Ранним утром 5 марта 1940 года из ворот Харьковского завода имени Коминтерна вышли два экспериментальных образца танка Т-34. Так начинала свой путь в историю легендарная бронированная машина, сыгравшая исключительную роль в Великой Отечественной войне.
Из истории развития танкостроения
Танк – гусеничная боевая машина высокой проходимости, полностью бронированная, с вооружением для поражения различных целей на поле боя. Такое название боевая машина получила в Англии в целях сохранения секретности. Впоследствии оно за ней и закрепилось. В России первые испытания новинки прошли в мае 1915 года. Автором уникального по тем временам проекта был изобретатель в области авиации Александр Александрович Пороховщиков.
Танкостроение как перспективная отрасль вооружения в прошлом веке быстро развивалось. К концу Первой мировой войны танки были приняты на вооружение ряда стран и применены в боях. Все танковые части того периода использовались, как правило, для непосредственной поддержки пехоты. В довоенные годы в СССР были выпущены и приняты на вооружение танкетки, малые плавающие танки, легкие, средние и тяжелые танки. В эти же годы были сформированы и первые танковые части и соединения.
Но к середине 30-х годов развитие противотанковой артиллерии потребовало разработки танков с противоснарядным бронированием. Первым таким танком был советский танк Т-46-5 массой 28 т, с броней 60 мм, 45-мм пушкой и 2 пулеметами. К началу Второй мировой войны на вооружение войск поступил тяжелый танк КВ с толщиной брони 75-мм и 76-мм длинноствольной пушкой. Только в 1940 г. и первой половине 1941 года было выпущено 639 тяжелых танков КВ-1. Подобные разработки танков велись и в других странах. В это же время в СССР были начаты работы по созданию среднего танка Т-34.
Уже в начале Великой Отечественной войны советские танки Т-34 и КВ показали полное техническое превосходство над подобными немецко-фашистскими танками. Многие технические решения, положенные в основу, например, конструкции танка Т-34, стали классическими и были использованы зарубежными танкостроителями как во время 2-й мировой войны, так и в послевоенные годы.
Приведем оценку экс-главы кабинета министров Великобритании Уинстона Черчилля, высказанную им в послевоенное время в интервью английскому журналисту Джону Мильтону. Звучало это примерно так: в минувшей войне было три великих оружия: английская пушка, немецкий самолет «мессершмитт» и русский танк Т-34.
Кошкин создает
свое детище
Михаил Кошкин – уроженец ярославской деревни Брынчати. Он 1898 г. рождения. Науки проходил в церковно-приходской школе, потом был «отдан в мальчики» кондитеру. Участник гражданской войны. В 20-х годах окончил Коммунистический университет им. Я.М.Свердлова. По оргнабору в 1929 г. направлен в Ленинградский политехнический институт. Освоил новую для того времени профессию – конструирование автомобилей и тракторов. С
1934 г. Кошкин – конструктор, затем зам. начальника КБ на Ленинградском заводе им. С.М.Кирова. Там принимал активное участие в разработке опытных образцов быстроходного колесно-гусеничного танка Т-29 и среднего танка Т-46-5.
В 1937 г. в то время еще молодой инженер возглавил танковое КБ на Харьковском заводе. Руководил работами по совершенствованию легкого колесно-гусеничного танка БТ и созданию опытных образцов танков А-20 и Т-32. Подстать Кошкину был и его заместитель, а позднее приемник Кошкина Александр Александрович Морозов, сын брянского рабочего. Им разрешили рискнуть. И они были рады нести двойную ношу. День и ночь, отсыпаясь по очереди, они дорабатывали плановый БТ и одновременно создавали будущий шедевр мирового танкостроения. За сравнительно короткое время им удалось идеально соединить в одной машине огневую мощь, надежную броню и маневренность.
В Москве танк покорил всех скептиков. Но главным испытанием для Т-34 была война. Во время Великой Отечественной войны новый танк с противоснарядным бронированием показал полное превосходство над таким же средним немецким танком Т-Ш. Боевая масса Т-34 30,9 т, лобовая и бортовая броня 45 мм, макс. скорость 55 км в час, запас хода 430 км, экипаж 4 чел, вооружение – 76-мм пушка, 2 пулемета 7,62 мм. У Т-Ш боевая масса 20 т, броня до 30 мм, макс. скорость 55 км в час, запас хода 165 км, экипаж 5 чел, вооружение – 37 мм пушка, 2 пулемета 7,92 мм.
Михаил Ильич не жалел себя, горел на работе. Даже после успешного завершения испытаний на полигоне он в предчувствии надвигавшейся на Родину военной угрозы работал день и ночь. И лишь когда Т-34 запустили в серию, согласился основательно подлечиться. Но было уже поздно. Кошкина не стало еще до триумфа его детища. Жестоко простудившись во время перегона экспериментальных «тридцатьчетверок» в Москву, он умер за год до начала Великой Отечественной войны. В 1942 году за создание танка Т-34 посмертно удостоен звания лауреата Госпремии СССР. А в 1990 г. тоже посмертно ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Харьковчане увековечили память замечательного танкостроителя, назвав его именем одну из улиц города и установив ему памятник. На доме по улице Пушкинской, где жил Михаил Ильич, установлена мемориальная доска. В народном музее, созданном при заводе, экспонируются материалы о жизни и деятельности выдающегося конструктора. О его жизни написаны книги, сняты кинофильмы.
На фронтах Великой Отечественной
На вооружение Красной Армии Т-34 был принят в декабре 1939 г. К 22 июня 1941 г. танковая промышленность выпустила 1.225 таких танков. Во время войны танк неоднократно модернизировался. В 1942 году на нем была увеличена толщина брони, упрощена конструкция, введена командирская башенка, четырехступенчатая коробка передач заменена на пятиступенчатую, а также увеличена емкость топливных баков. Во второй половине 1943 г. на фронт поступил танк Т-32-85 с более мощной 85-мм пушкой.
А вот невероятный случай из разряда легенд. Но вполне достоверный. Его участник механик-водитель танка 107-го отдельного танкового батальона Николай Иванович Барышев долгое время после войны жил в нашем городе. В том бою тридцатьчетверка по всем статьям доказала свое превосходство над немецким танком Т-III, и люди, находившиеся в ее экипаже, вышли из поединка победителями. Случилось это в начале зимы 1941 года на Ленинградском фронте, на левом берегу Невы, юго-западнее Шлиссельбурга. В это время наши войска вели упорные бои с противником. Наступали и днем, и ночью, атаки следовали одна за другой.
В одной из таких атак наши танки преодолели первую траншею врага. Огнем и гусеницами экипажу танка, которым командовал старший сержант Л. Цыганков, удалось подавить несколько пулеметных точек врага. Танкисты увлеклись боем так, что потеряли из виду соседей. И вдруг при преодолении очередного противотанкового рва танк застрял и как на грех заглох двигатель. Неоднократные попытки механика-водителя завести двигатель танка не увенчались успехом: сели аккумуляторы, а баллоны со сжатым воздухом оказались пустыми.
Гитлеровцы вели наблюдение за танком. Увидев его во рву, подтянули противотанковое орудие и с близкого расстояния решили расправиться с ним. Но пробить броню с первого выстрела им не удалось. Это воодушевило танкистов. Несколькими ответными выстрелами экипажу удалось уничтожить прислугу и противотанковое орудие противника.
Как выяснилось в последующем, под сильным огнем противника атака наших войск захлебнулась, и танки были вынуждены отойти на исходные позиции. Экипаж невернувшегося танка старшего сержанта Л. Цыганова командование посчитало погибшим. Подтверждение было то, что танкисты батальона видели, как гитлеровское орудие в упор расстреливало их танк. Успели даже отправить семьям членов экипажа сообщения об их гибели.
А экипаж между тем не сдавался и вел ожесточенный бой с неприятелем. С наступлением темноты командир танка для проведения разведки местности вблизи машины направил заряжающего. Но как только он высунулся из люка, тут же был сражен автоматной очередью. Теперь в танке осталось трое: командир, наводчик и механик-водитель. Члены экипажа поклялись сражаться до конца. Этой же ночью фашисты сзади подобрались к танку и, взобравшись на броню, потребовали сдаться. Ничего не добившись, к утру они оставили танк, но вскоре вновь попытались приблизиться к нему. Танкисты огнем из пушки и пулемета отбивают наседавших фашистов.
Несколько дней и ночей танкисты давали достойный отпор фашистам. Выручил имевшийся запас продуктов. Но с водой было труднее. Решили открыть аварийный люк и, не покидая танк, собрать под ним немного снега. Незаметно в борьбе за живучесть пролетело трое суток. А на четвертые…
Перед самым рассветом, когда уже кончились боеприпасы, экипаж услышал гул двигателя приближающегося к ним танка. Танкисты обрадовались, подумали, что к ним свои идут на выручку. Но радость была короткой. Когда прибывший танк разворачивался, танкисты увидели на его борту крест. Из вражеского танка вышли гитлеровцы, постучали по броне тридцатьчетверки и стали цеплять буксировочный трос к своему танку. Стало ясно: фашисты решили отбуксировать нашу боевую машину в свой тыл.
Но танкисты и в этой ситуации не растерялись. С выходом на ровное место Барышев решил завести двигатель: поймав момент, он включил заднюю передачу и отпустил сцепление. Двигатель завелся. Когда двигатель вышел на нужный режим, механик-водитель начал тормозить, а затем включил первую передачу. Тридцатьчетверка сделала небольшой рывок, а превосходство в мощности сделало свое дело. Теперь танки поменялись ролями. Барышев дал полный газ, двигатель неистово заревел, и тридцатьчетверка потащила фашистский танк в сторону переднего края нашей обороны. При преодолении первой траншеи вражеской линии обороны экипажу фашистского танка удалось выпрыгнуть и скрыться в окопах. А наши танкисты, буксируя исправный танк врага, прибыли в район сосредоточения своего батальона.
Отважный механик-водитель танка сержант Барышев после того боя был назначен командиром танка. Потом он командовал танковым взводом, ротой. К концу войны Николай Иванович был заместителем начальника оперативного отдела 4-го гвардейского механизированного корпуса. В звании полковника он ушел в отставку. Родина высоко оценила мужество и отвагу фронтовика. За подвиги в годы войны он был награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны, четырьмя орденами Красной Звезды, многими медалями.
Генерал-майор в отставке
Комментарии