызвать свое воспоминание, а может и вообще не вызвать никаких ассоциаций.

Дальше ребята нашли «березовую рощу», которая тоже вызвала споры. В итоге многие решили, что уголок парка, где растут березы, больше напоминает картину Куинджи с тем же названием.

– Наши уроки под открытым небом помогают ребятам быть наблюдательными, находить ассоциации, лучше запоминать картины русских художников. А еще мы слушаем голоса леса, пение птиц, шелест листвы, лесную тишину. Всего этого очень не хватает им, городским жителям.

А потом уже в классе Марина Николаевна рассказывала мальчишкам и девчонкам о жизни и творчестве Ивана Ивановича Шишкина. Он родился в Вятской губернии в 1831 году. В прошлом году исполнилось 175 лет со дня его рождения. Конечно, те леса не сравнишь с нашими подмосковными, тем более с парком, но подсмотренные великим художником и запечатленные им на полотне пейзажи волнуют посетителей Третьяковской галереи и Русского музея и невольно потом заставляют отыскивать сходство этих произведений с картинками природы.

Сначала юный Шишкин учился в Московском училище живописи и ваяния. За четыре года он прошел все его классы. Затем уехал в Петербург и поступил в Петербургскую академию художеств. Он был отличным учеником, его награждали серебряными и золотыми медалями. Как особо отличившегося выпускника академии художеств направили Шишкина в Германию и Швейцарию для дальнейшего совершенствования.

За границей он учится у знаменитых мастеров. В Дюссельдорфе Шишкин пишет картину «Вид из окрестностей Дюссельдорфа». За нее он получил звание академика, тогда Шишкину было 34 года. В Швейцарии художник учился гравировке по металлу.

По возвращении в Россию Иван Иванович много ездит по стране и много рисует, делает многочисленные этюды. Шишкин увлекся также офортами, в рисунке пером он достиг значительных успехов. Его работы высоко оценили русские и зарубежные художники. Эти необыкновенно тонкие, изящные рисунки появились в самых известных европейских музеях. Шишкин активно участвовал во многих всероссийских и международных выставках. Через год после звания академика Иван Иванович получил звание профессора пейзажной живописи за картину «Лесная глушь».

Перед отправкой этой картины на выставку художник еще раз внимательно осмотрел полотно, и ему не понравилась его левая сторона. Он тут же соскоблил почти четвертую часть и в течение нескольких часов написал заново.

В 90-е годы Иван Иванович начал руководить пейзажной мастерской в Академии художеств, продолжая ездить по полям и лесам, без устали писать пейзажные этюды.

«Шишкин – верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа» – так писал о нем его друг, замечательный художник Крамской. И в самом деле, Шишкин в те времена своим творчеством развил пейзажный жанр, он показал, что, сидя в кабинете, в мастерской, нельзя создать подлинно реалистичную картину природы, нужно ею самому воочию насладиться, надышаться, насмотреться на леса, поля, луга. Он был одним из первых художников, кто посвятил себя воспеванию обычной русской природы, он сумел передать ее необычную, может быть, для простого обывателя незаметную красоту, найти в ней лирику и поэзию.

До Шишкина пейзажи русской природы изображались слишком пышными, преувеличенно яркими. Такая живопись была во многом декоративной. Или же они писали не нашу природу, а южноитальянскую, испанскую. Считалось неприличным писать живую природу, как писать обычных простых людей, а не вельмож.

Об этом же вспоминал и Илья Репин, когда он был учеником в академии. Тогда ему надо было показать картины своему профессору. Тот посмотрел и сказал, что так рисовать не годится, что им изображены обычные живые кусты, обычные камни, и посоветовал Репину, сходить в Эрмитаж и скопировать какой-нибудь пейзаж.

В 60-70-е годы XIX века многие молодые художники понимали, что нужна правдивая живопись, которая отражала бы настоящую природу, настоящих людей, их жизнь и быт. Шишкин стал ярким и самобытным представителем этого нового передового движения художников. Он писал свои картины не на основе фантазий, а с натуры. Мастер разместил на своих картинах живой русский лес, обычные березы, ели, сосны, дубы – они стали «героями» его пейзажей.

Глухие еловые и сосновые заросли, в которых в любое время полутемно и прохладно, светлые березовые рощи, полные спокойствия и достоинства, дубовые рощи, колосящаяся рожь в поле – все это стало мотивами творчества художника. Он не только писал картины природы, любовался ею, он хорошо знал ее как естествоиспытатель, биолог. Его можно было назвать ученым-самоучкой.

Шишкинские картины и этюды свидетельствуют о том, что художник изучал строение дерева, как ученый-ботаник. На его картинах нет беспорядочной растительности. Все деревья, травы, цветы, мхи, рожь изображаются с научной достоверностью и, естественно, с большим художественным мастерством. Он знал, чем одно дерево отличается от другого, свойства, особенности каждого, взаимовлияние их друг на друга. Как растут сучья на березе, а как на сосне, дубе. Он безошибочно мог передать на рисунке особенности коры того или иного дерева, его крону, особенности расположения веток, листвы на них.

Основным источником художественного творчества были личные впечатления, наблюдения. В то же время художник виртуозно владел кистью, красками и карандашом. Деревья, расположенные на переднем плане картины, выписаны особенно тщательно. Такое впечатление производят полотна Шишкина «Сосны, освещенные солнцем», а также «Рожь». Глядя на пейзажи, ощущаешь, что земля, трава, колосья совсем как живые, кажется, что их можно потрогать и удостовериться, что все это настоящее.

В середине своей творческой биографии Иван Иванович написал картину «Рубка леса». Сосны, березы, ели стоят, как великаны. Пылает костер. Виднеются люди, которые и рубят лес. Дальше рыжая лисица, наблюдающая за ними.

Излюбленным приемом мастера было изображение на фоне пейзажа излучин рек, уходящих вдаль дорог. Такие картины вызывают пространственное представление. Смотришь на поле в картине «Рожь» и представляешь его продолжение за горизонтом.

Кто-то считал пейзажи Шишкина простенькими, даже однообразными. Это не так. Рассматривая их, вспоминалось известное изречение: «Все гениальное просто». И вместе с тем мало кому удавалось и во времена Шишкина, и после него нарисовать лес с такой ботанической точностью и подробностью. И в то же время деревья на разных картинах не похожи друг на друга. Каждое дерево, как и человек, – индивидуальность. И здесь Шишкин не имеет себе равных среди российских пейзажистов.

Его картины сохраняют свое художественное значение и сегодня. Их любят рассматривать дети. Его пейзажи оптимистичны, вызывают интерес к природе, желание всматриваться в картины живого леса, находить в нем живописные места.

После рассказа о великом художнике Марина Николаевна дала ребятам такое задание: нарисовать свой вариант картины «Утро в сосновом лесу». Конечно, от детей вовсе не требовалось точно воспроизвести сосновый лес, четырех медведей, исследовавших деревья, поваленные бурей, строгую медведицу, которая следит за тем, чтобы медвежата не нарушали ее запретов. Конечно, у каждого ученика оказалась своя версия утра в сосновом лесу. Один мальчик изобразил только одни деревья, медведей на его рисунке не оказалось. Когда у него спросили, куда исчезли медведи, ученик ответил: они увидели, как к ним подходит Шишкин со своим мольбертом, и убежали, а он все равно успел рассмотреть их расположение. Другой подросток нарисовал все почти так же, как у Шишкина, но добавил фигуру охотника: тот стоял, подняв руки вверх, а рядом с ним лежало ружье, на которое охотник наступил ногой. Этот эпизод означал: сдаюсь перед такой красотой и мирным медвежьим семейством, стрелять больше никогда не буду.

Вот так благодаря творчеству художника Ивана Шишкина, прогулке в лесопарке Лосиный остров ребята из седьмого класса, в котором ведет уроки Марина Нестерова, получили знания и по граждановедению, и по экологии, и по мировой художественной культуре.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте