search
main
0

Педагогика успеха. Менеджмент от Майи Пильдес

​С первых дней существования школы мы работали в тесном контакте с учеными и преподавателями РГПУ имени А.И.Герцена. Вместе старались сформулировать концепцию гимназии, назвать главные принципы, обосновать планы развития. С легкой руки тогда еще кандидата педагогических наук Елены Казаковой появилось «имя идеи» – педагогика успеха, – которое сразу было принято нами как существовавшее всегда. Потому что, как я уже писала, мы не выводили эту идею из научных теорий, мы так жили. И в те годы, когда работали вместе в пионерском штабе, и позже, в школах, где я воспитывала своих выпускников.

Мы всегда считали, что не стоит много сил тратить на искоренение недостатков, значительно плодотворнее развивать достоинства. Опора на добрые силы души может дать результат, уничтожение злых – почти никогда. Этот принцип не может применяться только к детям или только к учителям. Он универсален. Больше того, это не внешний закон, а наше глубокое внутреннее убеждение. С годами оно стало обрастать крылатыми выражениями и краткими формулировками. Иногда слегка ироничными, но по сути абсолютно серьезными. Я приведу только несколько примеров, дающих самые общие представления. Улыбнись тому, кто сидит в пруду. Хороший руководитель должен хотя бы попробовать сделать врага другом. Выгодно быть хорошим и невыгодно быть плохим. Вкус успеха окрыляет. Умный руководитель умеет минусы превращать в плюсы. О плохом и хорошем следует говорить, соблюдая закон «форте» и «пиано»: о хорошем обязательно громко, о плохом – лучше тихо. Постоянно растущий словарь крылатых выражений, как и школьные легенды и мифы, по мнению наших друзей, связаны с успехом непосредственно, как бы сказали математики, прямо пропорционально: чем больше одного, тем больше другого. Материалы исследований показывают, что при описании ценностей школы более 80 процентов опрошенных прибегают к языку не научных фактов и закономерностей, а к языку образов, примеров, легенд, устойчивых форм и т. д. И очаровательный трудяга бобер, который стал талисманом школы, вместе с простенькой песенкой «Нормальные бобры прилежны и добры…» играет в нашем общем школьном быту роль не меньшую, чем уставы и правила, законы и приказы. А общее количество наград и премий, учрежденных в гимназии для детей и взрослых, иногда приводит в недоумение людей посторонних. Но никак иначе не может быть осуществлен наш главный принцип: каждый успех должен быть замечен и отмечен. Для этого придумана целая серия праздников: ассамблея победителей олимпиад и отличников учебы, премии «Золотой бобер» для учеников и «Зеркальный бобер» для учителей, церемония «Звездный час», вручение премии имени меня и знаков «Достояние года». Не надо бояться хвалить. Каждый должен получить свою порцию аплодисментов. Еще при жизни. Это тоже одно из наших крылатых выражений. И еще одно: самый лучший руководитель – это руководитель, который умеет радоваться достижениям подчиненных. Я бы сказала даже, что успешное управление невозможно без любви. Директор не может не любить своих заместителей, заместители не могут не любить директора. Отсюда неизбежно следует, что управление невозможно без доверия. Не могу не верить заместителям. Можно ошибиться, нельзя обмануть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте