Вот и наступил долгожданный праздник – мамин день рождения. Гости быстро сели за стол, и началась обыденная женская беседа о том, о сем. Но кое-что мне все же было, мягко сказать, неприятно. Шумные, перебивающие друг друга эти тети-педагоги всеми силами стремились быть в центре внимания. Но действительно неприятным было то, что их невозможно было не то что переубедить, но и просто объяснить им что-либо было бесполезно. Они с завидным упорством доказывали мне, что-де: “Психология – это не наука, а так – болтология одна”. Это говорили мне представители профессии, основным инструментом которой являлось СЛОВО.
“Мы воспитаем многостороннюю и гармоничную личность…” – почти на каждой лекции по педагогике я слышу этот штамп. Да какую там многостороннюю… Они друг друга-то не замечают, не то что ребенка. В школе, да и в жизни, они отыгрывают на людях свой комплекс неполноценности. Но вправе ли я обвинять их, каждый день поругиваемых начальством и с зарплатой 2000 р.? “Сорок сорокарублевых педагогов могут привести к полному разложению не только коллектив беспризорных, но и какой угодно коллектив”. Макаренко. Боже мой, мысли заведующего полууголовной колонией, через восемьдесят лет актуальны для меня. МЕНЯ, балбесного студента второго курса, который жизнь свою со школой и в страшном сне не связывает!
Как можно воспитать “гармоничную личность”, когда сами педагоги невоспитанные? Не воспитали их в вузе, и все тут. В вузе не воспитывают, а читают курсы, положенные по госстандарту. Причем абсолютно не важно как. ЗАНУДНО. Все студенты прекрасно понимают, что ИМ ЭТО НЕ НУЖНО, кроме как для курсовой, зачета и экзамена.
Воспитывать будущих педагогов нужно, опираясь на их опыт. Какой опыт? Обыкновенный! ДЕСЯТЬ ЛЕТ ОПЫТА общения с педагогами. Каждый школьник знает, кто для него УЧИТЕЛЬ, а кто училка. Каждый ребенок знает, как ему нравится учиться и как не нравится. Задача вуза -возродить эту память, этот опыт.
Воспитывать нужно опытом. Как? Да очень просто. Лектор должен моделировать воспитательные ситуации. Разбить группу на тройки, где один студент играет роль ребенка, другой – педагога, а третий – объективного наблюдателя – супервизора. Только так, опираясь на опыт и опытом, можно воспитать будущих педагогов. Воспитать, а главное, донести понимание того, ЧТО ТАКОЕ воспитание, КАК воспитывать.
Школа… “Уволить всех педагогов Куряжской колонии”. Макаренко оказался прав и на этот раз. В шею гнать всех старых педагогов из школы. Здесь не должны преподавать предметники. Детей должны воспитывать психологи. Как тогда бы гордо звучало словосочетание “школьный психолог”! Воспитывать должны не знаниями, а своей личностью. ВОСПИТАННОЙ ЛИЧНОСТЬЮ. Воспитанность воспитывает воспитанность. И НИКАК ИНАЧЕ. “Детство есть до 5-го класса”. И дело не в том, что требования ниже, а в том, что ребенок не чувствует себя брошенным. У него есть УЧИТЕЛЬ, а не погонщики за домашние задания по своему предмету. В школе должен быть один консультант-предметник, профессор, который в курсе всех последних научно-популярных работ.
Можно сказать, что знания у детей будут поверхностными. БОЖЕ МОЙ! Проснись, учитель! Не требуй от ребенка того, чего не знаешь сам. Какой гуманитарий знает курсы физики и математики за 11-й класс? Ребенок – творец. Поливайте и ухаживайте за ростками творчества у ребенка. Воспитайте у него тягу к чтению, к сочинениям – и он сам возьмет с полки орфографический словарь. Воспитайте у ребенка чувство красоты системы, логики – и он сам потянется к учебнику математики.
Конечно, для государства это будет раз в 100 дороже. Но неужели государству дешевле то, что каждый пятнадцатый из нас – бывший заключенный? Каждый пятнадцатый – милиционер, сотрудник ФСБ или других спецслужб. Неужели государству дешевле наркоманы и психопаты? Неужели государству дешевле Чернобыль? Когда из-за некомпетентности людей мы страдаем до сих пор. А некомпетентность есть результат невоспитанности. Воспитанный человек не может быть некомпетентным в той области, которой занимается: воспитание не позволит…
Павел ЕЛИСЕЕВ,
студент Московского
педагогического университета
Комментарии