Дети с особенностями здоровья развиваются по тем же законам, проходя все те же стадии, что и все остальные дети. А это значит, что препятствий для обучения быть не должно, надо только понять, как это сделать.
И в этом случае мы говорим об особой интеграции образовательных технологий с психолого-педагогическим сопровождением, которое включает в себя не только коррекционную помощь детям, но и систематическую работу с их родителями и педагогами. Современная парадигма специального образования предполагает именно такое комплексное понимание сопровождения ребенка и среды, которая его окружает.
Самым важным для учителя становятся принятие ребенка с особенностями развития и явное видение, как его можно учить, опираясь именно на зону ближайшего развития. Принятие приходит через понимание особенностей когнитивной сферы ребенка (мышления, памяти, внимания), эмоционального и поведенческого реагирования на разные учебные ситуации. И в этом учителям помогают специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя – логопеды, учителя-дефектологи, тьюторы и ассистенты.
Они разъясняют каждому учителю особенности конкретного ребенка, почему появились определенные особенности поведения, трудности понимания учебного материала или ошибки в тетрадях. После работа начинает идти совсем по-другому: подбираются особые методы объяснения материала такому ученику, выстраивается другая система оценивания, подключаются дополнительные средства сопровождения. Так формируется видение целостной системы обучения.
В нашей школе выстроена своя система взаимодействия специалистов сопровождения и учителей в инклюзивных классах. Ведь при подготовке к уроку такому учителю следует учитывать разный темп работы обучающихся, определять объем и содержание учебного материала для каждой группы учащихся, использовать по-разному время урока для отдельных подгрупп детей (нормотипичных детей и детей с ОВЗ), планировать разноуровневые домашние задания. И это при условии, что ни одного ребенка нельзя выделять из класса, так как все дети для учителя равны.
Для всех, кто организует обучение и сопровождение детей с ОВЗ, созданы отдельные чаты. В этих чатах участники делятся своими опытом, приемами, которые помогают ребятам с ОВЗ определенной нозологии усвоить лучше урок, а также освещается информация методического плана.
Специалисты сопровождения (психологи, логопеды и дефектологи) регулярно посещают уроки тех учителей, у которых есть ученики с ОВЗ, с целью выработки совместных рекомендаций. После посещения урока вместе с учителем обсуждаются успехи и проблемные области ребенка, возможные причины слабой динамики, если таковая наблюдается. Обязательно вырабатываются рекомендации по адаптации учебного материала на уроках и контрольно-измерительного материала индивидуально для каждого ребенка с ОВЗ.
Для учителей регулярно проводятся Zoom-конференции по вопросам, какие особенности присущи каждой нозологии детей с ОВЗ, что такое специальные условия образования для таких ребят, о возможностях применения коррекционных методов обучения на уроке, рассматриваются приемы адаптации учебного материала для конкретных детей.
И конечно, проводятся регулярные встречи с родителями детей с особыми возможностями здоровья с целью ресурсной поддержки семьи, выработки рекомендаций по обучению, воспитанию и развитию ребенка.
В нашей школе обучение осуществляется по трем программам, в том числе и по программе развивающего обучения. И в корпусах начальной школы с данной программой обучается много детей с ОВЗ. Мы видим, что подходы данного обучения и его принципы очень близки с подходами инклюзивного образования, так как в основе реализации ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о лежит личностно ориентированное и деятельностное обучение.
Такое обучение практикуется работой в гибких группах, разнообразными подходами к подаче информации и результатам освоения знаний. Мы все знаем, что в процессе организации поисковой деятельности новые знания и навыки закрепляются наиболее эффективно. Именно такой подход учит обучающегося с ОВЗ не быть пассивным наблюдателем образовательного процесса, а самостоятельно принимать решения, делать верный выбор, быть активным участником. Но почему-то нам кажется, что ребенок с ОВЗ не справится с таким обучением.
Практика показывает, что очень даже справится! И именно это позволит ему развиваться и двигаться вперед, стать творческой личностью, а не только выполняющей репродуктивные упражнения. Надо только ему помочь в этом.
Как организовать деятельность ребенка с ОВЗ в условиях развивающего обучения?
Во-первых, учебные задачи должны быть максимально практико-ориентированными, дети с ОВЗ должны решать не абстрактную математическую или логическую задачу, а задачу, важную для себя.
Во-вторых, общее (проблемное) для всех обучающихся в классе поисковое задание повышает мотивацию и концентрацию внимания у всех учеников. На стадии самостоятельного выполнения части общего для всех задания ребенок с ОВЗ может выполнять свою индивидуальную задачу, которая ему по силам. Учитель должен хорошо понимать, какая у ребенка с особыми возможностями здоровья зона ближайшего развития, и поставить перед учеником правильную задачу.
В-третьих, ученику с ОВЗ необходимы четко организованное рабочее место, а также четкие и визуализированные правила работы на уроках и в группе.
В-четвертых, в работе в группе учителю необходимо четко распределить роли и подобрать ребенку с ОВЗ задания, адекватные его возможностям.
Особое внимание следует уделить оцениванию. Оценивание обучающегося с ОВЗ должно быть понятным для самого ребенка. Он должен знать, сколько и каких заданий нужно сделать для получения определенной оценки (процесс должен быть индивидуализирован и открыт).
Использование классической системы оценивания (пятибалльная система) в условиях инклюзивного класса не всегда информативно для оценки динамики развития детей с ОВЗ. К сожалению, при таком подходе мы часто наблюдаем заниженные оценки на фоне общего уровня развития других детей класса.
Развивающее обучение по Эльконину – Давыдову предполагает безотметочное оценивание, то есть учитель не ставит детям отметки по результатам каких-либо работ. Особую роль в процессе оценки обучающихся играет самооценка образовательных результатов. Учителю необходимо вовлекать в данный процесс всех обучающихся, ведь это приводит к:
– проверке своих результатов;
– пониманию собственных дефицитов и путей их устранения;
– ответственному отношению к собственной деятельности.
Для самооценки образовательных результатов используются специальные шкалы (линеечки, круги, лесенки). Дети могут оценить по критерию себя, своего соседа или группу, в которой они работали. Критерии оценки формулируются детьми совместно с учителем и могут выглядеть так: визуальное оформление задания, правильность выполнения, выразительность чтения. Выбор критерия зависит от предмета, вида работы, которая выполняется, формы работы детей (парная работа, групповая, индивидуальная). Сначала ученик самостоятельно оценивает свою работу, и только затем данную работу оценивает учитель, то есть самооценка ученика предшествует оценке учителя. Учитель изучает самооценку ребенка, выражает свое отношение и при необходимости корректирует ее.
Контроль и оценка отображают в первую очередь качественный результат процесса обучения. Качественный результат – это не только уровень усвоения знаний по определенному предмету, но и уровень индивидуального развития ученика. В связи с этим педагогу, работающему с ребенком с ОВЗ, необходимо не только оценивать его предметные достижения, но также отслеживать динамику всех его результатов (и предметных, и личностных).
Целесообразно использовать разнообразные формы и методы оценки достижений планируемых результатов (письменные и устные работы, творческие работы, самооценка, наблюдение, практические работы, проекты).
Система оценки динамики развития детей с ОВЗ должна включать:
– оценку стартовых возможностей ребенка (оценка на старте, определение исходного уровня обученности и развития ученика);
– формирующее оценивание (текущий контроль);
– рефлексивный контроль (самоконтроль и самооценка, определение учеником границ своего знания – незнания);
– итоговый контроль (оценка на выходе).
При организации оценивания детей с ОВЗ учителю стоит:
– использовать индивидуальную шкалу оценивания ребенка с ОВЗ;
– выработать и использовать на своих уроках систему вербальных поощрений;
– дать возможность ребенку ошибаться (не критиковать неверные ответы ученика).
Для фиксации результатов обучения детей с ОВЗ учитель может использовать портфель (портфолио) достижений и карты индивидуальных успехов.
Портфель (портфолио) – копилка успехов – представляет собой папку А4, в которую учитель вкладывает работы ученика (учебной, творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной и трудовой деятельности). Данные работы демонстрируют индивидуальный прогресс ребенка и его достижения в различных областях.
В портфеле (портфолио) ученика могут храниться дипломы и грамоты (участие ученика в конкурсах, акциях, выставках), фотографии, наблюдения за его учебными, трудовыми, общественными и прочими успехами, листы достижений (по предметам/умениям), пожелания ребенку от родителей, учителей или одноклассников, самоанализ ребенка (отношение к различным видам деятельности, пьедесталы успехов).
Наполняемость портфеля (портфолио) можно изменять и дополнять в зависимости от ситуаций, возникающих в учебном процессе. Портфель (портфолио) помогает прослеживать индивидуальный прогресс ребенка в учебе, фиксировать его успехи в различных областях, формировать навыки рефлексии и оценочной деятельности, поддерживать учебную мотивацию.
Карта индивидуальных успехов обучающихся с ОВЗ представляет собой таблицу данных, которая постоянно пополняется в соответствии с происходящими изменениями. Это способствует тому, что при оценивании учебных достижений ребенка с ОВЗ учитель использует личностный способ (сравнивает умения на старте и на выходе), а не нормативный (сравнивает умения ребенка с ОВЗ с установленной нормой выполнения действий) или сопоставительный способ (сравнивает умения каждого). В основу карты индивидуальных успехов обучающегося может лечь портфолио достижений.
Удобство данной карты заключается в том, что любой педагог или специалист, работающий с ребенком, может ее просмотреть, оценить способности обучающегося, увидеть, что у ученика вызывает трудности, а полученные данные использовать на своих уроках (занятиях).
Обучать детей с ОВЗ по системе развивающего обучения возможно! Для этого нужно организовать в школе комплексное сопровождение заботливыми педагогами. Нужно дать возможность особым детям развиваться как можно эффективнее и максимально социализироваться в этом удивительном мире.
Дарья КУКЛИНА, тьютор инклюзивного образования школы №1561;
Анастасия СЕМЕНИХИНА, учитель начальных классов школы №1561
Комментарии