Верили ли тогда, в 1990‑м, что задумка проживет… 25 лет? Но, как и любое гениальное творение, конкурс «Учитель года» уже не подчиняется воле своих авторов, он обрел самостоятельность, мощь и миллионную армию единомышленников. Очередной раз убедиться в этом удалось в Доме правительства Московской области, где 26 сентября торжественно объявили о начале нового педагогического состязания.
«Московская область приветствует лучших учителей России» – такими словами первый заместитель председателя правительства Московской области Лидия Николаевна Антонова открыла финал Всероссийского конкурса «Учитель года-2014». Зал приветствовал конкурсантов аплодисментами, особенно бурные овации прозвучали в адрес представителей двух новых регионов Российской Федерации – Ольги Бильбок из Севастополя и Татьяны Коваль из Республики Крым.Ведущий церемонии открытия народный артист России Евгений Князев зачитал приветствие от Председателя Государственной Думы РФ Сергея Нарышкина. А заместитель Председателя Правительства РФ Ольга Голодец обратилась к конкурсантам и всем присутствующим в зале лично, но с мультимедийного экрана.Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк выразила надежду, что частичку этого интересного, творческого, насыщенного конкурса каждый впоследствии принесет в свою школу.Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Зинаида Драгункина напомнила, что конкурс «Учитель года России» инициировала «Учительская газета», которой 3 октября исполняется 90 лет. И сказала о многолетней поддержке, которую оказывает конкурсу Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Вот и в этом году Валентина Ивановна поддержала идею проведения «Круглого стола образовательных политиков» в Совете Федерации. Единственное испытание третьего тура состоится там 4 октября.Главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец подвел итог: за 25 лет многие конкурсанты сделали прекрасную карьеру – они остались в школе. Хотя искушений у этих талантливых людей предостаточно, их ценят и как управленцев, и как организаторов, и даже как уникальных артистов. Петр Григорьевич предложил учителям встретиться в этом же зале еще через 25 лет и отметить 50‑летие конкурса.Директор Федерального института развития образования Александр Асмолов вспомнил, что примерно в то же время, что и конкурс «Учитель года», только немного раньше, началось движение педагогов-новаторов под названием «Педагогика сотрудничества». Конкурс, по мнению Александра Григорьевича, – это тоже особая педагогика, «педагогика достоинства».В этом году среди финалистов 60 женщин и 21 мужчина. Как отметила председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, то, что количество мужчин среди конкурсантов растет, – это приятная тенденция. Возрастной диапазон участников не мал: от 25 до 53 лет. Разнообразен и их педагогический стаж – от трех до 27 лет. Галина Ивановна призналась, что волнуется и переживает вместе с участниками конкурса, пожелала им успехов и призвала не бояться жюри.Сердечно приветствовали коллег по конкурсному движению три абсолютных победителя конкурса «Учитель года России» – представители Подмосковья: учитель музыки Артур Заруба, учитель МХК Александр Демахин и учитель информатики Андрей Сиденко.Замечательным подарком всем учителям, которые собрались в этот вечер в зале Дома правительства Московской области, стал великолепный концерт. Конкурсанты получили море положительных эмоций от музыки в исполнении Российского государственного оркестра кинематографии под руководством Сергея Скрипки, выступления Ирины Мирошниченко, артистов театра Алексея Рыбникова, ансамбля «Пионерия», актера Эвклида Кюрдзидиса.А вечером в Московском государственном областном университете эстафету подхватили абсолютные победители всероссийских конкурсов «Учитель года России» 1992 и 1993 годов Артур Заруба и Олег Парамонов. Их мини-концерт вызвал не меньше восторгов.День знакомства с образовательным учреждением, где будут проходить открытые уроки, – важный этап конкурсной программы. Впервые о 31‑й мытищинской средней школе конкурсанты узнали еще летом, на установочном семинаре.Однако действительность превзошла все ожидания. Новая (ей всего два года), красивая, огромная школа, построенная в суперсовременном архитектурном стиле, понравилась сразу и бесповоротно. У порога участников конкурса, жюри и организаторов встречали дети, подготовившие небольшую концертную программу, и начальник Управления образования Мытищинского района Максим Минченков со словами приветствия.В актовом зале всех ждал сюрприз – встреча с представителями издательства «Просвещение». В том числе с теми, кто хорошо знаком педагогам по учебникам и пособиям.Об английском языке в российской культуре говорил профессор Тамбовского государственного технического университета, автор УМК «Звездный английский» Радислав Мильруд. Он рассмешил слушателей замечательными историями из жизни и вместе с тем заставил задуматься о серьезных проблемах.О реализации историко-культурного стандарта в учебно-методических комплексах издательства «Просвещение» шла речь в выступлении руководителя Центра гуманитарного образования Александра Данилова.Об электронном учебнике для учителя и ученика рассказала Екатерина Латыпова, заместитель директора издательства по цифровым продуктам. Ее выступление вызвало оживление аудитории. Учителя года и члены жюри начали задавать вопросы. Некоторые – весьма острые. «Как учитель физической культуры, я не могу молчать о здоровьесберегающих технологиях, – заявил конкурсант из Иркутской области Евгений Головин. – Остро стоит проблема со зрением детей. Введение электронных учебников предполагает, что зрение будет фактически ухудшаться… Как быть с высказыванием Владимира Владимировича Путина, что здоровая спортивная нация – это будущее России?»Екатерина Латыпова не растерялась и ответила: «Никто не отменяет печатного учебника. Сейчас разрабатывается технология работы с электронным учебником. Пятнадцати минут непрерывной работы с электронным устройством достаточно, а урок в 45 минут не всегда предполагает работу только с учебником. Появление материала в новом виде позволит ученику лучше усваивать различные предметы, при этом можно организовать работу так, чтобы не вредить здоровью…»Екатерине не привыкать к сложным вопросам, ведь она тоже участвовала в конкурсе «Учитель года России», в 2010 году стала лауреатом на всероссийском финале.После общения с издателями и вкусного обеда участники конкурса и жюри отправились на экскурсию в Свято-Троицкую Сергиеву лавру и Жостово. Погода прохладная, но ясная, благоприятствовала поездкам. А к московским и подмосковным пробкам все, похоже, уже привыкли…День завершился блестящим выступлением в рамках клубной программы команды регионального клуба «Учитель Дона». Песни, сценки, шутки, веселые клипы создали замечательную атмосферу, в которой конкурсанты на минуту забыли о предстоящих испытаниях.Воскресенье. День, когда традиционно в школу не ходят. Но, как обычно, конкурс ломает любые шаблоны. В 31‑й мытищинской школе уроки идут один за другим – в этот день их тридцать два. Проходят они параллельно в четырех группах, на которые делятся конкурсанты и жюри. Алгебра, литература, история, русский, биология, физика, музыка и так далее… Все, как всегда, в любой школьный день, и все необыкновенно.«Учиться можно только весело». Не удивляйтесь, с этой фразы стартует урок алгебры и начал анализа. А цитата принадлежит Анатолю Франсу: «…чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». Ее подарил одиннадцатиклассникам ценитель афоризмов и любитель логических головоломок Дмитрий Вантрусов из Архангельской области. Со знаменитого напутствия Козьмы Пруткова «Зри в корень!» для школьников началось обобщение знаний о работе с математическим знаком. Дмитрий Евгеньевич старается сделать так, чтобы его ученики (даже те, с кем он общался всего лишь урок) поняли, как решать, а не искали готовых ответов. Математик подбодрял их: «Вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много вы сумеете, если будете постоянно работать над собой!» Но это уже из Руссо… Приятно быть всесторонне образованным человеком.Можно ли открыть другому свою душу? И как сделать, чтобы эти откровения тронули? Где еще поговоришь о чувствах, разрывающих сердце, как не на литературе? Да и тема урока для этого вполне подходящая – основные мотивы лирики Лермонтова. Для Ольги Гулевской из Липецкой области поэт почти земляк, здесь было имение его отца. Поэтому Михаила Юрьевича она воспринимает близко к сердцу, как соседа, да еще при этом гениального. Пускай он из XIX века… Не важно! Важно, что ученики, которых Ольга Николаевна пытается растормошить, из века XXI, в этом она убедилась, когда на пронзительный лермонтовский вопрос «А душу можно ль рассказать?» услышала ответ: «Нет, душа – это слишком большой объем информации!» Но тема одиночества, непонятости близка и современному подростку. И подмосковным десятиклассникам знакомо состояние, когда ты «один среди людского шума» и даже «повсюду гоним». Времена меняются, человек никогда.А человек любит путешествовать. Даже на уроке русского языка. Любовь Гордейчук из Мурманской области такую возможность одиннадцатиклассникам предоставила. Она привезла ребятам из Подмосковья путеводители по ее родному краю. Правда, в них были пропущены буквы и даны тестовые задания, все же это урок – повторение законов славистики! Оказывается, овладевать родным языком можно и открывая для себя родную страну. Ведь, как уверяет Любовь Анатольевна, мы часто не задумываемся, что за каждым указателем скрывается удивительная находка, сотворенная природой или человеком.Юлия Вольперт из Саратовской области предложила пятиклассникам создать собственные турагентства для поездки в Египет. Она, как историк, понимает, что заинтересовать может только дело. Так и случилось. Придумав такие слоганы, как «Приезжайте в Египет, начните свой путь в тысячу лет» и «Удивите себя, узнайте Египет!», ребята и вправду захотят узнать и о быте, и о природных условиях, и о языке, и о живших давным-давно фараонах.А еще интереснее путешествовать вглубь себя. На уроке биологии у Аллы Головенькиной из Республики Татарстан так все и было. Она задалась целью показать детям, что человек – обыкновенное чудо природы. Но разве чудо может быть обыкновенным?!Марафон открытых уроков в 31‑й мытищинской школе продолжался три дня. 81 урок провели финалисты в рамках I тура Всероссийского конкурса «Учитель года-2014».По его итогам вечером 30 сентября в Московском государственном областном университете были объявлены имена пятнадцати лауреатов конкурса:Азманов Роман Тахирович, учитель физической культуры средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города ПермиБернгардт Татьяна Дмитриевна, учитель начальных классов средней школы №16 города Ачинска Красноярского краяВладимирова Екатерина Михайловна, учитель немецкого языка средней школы №5 с углубленным изучением иностранных языков города Новочебоксарска Чувашской РеспубликиГетманенко Екатерина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы ремонтненской гимназии №1 Ростовской областиГоловенькина Алла Николаевна, учитель биологии средней школы №1 города Нурлат Республики ТатарстанКаминская Ирина Анатольевна, учитель математики гимназии им. Басова города ВоронежаНиколенко Ольга Анатольевна, учитель биологии гимназии №4 города ОренбургаНовикова Екатерина Владимировна, учитель испанского языка гимназии №1558 имени Росалии де Кастро города МосквыПетросян Эдик Аветисович, учитель математики гимназии города Новоуральска Свердловской областиРочев Денис Игоревич, учитель немецкого языка Гатчинской гимназии «Апекс» Ленинградской областиСмолин Александр Михайлович, учитель физики и математики голышмановской средней школы №1 Тюменской областиСтельмахович Анна Юрьевна, учитель литературы, ОРКСЭ средней школы №5 с углубленным изучением математики города Магнитогорска Челябинской областиФедотова Екатерина Викторовна, учитель истории и обществознания средней школы №23 города Димитровграда Ульяновской областиФоломкин Алексей Иванович, учитель ИКТ средней школы села Ягодное Самарской областиХлыпина Неля Владимировна, учитель начальных классов прогимназии «Интеллект» города Владикавказа Республики Северная Осетия – Алания.Сегодня «пятнашка» лауреатов продолжает борьбу во втором туре. Напомним, что в этом году он состоит из трех основных конкурсных заданий: «Мастер-класс», «Педагогический совет», «Образовательный проект». Пятерке победителей, прошедших в третий тур, 4 октября предстоит принять участие в «Круглом столе образовательных политиков» в Совете Федерации.Ну а имя абсолютного победителя мы уже по традиции узнаем на торжественной церемонии в Государственном Кремлевском дворце в Международный день учителя, 5 октября.Основные конкурсные испытания транслируются в прямом эфире на официальном сайте конкурса teacher-of-russia.ru и на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru
Комментарии