Владимир Данильчук, член-корреспондент РАО, ректор Волгоградского педуниверситета:
– Начавшийся процесс модернизации образования выдвинул задачу повышения квалификации педагогических кадров в разряд первоочередных. Нельзя осуществить модернизацию только за счет выпуска новых нормативов, стандартов, образовательных программ и других документов. Нужны педагоги, способные реализовать задачи модернизации, в том числе и при подготовке учителей. Система повышения квалификации педагогических кадров в этом смысле должна быть более мобильной, ведь она призвана быстрее реагировать на новую ситуацию в образовании, чем система отбора и подготовки будущих педагогов. Вероятно, каждый шаг модернизации образования должен порождать и адекватную реакцию системы переподготовки уже работающих педагогов.
Что сегодня нужно современному учителю? Ориентировка в быстро меняющемся мире и тех изменениях, которые происходят в системе образования в связи с появлением его новых приоритетов, представление о реконструкции в преподаваемой им образовательной области и направлении ключевых компетенций, реальные навыки применения проектных, коммуникационных, компьютерных технологий, ориентация на ученика-субъекта с характерной для него избирательностью, желанием получить неформальную подготовку к жизненной карьере, разработка собственной системы преподавания, которая сделает его конкурентоспособным на рынке образовательных услуг. Наконец, учителю недостает методологической культуры, открытости, незацикленности на своем предмете. Все это составляет современные образовательные запросы учителя, ответить на которые может только эффективная система повышения квалификации, оснащенная теоретически, методически, материально.
Подобно тому как в образовании сегодня имеется множество образовательных маршрутов, уровней, моделей, и в системе повышения квалификации должна утвердиться вариативность, позволяющая учителю выбрать путь дополнительного образования, адекватный уровню его мастерства и притязаний. Последнее касается не только выбора профилей и тематического содержания курсов, вопрос острее: оказавшись один на один с современной педагогической информацией, учитель подобен покупателю, оказавшемуся впервые в супермаркете. Ему предлагаются на выбор не только программные методики, но целые парадигмы, модели образования, и при этом никто не ограничивает его выбор. В таких условиях система повышения квалификации должна сделать все, чтобы он не растерялся, обеспечить не только грамотное и безопасное сопровождение учителя в педагогическом пространстве, где все смешалось, как в доме Облонских, но и сделать его самого соучастником научных исследований и разработок. Это предполагает существенное повышение уровня его общей и методологической культуры. Вероятно, современное квалификационное развитие учителя можно осуществить лишь в рамках мастерских, лабораторий, экспериментальных площадок, работающих в структуре мощных научно-педагогических школ. В рамках этих школ и может быть обеспечено его научно-методическое сопровождение на пути проектирования педагогической системы, наиболее полно реализующей индивидуальность учителя.
Речь сейчас идет об интеграции усилий педагогических университетов, ИПК, классических университетов, всех тех, кто осуществляет сегодня повышение квалификации. В одиночку, видимо, никто с этой задачей не справится. Когда мы говорим об интеграции, это вовсе не означает, что все должны быть на одном балансе, должно быть одно устремление к цели. Повышение квалификации должно строиться на основе передовой науки и передовых технологий. Здесь можно говорить о наших комплексах как о ведущих, которые могут принести значительный успех. Например, Волгоградский педуниверситет обладает, как нам представляется, достаточным научно-педагогическим потенциалом для создания многоуровневой и многопрофильной системы повышения квалификации педкадров, так как располагает ресурсом фундаментальной науки, опытом разработки моделей личностно-развивающего образования, имеет в своем составе институт повышения квалификации работников образования и факультет переподготовки управленческих кадров. Научно-педагогический потенциал педуниверситета позволил ему выиграть грант на создание центра повышения квалификации профессорско-преподавательского состава для Южного региона. В основе пакета программ для этого центра было положено современное представление о цели профессиональной деятельности учителя, которая в современном ее толковании не сводится к знаниевым компонентам образования. В соответствии с этим преподаватели педагогических дисциплин, обучаясь в центре, должны приобрести современное представление о содержании педобразования, в основе которого лежит современное представление о природе педагогической деятельности, о соотношении ее общепрофессиональных и специально-предметных компонентов, концептуальный аппарат проектирования и оценки эффективности педагогических систем с различными образовательно-воспитательными функциями. Мы надеемся, что в центре будут работать педагоги высшей квалификации не только из нашего университета, но и из других образовательных учреждений, мы уверены, что обучаться в нашем центре захотят не только волгоградцы, не только педагоги Юга России, но и других регионов страны.
Комментарии