Может ли педагог, используя исключительно педагогические методы работы с трудным подростком, помочь ему стать полноценным человеком, законопослушным членом общества, гражданином? На этот вопрос заместитель руководителя управления воспитательной работы Департамента образования Татьяна МАКСИМОВА отвечает утвердительно.
В сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Департамент образования, окружные управления образования принимают действенные организационно-практические меры по повышению эффективности воспитательной, психолого-педагогической работы с обучающимися, усилению контроля за реализацией права детей на образование. В настоящее время вопрос обеспечения гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования относится к числу наиболее общественно значимых и столь же острых. В то же время остается актуальной проблема социальной дезадаптации несовершеннолетних. Наличие большого количества детей, лишенных надлежащего семейного ухода и воспитания, детей с отклонениями в поведении, совершающих правонарушения, преступления, представляет угрозу как для них самих, так и для окружающих.
Понимая, что таким детям требуются специальный педагогический подход и особые условия воспитания, которые не всегда возможно создать в массовой школе, Департамент образования еще в 2002 году взял курс на создание в Москве сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением.
В 2002 году были открыты спецшколы в Центральном, Юго-Западном, Южном округах, в 2003 году – в Северо-Западном, в 2004 году – в Северном, Юго-Восточном, Западном, Зеленоградском, Восточном и Северо-Восточном округах. В этом же году была открыта спецшкола закрытого типа №11 «Шанс».
В настоящее время в городе сформирована и действует дифференцированная сеть специальных общеобразовательных школ открытого и закрытого типа, которые по своей сути – учреждения реабилитацинного профиля. В них сегодня обучаются 783 мальчика и девочки в возрасте от 9 до 17 лет. В спецшколы открытого типа направляются дети по рекомендации комиссии по делам несовершеннолетних, а в спецшколу закрытого типа – по постановлению или приговору суда.
Анализ показывает, что до поступления в спецшколы 23% подростков совершили преступления или общественно опасные деяния, 54% бродяжничали, 42% употребляли спиртные напитки, 13% – токсические вещества, 1% – наркотические средства, 91% длительное время не посещали учебные занятия по неуважительным причинам.
Дети, поступающие в спецшколы, как правило, полностью утратили интерес к учебе, пребыванию в школьном коллективе, имеют склонность к уходу в асоциальные и криминальные компании. Социально-педагогические факторы такого поведения наиболее часто кроются в дефектах семейного воспитания. 70% воспитанников проживали в неполных семьях, 10% – в многодетных семьях, 6% – дети, оставшиеся без попечения родителей, каждый 3-й из родителей состоит на учетах районных ОВД и КДН за злоупотребление спиртными напитками, антиобщественное поведение и злостное уклонение от воспитания детей.
Создавая спецшколы, мы понимали, что главная цель – обеспечение социальной, педагогической, психологической, медицинской реабилитации воспитанников, включая коррекцию их поведения, а организацию учебного процесса в этих школах рассматривали как один из основных элементов реабилитационного процесса. Поэтому во всех программах и планах спецшкол преобладает коррекционно-развивающий и личностно-ориентированный подход к каждому ученику. В учебном процессе используются разноуровневые образовательные программы. Так как отличительной особенностью комплектования спецшкол становится то, что дети поступают в школу в течение всего учебного года, что в одном классе обучаются подростки, разница в возрасте которых составляет 2-3 года и более, учащиеся, не имеющие соответствующее их возрасту образование, обучаются по индивидуальным учебным планам и программам, при необходимости по ускоренному курсу обучения. 40% воспитанников спецшкол по уровню обученности по предметам базового образования отстают от сверстников. Так, в 1-х и 4-х классах спецшколы №9 учатся Мария Данышева (11 лет) и Лена Иванова (15 лет), а в спецшколе №10 с 1 сентября 2006 года учится в 1-м классе Роман Хмоян, которому уже исполнилось 16 лет.
Помимо традиционных методов обучения педагоги активно внедряют в учебный процесс элементы само- и взаимоконтроля учащихся, применяют приемы наглядной демонстрации успешности, широко используют метод похвалы, что существенно поднимает уровень обученности школьников по сравнению со стартовым, значительно повышает мотивацию ребят к учению. Через год обучения в спецшколе домашнее задание выполняют 80-85% учащихся по сравнению с 10-15% на момент начала их обучения.
Значительное место в воспитательной и реабилитационной работе занимает организация внеурочной деятельности. В спецшколах с учетом запросов воспитанников создано 133 творческих объединения по 11 направлениям. Дополнительным образованием охвачено более 90% учащихся. Например, в спецшколах №2 Центрального округа и №10 Северо-Восточного округа занимаются в кружках автодела, основ парикмахерского дела, компьютерной грамотности, в спортивных секциях плавания, общей физической подготовки почти 100% воспитанников. На базе спецшкол работают клубы «Патриот» (спецшкола №6), «Сыны Отечества» (школа №11), «Соколы Ростокино» (спецшкола №10), «Автомотоинтерес», «Интернет-паутинка» (спецшкола №9). Ребята с удовольствием занимаются в школьных театрах: «Театр миниатюр» (школа №5), «Вдохновение» (школы №№7, 11), «Театральные игры» (школа №4), в цирковой студии школы №7 и др. Спецшколы широко используют возможности учреждений дополнительного образования детей. Со спецшколой №8 Зеленограда сотрудничают все учреждения дополнительного образования округа: детско-юношеские центры «Каравелла», «Следопыт», «Орленок», «Ведогонь», «Заря», зеленоградская автошкола. Совместно с фондом Героев Советского Союза и Героев России, а также Центром военно-патриотического и гражданского воспитания разработана и реализуется программа патриотического воспитания, физического и духовного развития воспитанников специальных общеобразовательных школ на период до 2008 года.
Особое место занимает профориентация учащихся, которая отрабатывается в условиях учебно-производственных мастерских школ, а также на базе учреждений профессионального образования, в условиях реальных производственных коллективов, с которыми школы заключили договоры. Спецшкола №2 Центрального округа организовала профессиональную подготовку воспитанников на базе завода специализированных автомобилей. Ежегодно выпускники 9-х классов сдают экзамены на присвоение разряда. В процессе профессиональной подготовки учащимся школы предоставляется возможность выполнения оплачиваемой работы (700 рублей). Заслуживает внимания опыт работы спецшкол №1 Северного округа и №5 «Доверие» Южного округа, которые реализуют в соответствии с лицензией образовательные программы по профессиональной подготовке по профессиям: водитель автомобиля, слесарь по ремонту автомобиля, швея.
Важнейшая составляющая деятельности спецшкол – психологическое сопровождение учебно-воспитательного и реабилитационного процессов. Психологические службы школы осуществляют диагностику детей и подростков, отслеживают динамику их реабилитации, осуществляют консультирование всех участников образовательного процесса. Большой вклад в коррекционную работу вносят педагоги-дефектологи и логопеды спецшкол. К работе с семьями воспитанников привлекаются квалифицированные специалисты психолого-медико-социальных центров. Наиболее плодотворно со спецшколами работают центры: «На Снежной» Северо-Восточного округа; «Юго-Запад» Юго-Западного округа; «Исток» Восточного округа, «Живые потоки» Западного округа; «Перекресток» МГППУ.
Спецшколы активно сотрудничают с Московским институтом открытого образования, Московским городским психолого-педагогическим университетом, Московским гуманитарным педагогическим институтом, Университетом культуры и искусства, Московским государственным университетом им. Ломоносова (факультет психологии) и фактически стали своеобразными методическими центрами по отработке новых форм и методов реабилитационной работы с трудными подростками. Шесть спецшкол работают в экспериментальном режиме. Первые результаты этой работы опубликованы в сборнике.
Особое внимание уделяется повышению квалификации руководителей и педагогов спецшкол. На базе Московского городского психолого-педагогического университета 4-й год работают курсы переподготовки работников спецшкол. 90 педагогов спецшкол получили дипломы, дающие право на ведение профессиональной деятельности в области психолого-педагогического сопровождения детей с девиантным поведением. В этом году университет организовал курсы повышения квалификации для спецшкол по темам: «Разработка учебной модели для детей с девиантным поведением и трудностями в обучении», «Профилактика социально-психологической дезадаптации». В прошлом учебном году Московский институт открытого образования провел курсы повышения квалификации для руководителей спецшкол по теме «Управление образовательными учреждениями нового вида». В 2006 году на базе института для учителей математики и русского языка спецшкол были открыты модульные курсы.
Стало традицией проведение семинаров, «круглых столов» на базе спецшкол с участием представителей ГУВД, прокуратуры, КДН, научных кадров. Только в прошлом учебном году было проведено 10 таких мероприятий по разнообразным проблемам профилактики девиантного поведения.
В целом оценивая деятельность работы спецшкол, уже сейчас, несмотря на непродолжительный срок их работы, можно отметить положительные результаты. Уже после первого года обучения у воспитанников отмечаются позитивные изменения в поведении, психологическая диагностика воспитанников выявляет положительную динамику в формировании самосознания учащихся, снижение правонарушений и снятие с учета в ПДН ОВД, снижение количества прогулов, возникновение у воспитанников интереса к учебе. В 2006 году из 223 выпускников 9-х классов продолжили обучение 205 человек, из которых 107 продолжили обучение в 10-м классе общеобразовательных школ, 98 поступили в колледжи, а из 20 выпускников 11-х классов 4 – в вузы.
Все это результат совместных усилий руководителей Департамента образования, окружных управлений образования и, самое главное, руководителей спецшкол, сумевших создать, организовать и сплотить свои педагогические коллективы для создания максимальных условий по реабилитации и социальной адаптации детей с девиантным поведением.
Однако для дальнейшего развития системы работы с трудным ребенком нам необходимо в ближайшее время обратить внимание на раннее выявление и направление дезадаптированных детей в спецшколу. К сожалению, сейчас в наших спецшколах открытого типа учится только один ребенок 9 лет, хотя согласно положению в спецшколу могут приниматься дети с 8 лет. До настоящего времени недостаточно налажено межведомственное взаимодействие в решении этого вопроса. Случалось, что в спецшколу поступали дети, которые были аттестованы школой, где они ранее учились и переведены в следующий класс, несмотря на то что дети практически не посещали учебные занятия. Диагностика уровня обученности, проводимая в спецшколе, выявляет большое несоответствие уровня их знаний за предыдущий класс иногда и даже уровню более младших классов. В связи с этим необходимо усилить контроль за посещением учебных занятий учащимися и особенно за аттестацией учащихся, которые длительное время не посещают занятия. Назрела необходимость разработки Московского базисного учебного плана общеобразовательной подготовки для специальных общеобразовательных школ открытого и закрытого типа с учетом базисного учебного плана для специальных учебно-воспитательных учреждений, утвержденного Министерством образования и науки России.
Спецшколы остро нуждаются в научных разработках психологических и педагогических основ реабилитации подростков с учетом социальной ситуации их развития, возрастных и личностных особенностей, причин отклоняющегося поведения. Это поможет определить правильность и эффективность программы реабилитации воспитанника. Также необходимо создать систему постинтернатной адаптации выпускников спецшкол, которая будет способствовать сохранению результатов реабилитации, а также предупреждению правонарушений выпускников, которые их совершают именно из-за жизненной неустроенности и отсутствия необходимой социальной, психологической, правовой поддержки по месту жительства. Особого внимания требует укрепление материально-технической базы спецшкол для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, профориентации и профессиональной подготовки.
Еще в 2003 году, после первого года работы, спецшкола №5 Южного округа провела мониторинг учащихся, на вопрос «Почему ты не хотел раньше учиться в школе?» все дети ответили: «Я не любил свою школу», и только один мальчик ответил: «Я любил свою школу, но она меня не любила». Эти слова стали отправной точкой при создании в спецшколах такой психологической обстановки, в которой каждый учащийся понимает, что его здесь любят, понимают и принимают таким, какой он есть. В наших спецшколах воспитанников не исправляют – для того чтобы исправить, надо сначала сломать. А дети попадают к нам и так сломленные – сломленные улицей, сломленные родителями, сломленные обществом.
Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и несовершеннолетних, которых можно считать «окончательно испорченными». Преступление совершает тот, кто имеет серьезные дефекты в духовном мире, и ликвидировать их – сложнейшая задача специальных школ. Практика спецшкол показала, что успешно работающие, любящие детей педагогические коллективы обречены на успех.
Комментарии