Менеджменту теперь учат. И не только в московских вузах. Например, в Саратовском государственном техническом университете можно выбрать из нескольких программ “Финансовый и экономический менеджмент” и “Правовой экономический менеджмент”.
Мало того, на специальностях “Менеджмент” в Институте бизнеса и делового администрирования СГТУ лидируют девушки. Однако у нынешнего ректорского корпуса, как известно, совсем не женское лицо. Большинство нынешних ректоров – мужчины, и менеджерские навыки они осваивают уже после вступления в должность. Удается это всем по-разному. Не зря ведь при подготовке перехода высшей школы на нормативное финансирование в виде ГИФО разработчики эксперимента учитывали три типа вузов – сильные, средние и слабые. Социологи Госуниверситета Высшей школы экономики провели исследование и показали, насколько успешность деятельности вузов зависит от выбранной ректором организационно-финансовой стратегии управления. Оказалось, что в арсенале ректоров четыре базовые стратегии: “Максимальное качество” (интенсивное развитие, направленное в первую очередь на совершенствование основной деятельности вуза), “Финансовое благополучие”, “Диверсификация” (характеризуется низким качеством образования и развитием непрофильной деятельности как ради ее совершенствования, так и ради извлечения прибыли теневым путем) и “Глобализация” (экстенсивное развитие вуза по всем направлениям с целью повышения устойчивости в быстро изменяющейся среде).
Ректоры 99 вузов из 309, проанализированных социологами, используют комбинированные стратегии. Можно сказать, что элитой высшего образования являются вузы, где ректоры сделали ставку сразу на три стратегии: “Максимальное качество”, “Глобализация” и “Финансовое благополучие”. Так произошло, например, в Санкт-Петербургском госуниверситете. Как ни печально, но все вузы, придерживающиеся стратегии “Стагнация”, оказались педагогическими. Среди них Благовещенский, Красноярский, Новосибирский, Пензенский, Челябинский и Рязанский госпедуниверситеты, а также Бийский, Нижнетагильский и Марийский госпединституты. Характерно, что все руководители вузов, попавших в стратегию “Стагнация”, не придают большого значения применению в учебном процессе компьютерных технологий, не владеют четкой информацией о парке ЭВМ в их учебных заведениях. Отметили социологи и то, что ректоры таких вузов мало знакомы с ситуацией, сложившейся в других отечественных учебных заведениях аналогичного профиля, не говоря уже о зарубежных.
Ольга МАКСИМОВИЧ
Комментарии