search
main
0

Педвуз умер. Да здравствует классический университет! Где в результате таких перемен окажется учитель?

Неожиданный поворот

В Кирове грядут перемены. Вятский государственный педагогический университет собирается стать классическим университетом. Казалось бы, благое дело, тем более что из 12 вузов Кировского района нет ни одного, где бы под общей крышей были и технические, и гуманитарные факультеты. Однако восторженную реакцию мой собеседник не разделил. Анатолий Чурин, глава Кировского департамента образования, относится к этой идее настороженно и позицию свою объясняет так:

– Я не консерватор и с удовольствием приму всякое новшество, если оно оправдает себя в деле. Мне нужны учителя-предметники, но даст ли их классический университет?

Понятно, что на такой вопрос ответить мог только автор идеи. И я отправилась на встречу с ректором Вятского педуниверситета, профессором Владимиром Данюшенковым.

Лучшая защита – наступление

За время, пока был проректором по учебной работе, и за первый год ректорства Владимир Степанович лелеял мысль: поднять Богом забытый Вятский педуниверситет на уровень европейского. Чтобы стал лицом края. Учебно-научно-культурным центром.

– Идея – прежде всего! – восклицает он. – Идея перехода в классический университет. Важно увлечь ею, создать команду единомышленников, и тогда она реализуется в жизнь.

– Но что же такое классический университет?

– Это фундаментальное образование. Значит, более глубокое. Это широчайший кругозор и научное мировоззрение. Классическому университету необходимы сильный кадровый состав и солидная библиотека. Первым и важнейшим этапом перехода к классическому университету я считаю создание фундаментальной научной базы. То есть системы научных лабораторий, работающих по грантам и заказам, выполняющих чисто научные исследования. Можно сравнить такие лаборатории с питомником, в хорошем смысле этого слова. На этой базе идет подготовка кандидатов и докторов наук. Что касается библиотеки, то на ее пополнение мы ежегодно тратим 2 миллиона рублей из внебюджетных средств.

Я киваю, но мне не совсем ясно, какое место в нарисованной схеме займет педагогика.

– В педагогике сейчас творится непонятно что. Педагогов много, а педагогики нет. Еще Энгельс сказал: “Наука начинается там, где присутствует математика”. Пора в педагогике начинать применять статистические методы обработки. Все просчитывать, а не довольствоваться слухами. Огромное количество педагогических, психологических, методических наук затмевает главное – знание предмета.

– Получается, методика преподавания как предмет не нужна?

– Методика – это творчество учителя.

Предлагаю взять конкретный пример. Географ, кем он будет завтра?

Сомнений нет, что тем же учителем географии. Только ему не просто передадут накопленный педагогической наукой опыт, а сформируют иной взгляд на мир. Он откроет в географии тайники, заметит еле уловимые нюансы, будет обладать фундаментальным знанием. В дипломе напишут: “Географ. Преподаватель”. Этот человек легко сориентируется на современном рынке труда, если его, например, не устроит школа. Хорошо, конечно. Но кого сейчас устроит она, многострадальная, если стартовый оклад в ней не больше 300 рублей и нет ни жилья, ни перспективы? У выпускника классического университета все шансы избежать учительской участи, а на худой конец попасть не в общеобразовательную школу, а в престижные теперь лицеи-гимназии. Кто же исполнит роль простого “ремесленника”?

– Наш институт педагогики и психологии будет проводить тестирование на 3-м курсе и выявлять тех, кто имеет склонность к работе с детьми, – продолжает ректор. – Единственное, что может помешать студенту стать учителем-практиком, – это условия работы. Проблему закрепления специалистов на местах надо решать иначе. Районная администрация должна открывать лицевой счет на имя студента, каждый год переводить сумму, необходимую для обучения. Мы же будем учить его за счет федерального бюджета. После окончания учебы “целевик” едет домой, где ему выдается сумма в виде малопроцентной ссуды. Он покупает дом, обзаводится хозяйством и постепенно выплачивает долг. В Америке, например, если выпускник собирается работать где-то в глухом местечке, он освобождается от выплаты.

Звонок в министерство

Задумавшись над сказанным, звоню в Управление программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования. Отвечает начальник управления Геннадий Шестаков:

– Тенденция перехода педвузов в классические университеты существует, но нельзя утверждать, что она доминирующая. Процесс вполне объясняется непрестижностью педагогической специальности и желанием университетов стать научными и культурными центрами. Для регионов это особенно актуально, потому что высших учебных заведений там мало. Наиболее эффективный способ выживания – объединение. Классический вуз способен также развивать педагогическую науку как таковую. Школа от этого не пострадает. Более глубокие знания педагога ей только на пользу.

Эксперимент не требуется

Получается, переход на классический уровень в каждом конкретном случае может быть либо поспешным и неоправданным, либо, наоборот, продуманным и удачным. Заместитель главы Департамента образования Светлана Тюшляева понимающе кивает, пока я делюсь с ней своими впечатлениями. Затем огорченно говорит:

– Мы обсуждали с Владимиром Степановичем его идею, но он так и не ответил на вопросы, которые действительно назрели. Как будет вестись подготовка педагогических кадров? Если классический университет предусматривает минимум преподавания методики, как такой учитель будет учить? Создание классического университета повлечет за собой присоединение технических вузов. При этом наверняка исчезнут некоторые из сегодняшних факультетов. Ректор Данюшенков ратует также за присоединение лицеев и колледжей, но в этом случае, как и технические вузы, они теряют свой юридический статус. Так же, как технические вузы. Мы предлагаем Владимиру Степановичу, возьмите в качестве эксперимента несколько училищ, колледжей, попробуйте. Получится – мы с радостью вас поддержим. Он отказывается. Все надо сегодня и сразу.

– А может ректор обратиться за помощью в министерство?

– Для этого нужно подготовить определенные документы. В частности, требуется заключение трех структур: администрации в лице губернатора, Департамента образования и Совета ректоров. Последний уже дал отказ. Мы тоже не согласны. Губернатор обещал ознакомиться с проблемой.

Что объективно разрушает эта реорганизация? – подытоживает Светлана Ивановна. – Прежде всего принцип формирования сети. Росла и укреплялась годами пирамида, венчает которую нынешний педвуз. Будучи центром, он направлял свои усилия на то, чтобы его деятельность касалась всех образовательных сфер. Во-вторых, разрушается структура подготовки специалистов. Готовить практиков без практики нельзя. Для того чтобы обучать по новой системе, ее нужно сначала разработать. А кто этим занимался?

Действительно, кто? Ректор Данюшенков готовит новую систему обучения с целой командой единомышленников. Оправдает ли себя новация, покажет время. А сегодня можно принять во внимание доводы руководителей институтов повышения квалификации. С выпускниками классических университетов они уже сталкивались на практике. Результаты, увы, неутешительные.

Из 26 человек, отвечавших на вопрос, какие недостатки высшего педагогического образования вызывают необходимость повышения квалификации молодых учителей в вашем институте, 16 отметили слабую методическую и методологическую подготовку, слабое знание основ педагогических технологий, дидактики, технократичность преподавания. 9 – недостаточность фундаментальной подготовки, формализм знаний, отсутствие культурологических аспектов и знаний по философии образования, содержанию школьного образования, его стандартам. Отсутствие подготовки учителей естествознания и других интегрированных курсов. 5 – отсутствие знаний по практической психологии, подготовки к работе с социально дезадаптированными детьми. 4 – слабые знания по теории воспитания, воспитательным системам и их применению в современных условиях. 4 – отсутствие знаний о реальной школе, социологии образования. И десять человек из двадцати шести обусловили это слабой подготовкой учителей на педагогических факультетах государственных университетов.

Наталья АЛЕКСЮТИНА

Киров

P.S.

Города, в которых педагогические вузы стали педфакультетами государственных университетов: Ставрополь, Курган, Тамбов, Великий Новгород, Белгород, Архангельск и Кострома.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте