Главной задачей образования на сегодняшний день является разработка эффективных моделей образовательных систем, которые учитывают не только особенности национальных республик, но и потребности современного общества и высокотехнологичного производства. В Республике Саха (Якутия) разработаны и успешно воплощаются в жизнь пять таких моделей – «Малокомплектная школа», «Кочевая школа», «Агрошкола», «Дуальное образование» и «Международная арктическая школа». Каждая из них уникальна, поскольку соткана из опыта педагогических коллективов, которые делают все возможное, чтобы дети, живущие в отдаленных селах, могли получить наравне со всеми качественное образование.
Здравствуй, телешкола!Впервые в нашей республике перечень малокомплектных школ был утвержден в 2007 году: именно в этом году было принято постановление правительства «О малокомплектных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности и арктической зоне Республики Саха (Якутия)». Этот перечень был составлен на основе статистических данных о численности обучающихся, расстоянии до ближайшего населенного пункта и транспортной доступности.Для того чтобы малокомплектные школы могли, что называется, шагать в ногу со временем, было решено внедрить в их деятельность современные дистанционные технологии. Проект, разработанный Министерством образования республики, так и назывался – «Модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения». Всего в проекте, оператором которого выступил Центр дистанционного образования Министерства образования, участвуют 58 школ из 16 районов, из них 24 школы – малокомплектные.А помогла детям из отдаленных уголков республики открыть мир знаний система дистанционного образования некоммерческого партнерства «Телешкола». Для всех школ, участвующих в проекте, был приобретен комплекс образовательной системы (КОС), организован доступ к сети Интернет по критериям дистанционного обучения детей-инвалидов. Специалисты районных управлений образования, педагоги базовых и прикрепляемых школ прошли курсы повышения квалификации, обучающие семинары по технической поддержке школ, а для педагогов были проведены выездные консультации.«Телешкола» получила заслуженное признание в республике: дистанционные технологии активно внедряются в Верхоянском, Вилюйском, Нерюнгринском, Нюрбинском, Олекминском, Сунтарском и Хангаласском районах. Сегодня мы можем говорить об успешности этого проекта: доступность качественного образования в кочевых, малокомплектных и малочисленных школах значительно повысилась. Учителя, ведущие дистанционное обучение, имеют авторизованный доступ в образовательные ресурсы НП «Телешкола». Кроме того, каждой школе – участнику проекта дается методический вход во все курсы «Телешколы», что позволяет учителям школы использовать электронные разработки при проведении уроков, подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Надо отметить, что благодаря целенаправленной работе в 2013 году средние показатели ЕГЭ по русскому языку и математике выпускников малокомплектных школ стали выше среднереспубликанских и среднероссийских показателей.Немаловажным фактором повышения качества образования стало укрепление материально-технической базы малокомплектных школ учебными кабинетами, компьютерным оборудованием, мебелью, оборудованием для медицинских кабинетов и столовых. Школы стали более мобильными: в этом им помогает также выделяемый министерством транспорт.Кроме того, придается большое значение взаимодействию малокомплектных школ с учреждениями дополнительного образования. Так, например, в Мегино-Кангаласском районе активно работает Центр дополнительного образования, в орбиту деятельности которого вовлечены все 27 общеобразовательных учреждений, в том числе 5 малокомплектных школ. В Хангаласском районе учащиеся малокомплектных школ – постоянные участники традиционных конкурсов художественной самодеятельности, прикладного творчества, слетов детских общественных организаций. В 2013-2014 учебном году в Центре творческого развития и гуманитарного образования школьников Олекминского района дистанционно прошли 7 туров районной викторины «Эко-почемучка», краеведческий конкурс «Моя Олекма», акция «Росомаха – демон тайги», в которой приняли участие ребята из младших классов малокомплектных школ. А работу детских общественных объединений этих школ курирует районный детско-юношеский центр. Что общего у Якутии с Африкой?Читателям «Учительской газеты» будет интересно узнать, что опыт организации и работы кочевых школ Якутии рекомендован для распространения в странах Скандинавии, Северной Америки и Африки. Время показало, что впервые принятый 22 июля 2008 года в Российской Федерации Закон «О кочевых школах Республики Саха (Якутия)» стал важнейшим нормативным правовым документом для сохранения и дальнейшего развития коренных малочисленных народов Севера России. В тот период нам очень пригодился опыт международных связей. Проблемы межнациональных отношений на современном этапе, духовного и культурного наследия народов, диалога этнических культур активно обсуждались на совместных конференциях и семинарах, проходивших в Якутске. В 2006-2007 годах был успешно осуществлен проект ЮНЕСКО «Кочевая школа». Основными формами организации образовательного процесса стали очные сессии учащихся с учителями в оленеводческих бригадах, опорных школах, обучение детей родителями, которые выступали в роли консультантов-тьюторов, а также дистанционное обучение с использованием интернет-технологий.Особенность создания кочевых школ в Якутии – обучение на четырех официальных языках: эвенском, эвенкийском, долганском и чукотском, а также преподавание культуры коренных малочисленных народов Севера с учетом региональных, природно-климатических и географических условий республики, социально-экономических и национально-культурных особенностей территорий традиционного недропользования и хозяйственной деятельности. Большая часть кочевых школ была организована при оленеводческих общинах, в связи с чем остро встал вопрос о специальной подготовке педагогов из числа представителей родовых общин. Это потребовало внесения корректировок в государственные образовательные стандарты среднего и высшего профессионального образования педагогов. Основным требованием новых стандартов стало то, что при составлении учебной программы вуз должен учитывать мнение работодателей. Именно поэтому совместно с экспертами ЮНЕСКО в рамках проекта «Учителя Арктики» была разработана модель компетенций учителя, открыт информационно-образовательный портал, где учителям оказывается всесторонняя помощь по повышению их профессиональной компетентности и информационной культуры. Министерство образования республики в рамках своих полномочий разрабатывает и издает учебники на языках малочисленных народов, методические пособия по национальной культуре и традиционным промыслам, а Институт развития образования и повышения квалификации проводит курсы профессиональной переподготовки по программе «Учитель естественно-математических предметов» с двухгодичным очно-заочным обучением для работы в малокомплектных и кочевых школах. На сегодняшний день во всех малокомплектных школах республики введены федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).Чтобы расширить возможности использования новых технологий, Министерством образования разработан проект республиканской средней общеобразовательной школы-интерната «Технологии обучения». Думаю, эта модель как нельзя лучше подойдет и для кочевых школ.Юные хозяева землиЕще один успешный образовательный проект – агрошколы. В 2013-2014 учебном году в 23 районах Якутии успешно работали 79 общеобразовательных агрошкол. Анализ деятельности агрошкол показывает, что они делают ставку на такие традиционные виды хозяйственной деятельности, как оленеводство, рыболовство, охота, коневодство, животноводство и земледелие. 17 агрошкол имеют лицензии на осуществление профессиональной подготовки. В 13 школах готовят водителей и трактористов категорий А, В и С, в 4 агрошколах ведется подготовка животноводов, в 11 – овощеводов, в 3 – цветоводов.Все агрошколы ведут экспериментальную и исследовательскую работу по различным направлениям сельского хозяйства и природопользования. Научными руководителями и наставниками школьников выступают ученые Северо-Восточного федерального университета имени М.К.Аммосова, Якутской государственной сельскохозяйственной академии, Якутского научно-исследовательского института сельского хозяйства. При ЯНИИСХ СО РАСХН образована Малая академия сельского хозяйства, а ЯГСХА многие годы проводит республиканскую научно-практическую конференцию имени академика Академии наук РС (Я) А.В.Чугунова. Учащиеся агрошкол – активные участники научно-практических конференций «Шаг в будущее».За общеобразовательными учреждениями закреплены сенокосные угодья, обрабатываемые земли, водные ресурсы, пастбища и теплицы. По данным на 1 июля 2014 года, 59 агрошкол на договорной основе взаимодействуют с хозяйствующими субъектами – обществами с ограниченной ответственностью и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, а 38 агрошкол – со специально созданными подсобными хозяйствами. Четвертый год Министерство образования претворяет в жизнь проект «Профессиональное будущее Якутии». Изданы учебные пособия по отраслям: «Транспорт», «Предпринимательство», «Информационные технологии и связь», «Педагогика и образование», «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика» и «Агропромышленный комплекс». В 2014 году республиканский Центр экологии, туризма и агротехнологического образования планирует провести мониторинг агропромышленных школ и организовать работу вновь создаваемого Якутского регионального отделения общероссийского общественного движения «Союз ученических производственных бригад России».Профессиональное будущее республикиСвоеобразный толчок к разработке и принятию Концепции дуального образования в Республике Саха (Якутия) дали крупные инвестиционные проекты, которые в недалеком будущем обретут реальные черты. Важным ориентиром в определении приоритетов стал мегапроект «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Согласно прогнозу к 2016 году в республике будет создано 137 тысяч новых рабочих мест, из них 47 тысяч – в нефтегазовой промышленности, 50 тысяч – в горнодобывающей отрасли. Помочь нам решить наиважнейшую задачу подготовки квалифицированных рабочих кадров призвана модель дуального образования, когда выпускники общеобразовательных школ вместе с аттестатом получают востребованную специальность.При формировании моделей дуального обучения в республике мы изучили опыт Германии, Австрии, Кореи и Китая, в которых в системе дуального образования обучаются более 33% школьников. В то же время, как показывает ежегодный республиканский конкурс образовательных учреждений, реализующих дуальное обучение, региональные модели складываются с учетом национальных и этнокультурных особенностей, региональной структуры экономики и территориального рынка труда. Первыми моделями дуального обучения стали сельская агропрофилированная школа, городская (поселковая) школа, школа, расположенная в северных и арктических районах.По Международной стандартной квалификации образования ЮНЕСКО дуальное образование рассматривается нами как сочетание обучения в образовательном учреждении с практической подготовкой на производстве по заказу и с помощью работодателей. Хочу отметить плюсы дуального образования, и в первую очередь социально-экономические. Учащиеся осваивают профессии, востребованные временем и работодателем, а предприятия в процессе обучения сами подбирают для себя рабочие кадры. Повышается производительность труда, а в конечном итоге эффективность вложения бюджетных средств. Снижается уровень безработицы среди сельской молодежи, ее миграция в мегаполисы, снимается социальная напряженность. Создаются необходимые условия для непрерывного профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки кадров.На сегодняшний день профессиональная подготовка проводится по 50 наименованиям Перечня профессий (специальностей) общеобразовательных учреждений. В 2011-2012 учебном году плодотворно работали 4 межшкольных учебно-производственных комбината, 23 учебных цеха и участка на предприятиях и в организациях, 44 школьные и межшкольные учебно-производственные мастерские. Реализация концепции дуального образования на практике доказала, что оно востребовано как образовательными учреждениями, так и предприятиями различной формы собственности.Из года в год практика дуального образования обогащается новым содержанием: запущен проект «Профессиональное будущее Якутии». Изучается вопрос о развитии кузнечного дела в республике: на базе Кентикской средней школы Верхневилюйского района планируется создать школу кузнечного мастерства. Вместе с общеобразовательными учреждениями республики разрабатываются примерные учебный план и учебная программа по предметам профессиональной подготовки. К примеру, учебная программа студии «Уьуйаан» центра духовности и творчества «Мандар», учебный курс «Уьуйаан» по профессии «изготовитель художественных изделий по металлу».По плану к 2015 году охват дуальной формой обучения составит не менее 30%. Главное – осознанный выбор профессии позволяет учащимся понять, что личный успех каждого зависит от трудолюбия, патриотизма, инициативы, предприимчивости и творчества.МАШ – школа будущего2014-й был объявлен в республике Годом Арктики. Президент республики Е.А.Борисов в ежегодном послании Государственному собранию (Ил Тумэн) республики озвучил новую задачу: «Для развития человеческого и кадрового потенциала, внедрения международных стандартов образования, сохранения культуры и традиций коренных народов необходимо реализовать проект создания Международной арктической школы для одаренных детей народов Севера». Отмечу, что, инициируя создание школы, которая позволит реализовать федеральные и международные стандарты, мы фактически открываем новую страницу в истории регионального образования.Миссия МАШ – развитие человеческого и кадрового потенциала Арктики и Севера как основного фактора экономического и социального развития в условиях трансграничной кооперации.Программа основной школы будет основываться на изучении математики, естественных наук, языков, искусства, физическом воспитании. Упор будет сделан на расширение интегративных связей между предметами. Такие специфические дисциплины, как «Служение обществу», предоставят учащимся возможность разрабатывать проекты, направленные на помощь людям, которые живут рядом с ними. Разрабатывая такие проекты, дети увидят результат своих усилий, а не просто получат знания по предмету.При завершении программы основной школы учащиеся будут защищать проекты, в которых должны связать теоретические знания с практическими навыками. Это может быть учебное пособие, культурно-образовательное мероприятие, выставка, спектакль, электронный ресурс и т. д. Работы будут оценивать независимые эксперты. Программа старшей школы будет осуществляться по программам международного бакалавриата. Каждый учащийся должен будет сформировать свой индивидуальный учебный план, состоящий из 6 курсов. Три из них будут изучаться на профильном, а еще три – на стандартном (базовом) уровне. Стержень программы – курс теории познания и программа социальной и творческой деятельности.Выпускники МАШ будут писать дипломную работу по одному из предметов, эссе по теории познания, а также направлять экзаменаторам, живущим в разных странах мира, аудиозапись устных презентаций и комментариев, письменные работы, а по практическим предметам («Компьютерные технологии», «Искусство») – художественные произведения или программный продукт. Программа завершается шестью экзаменами. Выпускные испытания будут проводиться по унифицированным материалам и идентичной детально прописанной процедуре в одни и те же дни во всех школах международного бакалавриата по всему миру. Диплома будут удостаиваться выпускники, набравшие не менее 24 баллов из 45 возможных. Ведь наиболее престижные университеты принимают обладателей дипломов с результатом не менее 35 баллов.По нашим планам школа с интернациональным составом учителей и учеников должна создать особую образовательную среду, которая качественно изменит саму учебную ситуацию. Для МАШ необходимо строительство уникального «умного» здания школы по индивидуальному проекту. А основным механизмом реализации проекта Международной арктической школы выступит государственно-частное партнерство.В заключение несколько слов о творческих поисках педагогов Якутии. Учебные пособия и программы, разработанные нашими учителями, были признаны одними из лучших на Всероссийском конкурсе программ и учебных пособий по этнокультурному образованию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации «Педагогика Севера: учимся вместе». На Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика Севера: интеграция в единое образовательное пространство», которая прошла в Москве 24-25 апреля 2014 года, «Юкагирская азбука» Л.Н.Деминой признана одной из лучших в номинации «Лучшее учебное пособие». В номинации «Лучшая учебная программа» одной из лучших стала программа «Юкагирская национальная культура» учителя из села Нелемное Верхнеколымского района Е.И.Дьячковой. Экспертами были отмечены и «Сборник программ педагогов дополнительного образования» М.А.Аргуновой; учебные пособия «Умение жить на Севере» Р.С.Никитиной, Г.М.Федорова, Е.И.Винокуровой; «Мургин азбука» Ж.А.Дьячковой, В.Г.Дьячковой и «Юкагирская национальная культура» Е.И.Дьячковой.Так что с уверенностью можно сказать, что новые успехи якутских педагогов еще впереди. Учимся вместе!Феодосия ГАБЫШЕВА, заместитель председателя правительства Республика Саха (Якутия), д. п. н., профессор
Комментарии