1 апреля 2022 года в Музее московского образования Московского городского Дома учителя состоялась научно-практическая конференция «Воспитательная система А.С.Макаренко как основа организации коллективного производительного труда и продуктивной деятельности детей и подростков», организованная Московским Домом учителя и Российской макаренковской ассоциацией. Партнерами конференции выступали классические и педагогические университеты России, Беларуси, Казахстана, Италии.
Программа конференции включала два десятка докладов по проблемам применения инновационных воспитательных технологий А.С.Макаренко в современной школе, реализации воспитательных практик продуктивного, производящего, созидающего типа, а также успешного опыта хозяйственной деятельности образовательных учреждений в целях воспитания и обучения. Докладчики рассказали о собственном опыте реализации Макаренковской педагогики воспитания правонарушителей в современных условиях, реализации педагогических идей А.С.Макаренко в контексте современных проблем семейного воспитания и детского неблагополучия.
В работе конференции приняли участие теоретики и практики воспитания – представители Российской академии образования, преподаватели педагогических вузов, сотрудники учреждений, работающих с трудными подростками из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Красноярска, Екатеринбурга, Новокузнецка, Белгорода, Минска, Бреста, Рима (Италия).
Пленарное заседание конференции было посвящено теоретико-методологическим аспектам реализации воспитательной системы А.С.Макаренко в условиях современной отечественной и зарубежной образовательной практики, вопросам актуализации теории и практики «первичного коллектива» в условиях семейного воспитания, в практике детских пенитенциарных учреждений, проблематике трудового воспитания в современных образовательных организациях.
Традиционно особый живой интерес у участников конференции вызвали доклады итальянских макаренковедов (президента Международной макаренковской ассоциации, профессора Университета Ла Сапиенца Николы Сичилиани Де Кумиса и профессора Марии Серены Веджетти, иностранного члена Российской академии образования), в которых был представлен ретроспективный взгляд на изучение наследия А.С.Макаренко в Италии и сравнительный анализ воспитательных практик в России и Италии первой трети ХХ века.
Выступления белорусских ученых и практиков были сконцентрированы на анализе современных подходов работы с семьей в Республике Беларусь, основанных в том числе на идеях А.С.Макаренко и личностно-ориентированном подходе, в Белоруссии на уровне государственной политики семья рассматривается как коллектив, институт социализации, система и ресурс для социально-педагогической поддержки ребенка.
Существенное внимание участники конференции уделили обсуждению проблем отечественной пенитенциарной системы, практике эффективной ресоциализации детей и подростков, преступивших закон, использования педагогического опыта А.С.Макаренко в деятельности воспитательных колоний. Подробно был представлен опыт перевоспитания и исправления несовершеннолетних правонарушителей в Канской воспитательной колонии Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю.
На конференции был сделан и ряд докладов историко-педагогического характера. В докладе члена-корреспондента РАО М.В.Богуславского о развитии социально ориентированной педагогики в СССР 20-х годов убедительно показано, что приоритеты воспитательной системы А.С.Макаренко, теоретическое творчество и педагогическая практика являются связующими звеньями между педагогикой дореволюционной России, СССР и современной России, а также между отечественной педагогикой и педагогикой европейских стран. В докладе профессора РГСУ А.Ю.Федосова представлено исследование различных аспектов становления системы трудового воспитания и профессиональной подготовки воспитанников Полтавской детской трудовой колонии им. М.Горького в контексте индустриального и культурного развития советского общества 20-х гг. и обоснована актуальность идей А.С.Макаренко при реализации предпрофессиональной технологической подготовки старшеклассников в современной отечественной школе. Этой же тематике был посвящен доклад доцента Уральского государственного педагогического университета Т.С.Дороховой по проблемам тьюторского сопровождения профессионального самоопределения делинквентных подростков.
На круглом столе конференции был представлен опыт образовательных учреждений России по реализации воспитательных практик продуктивного типа, опыт хозяйственной деятельности образовательных учреждений в целях воспитания и обучения, создания детско-взрослых образовательных сообществ.
Все доклады будут опубликованы в электронном и печатном форматах, в настоящее время готовится сборник трудов конференции.
С записью заседаний конференции можно ознакомиться на сайте Московского городского Дома учителя.
Проведение научно-практических конференций, посвященных реализации педагогического наследия и опыта А.С.Макаренко в отечественной образовательной практике на базе Московского Дома учителя становятся для педагогической общественности Москвы доброй традицией. В планах на 2023 год – научно-практическая конференция, посвященная 90-летию выхода в свет первой части «Педагогической поэмы».
Всемирно известное литературное произведение А.С.Макаренко не просто сохраняет свою актуальность в наши дни, но является сегодня маяком, а возможно и «спасательным кругом» для всех, кто вовлечен в процесс воспитания человека.
Дом учителя и Российская макаренковская ассоциация подготовили специальный тираж издания «Педагогической поэмы». Книги получают в подарок все посетители экспозиции, посвященной Антону Семеновичу Макаренко в Московском музее образования.
Александр ФЕДОСОВ, первый вице-президент РМА, доктор педагогических наук, профессор факультета информационных технологий РГСУ
Комментарии