Почти два года прошло с тех пор, как «Учительская газета» выступила в защиту Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г.Белинского. Тогда этот уважаемый вуз, имеющий традиции, подготовивший тысячи педагогов для школ области, хотели слить с Пензенским государственным университетом и лишить самостоятельности. Тогда газету и вуз поддержало Пензенское областное законодательное собрание. Но чиновники на этом не успокоились, и завтра Законодательному собранию предлагают вновь вернуться к рассмотрению этого вопроса и принять «правильное» решение. Победит ли здравый смысл и справедливость?
В прошлый раз инициативу проявило Министерство образования и науки РФ: бывший первый заместитель министра Андрей Свинаренко, человек далекий от проблем образования, но близкий к бизнесу, прислал письмо, в котором поддерживал инициативу по слиянию вузов, с которой выступило руководство области. Но тогда такая инициатива и впрямь была проявлена. На этот раз без всякого, видимо, проявления инициативы письмо прислал уже министр Андрей Фурсенко. 22 мая 2007 года Андрей Александрович обратился к председателю Законодательного собрания Пензенской области Виктору Черушову: «Инициатива укрупнения пензенских вузов путем присоединения Пензенского госпедуниверситета к Пензенскому госуниверситету принадлежит губернатору Пензенской области Василию Бочкареву… Минобрнауки РФ поддержало эту инициативу. Минобрнауки подтверждает свою позицию в отношении интеграции и укрупнения образовательных учреждений города Пензы». Кто бы сомневался, ведь министр сторонник кардинального реформирования высшего педагогического образования и нередко об этом говорит. Вопрос только в том, почему министр вдруг решил вновь обратиться с письмом к председателю областного Законодательного собрания? Видимо, это начало новой атаки на педвуз, и вполне вероятно, что это связано с назначением нового министра образования и науки Пензенской области Олега Мельниченко. Педагоги подозревают, что этому руководителю (кстати, как говорят, выпускнику ПГПУ) при назначении дали такое задание.
По закону и Минобрнауки РФ, и Рособразование могут только не возражать против слияния вузов, согласовывать это решение может областное Законодательное собрание, именно поэтому федеральные органы могут только давить на законодателей своим авторитетом. А Мельниченко – формировать общественное мнение в пользу объединения через СМИ. В своем интервью, данном газете «Пензенская правда», Олег Владимирович говорит, что к ПГУ присоединят пензенские колледж управления и промышленных технологий, приборостроительный колледж электронной техники и Кузнецкий колледж электронной техники для того, чтобы готовить кадры для начального, среднего и высшего профессионального образования. Казалось бы, и пусть себе готовят, придав ПГУ, помимо статуса классического университета, еще статус и инженерно-педагогического. Мельниченко убежден, что для грядущего вступления России в ВТО потребуется мощный вуз, который в состоянии выйти на международный уровень. Пусть себе выходит и пусть решает проблемы подготовки высококлассных специалистов для постоянно меняющегося рынка труда. Педагоги-то тут при чем? Ведь высшее педагогическое образование решает внутренние проблемы страны и системы образования, хотя после вступления России в ВТО у него появятся и иные проблемы: ведь за границей нет высшего педагогического образования, и если ПГУ в укрупненном варианте придется конкурировать с теми иностранными вузами, которые хлынут в страну, то уникальный высший педагогический вуз будет вне конкуренции. Олег Мельниченко приводит в пользу объединения такой довольно непоказательный факт, как включение преподавателей ПГПУ в состав диссертационных советов ПГУ, но это говорит скорее в пользу того, какие высококлассные педагоги и ученые работают в педвузе, что классический университет считает за честь включать их в такие советы. Впрочем, чему удивляться: в ПГПУ вот уже четырнадцать лет работает совет по защите кандидатских диссертаций в области исторических наук, а докторский совет уже создается. Докторский совет по экономике так вообще давно стал региональным, к тому же в ПГПУ усилен докторский совет по педагогической науке. Может быть, стоит в этом случае подумать о присоединении к ПГПУ как головному ПГУ и сделать этот вуз главным гуманитарным вузом в области?! (Шутка).
В интервью министр говорит о том, что ПГУ не смог стать победителем в конкурсе инновационных вузов в рамках нацпроекта именно из-за того, что в нем недостаточное количество студентов. Выходит, педвуз сведут на нет, чтобы теперь университет получил грант за инновационность? Странный, право, аргумент. Впрочем, что удивляться, у нас нынче многие решения принимаются потому, что за ними стоят денежные расчеты, а в случае с Пензенским ПГУ еще и имущественные, вуз ведь имеет солидные площади, стадион, который не хочет отдавать никому, сохраняя для студентов, и многое другое. Но если грант по нацпроекту – основная цель, то понятно, почему в той же областной газете ректор ПГУ Владимир Волчихин, в прошлом году заявлявший, что уж университету-то никакое объединение не нужно, теперь говорит: наша цель – создать мощный конкурентоспособный классический вуз. Сегодня, выходит, ПГУ и не мощный со своими 15 тысячами студентов, и не конкурентоспособный, и только присоединение педвуза сможет сделать его таким?
Мельниченко говорит: слияние вузов – единственная возможность выжить, остаться на федеральном бюджете и включиться в национальные проекты. Может быть, он не знает, что даже депутаты Госдумы РФ, рассматривающие нынче проект бюджета на три будущих года, говорят, что вся тяжесть по финансированию нацпроектов в конце концов будет переложена на плечи субъектов РФ. Так что рассчитывать на федеральный бюджет сегодня крайне опрометчиво.
Министр обещает педагогам-вузовцам увеличить после слияния зарплату, никого не сокращать, но это не совсем корректно: одинаковые факультеты будут объединяться, лишним преподавателям, конечно, места не найдется и так далее. К тому же непонятно, имеет ли право региональный министр обещать что-то, что будет происходить в вузе федерального подчинения?!
Ситуация довольно странная. В то время как другие регионы создают собственные педагогические вузы для подготовки педагогических кадров (Москва, Ставрополь и другие), Пензенская область ратует за поглощение своего вуза федеральным. Кстати, такие истории уже были в других регионах, в том же Ставропольском крае слили некогда педвуз и классический университет в надежде на то, что там будет идти подготовка педагогов на более высоком уровне. Этого не произошло, именно поэтому пришлось создавать региональный педуниверситет, потому что нужно было готовить и школьных педагогов, и логопедов, и педагогов для системы дошкольного и дополнительного образования, и многих других специалистов. Пенза идет, судя по всему, по ставропольскому пути, но не было бы поздно возрождать свое областное педагогическое высшее образование. Кстати, процесс дезинтеграции крупных вузов и создания профильных небольших институтов в странах – членах ВТО уже идет вовсю. Пример – Финляндия, опыт которой недавно изучала делегация во главе с вице премьером Еленой Столяровой.
Против слияния педвуза и классического университета выступает Совет ректоров педагогических вузов. Отчасти потому, что, как и три года назад, неизвестно, есть ли в области поддержанная общественностью и образовательным сообществом, принятая законодательно четкая программа оптимизации сети образовательных учреждений. В некотором роде пензенская история может стать модельной для руководителей других субъектов РФ, которые не очень сильно вдаются в проблемы педагогических кадров высшей квалификации. Пройдет все в Пензенской области, глядишь, на нее будут ссылаться другие, обосновывая свои намерения уничтожать педвузы в регионах. Не случайно же Олег Мельниченко говорит в своем интервью, что есть печальный опыт объединения вузов. Правда, министр надеется, что в Пензенской области все пройдет гладко. Мне кажется, надежды эти не вполне обоснованы хотя бы потому, что против слияния выступает профессорско-преподавательский и трудовой коллектив Пензенского госпедуниверситета. В 2005 году, проведя специальное заседание ученого совета, общеуниверситетскую конференцию, собрание трудового коллектива, собрание студенческого актива, отправив протестные письма Президенту РФ Владимиру Путину, полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе, в Государственную Думу РФ, в Общественную палату РФ, в Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники ПГПУ 21 марта 2006 года вышли на митинг. Их голос услышало Законодательное собрание Пензенской области. Мнение коллектива, а не чиновников стало решающим при принятии окончательного решения. ПГПУ остался автономным вузом.
Теперь все началось сначала. В Пензенском государственном педагогическом университете прошла общеуниверситетская конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и аспирантов. Перед собравшимися выступил министр образования и науки Пензенской области Олег Мельниченко, но Олег Владимирович не смог убедить людей в правильности своей позиции. Коллектив проголосовал против объединения, во всяком случае студенты, преподаватели и сотрудники ПГПУ решили провести пикетирование зданий правительства, Законодательного собрания Пензенской области, а если их голос не будет услышан, собраться на городской митинг вместе с выпускниками вуза, родителями студентов и всеми заинтересованными лицами. Зачем кому-то накануне выборов в Государственную Думу РФ нужно подталкивать людей к таким масштабным действиям, лично мне совсем непонятно.
Люди выходят на улицы, когда их не слышат, когда их мнение игнорируется. За что борется педвуз? Вовсе не за то, чтобы сохранить теплые руководящие места нынешнему ректорату. У коллектива педуниверситета государственный взгляд на происходящее, и это главное. В решении общеуниверситетской конференции записано: «Коллектив Пензенского государственного педагогического университета имени В.Г.Белинского с полным пониманием относится к реформе системы образования. Но при этом считает центральным звеном реформы учителя, подготовка которого должна осуществляться в системе педагогического образования, его разрушение поставит под угрозу реализацию национального проекта в области образования. Наше представление базируется на Национальной доктрине образования в РФ, одобренной постановлением Правительства РФ 4 октября 2000 года, которая установила приоритет образования в государственной политике и признала ведущую роль педагога в достижении целей образования (раздел «Педагогические кадры»). Реформы должны носить государственный характер, иметь должное обоснование, служить целям обеспечения качественного образования, доступного для всех граждан России. Объединение двух ведущих вузов региона может разрушить достаточно сбалансированную систему образования в области, привести к монополизму в сфере образования, сокращению бюджетных мест, усилению процесса коммерциализации в образовательном пространстве, к росту платы за получение образования на хоздоговорной основе, к снижению степени доступности образования и созданию социальной напряженности в регионе».
Решение конференции уже поступило Президенту РФ Владимиру Путину, полномочному представителю Президента РФ в Приволжском федеральном округе Александру Коновалову, первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву (который, кстати, во время визита в МПГУ высказал убеждение, что в России государственная система высшего педагогического образования должна быть сохранена как национальное достояние), в Государственную Думу РФ, в Совет Федерации РФ, в ЦК профсоюза работников народного образования и науки, в Министерство образования и науки РФ, в Федеральное агентство по образованию, губернатору Пензенской области Василию Бочкареву, в общественные организации и СМИ.
Получило такое решение и Законодательное собрание Пензенской области, которому завтра предстоит сказать свое слово в этой затянувшейся истории. Смогут ли честные и порядочные люди – народные избранники – проявить смелость, поспорить с чиновниками? Верю, что так и произойдет, ведь один раз – два года назад – они уже доказали, что интересы и чаяния избирателей для них превыше всего.
Комментарии