search
main
0

Педагогическое соло Моисея Рубинштейна

В мировоззрении мыслителя доминировала идея цельной личности как идеала воспитания

Моисей Матвеевич Рубинштейн (1878‑1953) – выдающийся философ, психолог и педагог, автор фундаментального труда о подготовке и деятельности учителя, организатор и первый ректор Иркутского государственного университета. И вместе с тем он самый недооцененный отечественный педагогический мыслитель ХХ века.

 

Путь в науку

Моисей Рубинштейн родился 15 (27) июня 1878 году в с. Захарово Забайкальской области в купеческой семье лютеранского вероисповедания. Был любознательным и активным ребенком, постоянно стремился к действенному познанию окружающего мира.

Учился в Верхнеудинском уездном училище и Иркутской губернской гимназии, которую окончил в 1899 году. Затем, получив образование в Казанском университете, стал студентом философского отделения Фрейбургского уни­верситета (Германия), где слушал лекции крупных западноевропейских ученых, специалистов в области науки о познании человеческой души и мира. В 1905 году, после окончания университета, молодой ученый получил приглашение на преподавательскую работу в Берлинский, Дрезденский и Гейдельбергский университеты.

После возвращения в Россию преподавал сначала в Университете Шанявского, на Высших женских курсах В.А.Полторацкой, а затем в Московском университете. В 1910 году Рубинштейн стал деканом педагогического отделения на Московских педагогических курсах Д.И.Тихомирова. В 1912 году, после сдачи магистерских экзаменов в Московском университете, ученый получил должность приват-доцента на кафедре философии. Также он стал действительным членом Московского психологического общества.

Ученый отличался не только широтой научных интересов, но и организаторскими способностями. Он занимался организацией съездов и конференций, стоял у истоков студенческого научно-педагогического кружка при Императорском университете, вел неустанную просветительскую работу, участвуя в заседаниях Московского общества грамотности, кружка по дошкольному воспитанию при Московском городском народном университете имени А.Л.Шанявского. Кроме того, организовал издание серии «Великие педагоги», привлекая к сотрудничеству неординарных авторов.

В 1918‑1919 годах Рубинштейн руководил открытым Временным Сибирским правительством в Иркутске Восточно-Сибирским университетом. Вскоре после установления в Иркутске советской власти, в январе 1920 года, он отказался от должности ректора и преподавательской деятельности в университете и организовал Восточно-Сибирский педагогический институт народного просвещения. В 1921 году институт был преобразован в педагогический факультет Иркутского университета, а Мо­исей Матве­евич остался в должности декана. В мае 1923 года Рубинштейн покинул Иркутск и возвратился в Москву.

 

Любите Россию и человечество

Преобладающий круг интересов Моисея Рубинштейна в сфере образования – философия воспитания и образования личности. Эти проблемы рассматривались им в глобальном контексте миро- и жизнепонимания.

Еще до Октябрьской революции ученый выступал как самобытный философ, педагог, психолог, прогрессивный публицист, посвятивший цикл статей в лучшем педагогическом журнале «Вестник воспитания» осмыслению проблемы гражданского воспитания подрастающего поколения в России.

В это время Моисей Матвеевич издал книгу «Идея личности как основа мировоззрения», осуществил публикации фундаментальных трудов «Очерки педагогической психологии в связи с общей педагогикой» и «История педа­гогических идей в ее основных чертах».

Данные труды сделали имя молодого ученого широко и заслуженно известным. Это было связано с новизной и основательностью разрабатывае­мых проблем, несомненной широкой эрудицией автора, его компе­тенцией в философских, психологических, социальных вопросах, талантливым полемичным стилем изложения. Но не только. Все содержание было как бы изнутри подсвечено высоким гуманизмом, вдумчивым отношением к пониманию человеческой сущности, неподдельным вниманием к личности ребенка, преданностью обще­человеческим ценностям.

Выход из противоречия между труд­нодостижимым общечеловеческим идеалом и национализмом Моисей Рубинштейн ви­дел в народности. В связи с этим он выдвигал свой нравственный императив: «Лю­бите Россию, воспитывайте любовь к ней и готовность пожертвовать всем для ее преуспевания, но любите в ней превыше всего общече­ловеческую роль».

Свои подходы к формам и методам обучения он соотносил с российским менталитетом. Дидак­тика Рубинштейна связана с конкретной средовой обстановкой, учитывает уровень культуры, окружающего быта в их соответствии русским национальным психо­логическим особенностям, характеру народа, его духу.

 

Воспитание целостной личности

При осмыслении результатов научно-педагогической деятельности Моисея Рубинштейна становится ясно, что, не особенно афишируя свои замыслы, он взялся за реализацию поистине исполинской задачи – одному создать новую педагогическую теорию, причем во всех составляющих компонентах, и постараться воплотить ее в жизнь. В реализации своего за­мысла он был последователен и непреклонен.

В мировоззрении мыслителя доминировала идея цельной личности как идеала воспитания. Под цельной личностью понимал «телесно и духовно, всесторонне индивидуально разви­тую, жизнеспособную, социальную, самодеятельную, культурно-нрав­ственную силу». Главное здесь – в нерасторжимой взаимо­связи всех составляющих личность сущностных черт, в их перепле­тении.

Ученый призывал руководствоваться в воспитании следующими принципами: активности (предполагающим активную позицию субъекта воспитания в процессе формирования своей личности); жизнедеятельности (выявление и проявление личностных возможностей), рассмотрения индивидуальных особенностей личности (учет в воспитании индивидуальности воспитанников).

По его убеждению, в основе воспитания должна лежать нравственность как критерий, определяющий воспитанность ребенка, подростка, юноши, зрелого человека.

Моисей Матвеевич Рубинштейн был приверженцем цельной, единой системы воспитания и акцентировал внимание на среде, семье, коллективе как средствах воспитания цельной личности. В данной связи его педагогическая система охватывала все возрастные группы и включала деятельность семьи, школьных и дошкольных учреждений, просветительскую работу. Он новаторски предложил ввести в учебную программу специальный курс подготовки учащихся к семейной жизни (отцовствоведение и материнствоведение).

 

Создатель педагогической психологии юности

Приоритетное внимание ученый уделял психологиче­скому обоснованию процессов воспитания. Он внес основополагающий вклад в развитие социальной психологии, педагогической психологии и психологии юношества.

В 1920 году в Москве вышло третье издание «Очерка педагогической психологии…», вызвавшее положительный отклик. П.Ф.Каптерев отметил, что «Очерки…» написаны «живо, просто, сердечно; во всем видится не казенная, обязательная работа, а труд, начатый по свободному изволению».

Огромная заслуга Рубинштейна как психолога состояла в решительном шаге к изучению психологии подросткового и особенно юношеского возраста. Причем это не было чисто научное исследование, а конкретная помощь 15‑18‑летним в их сложных проблемах.

Психолог выделил такие черты ранней юности, как стремление к самостоятельности, желание само­определиться и приоткрыть завесу над будущим, интерес к своему внутреннему миру, не созерцательное, а действенное отношение к жизни.

Он отметил две ведущие тенденции в психо­логии юношеского возраста: стремление к утверждению собственно­го видения мира, ощущение того, что взрослые не могут его постичь (конфликт отцов и детей), склонность к рефлексии, самоанализу, стремление к самостоятельности, самоопределению, выработка критериев своего поведения, желание остаться самим собой и вместе с тем жажда понимания, желание иметь друзей, среду общения, то есть «порыв к людям». Поэтому он характери­зовал юность как «индивидуально социальный возраст». В качестве основных педагогических подходов к юношеству им предлагались прежде всего опора на уважение к каждой личности, признание ее прав, искренность и прямота, беспристрастность в оценках.

 

Верьте в учителя

Моисей Матвеевич Рубинштейн – признанный учитель учителей. Опираясь на глубокие философские, психолого-физиологические и педагогические знания, в книге «Проблема учителя» (1927) он воссоздал целостную картину формирования личности учителя-профессионала, обосновал закономерности и пути его становления и развития.

По убеждению мыслителя, миссия учителя намного шире функций, определяемых профессией. Поэтому так многообразны его задачи: учить, воспитывать, быть жизненным организатором, проводником культуры, наставником.

Ученый подчеркивал, что уровень культуры учителя – серьезная проблема не только педагогов, но и культуры народа в целом. Он делал вывод: «Проблема учителя – первая и важнейшая проблема всей педагогики, всей постановки народного образования, всей системы просвещения, всей судьбы народной культуры». Рубинштейн ввел такое понятие, как «профессиональный облик учителя», который состоит прежде всего «в признании ребенка как развивающейся личности, в гуманном отношении к детям, в укреплении в них живой творческой силы». Именно поэтому важнейшей характеристикой профессионального облика педагога он считал оптимизм как «олицетворение бесконечной веры в добро и справедливость, как восторженное отношение к жизни». «Не веря в жизнь, – отмечал выдающийся психолог, – нельзя звать к жизни и вести к ней и в ней».

 

О смысле жизни

В 1927 году Моисей Рубинштейн издал свой главный философско-психологический труд «О смысле жизни», который подвергся с марксистских позиций сокрушительной критике. Для Мо­исея Матвеевича наступили тяжелые времена – в начале 1930‑х годов он был арестован и 9 месяцев провел в тюрьме. Затем на полтора года его отстранили от преподавательской деятельности. В 1938 году был расстрелян старший сын.

Во второй половине 1930‑х годов ученый преподавал в ряде вузов, а в 1941‑1942 годах в эвакуации заведовал кафедрой психологии и педагогики в Красноярском педагогическом институте. В 1943‑1951 годах – профессор кафедры педагогики Московского городского педагогического института.

К сожалению, период борьбы с космополитами конца 1940‑х – начала 1950‑х годов был омрачен для Рубинштейна новыми гонениями, ему пришлось завершить преподавательскую деятельность. Главным его трудом этого периода стала книга «Воспитание читательских интересов у школьников» (1950). В ней он верен себе: сосредоточивает внимание на внутренних психологических побудителях к чтению, советует воспитателю опираться прежде всего на интересы юных читателей.

На основе исследований психологических особенностей детей, роли чтения в их развитии ученый-психолог сделал вывод, что читательские реакции носят комплексный характер. Педагог предложил принципы педагогического руководства детским чтением: опора на детские интересы, отказ от принуждения и морализаторства, предоставление учащимся свободы в выборе книг с учетом их стремления выйти за рамки своего возраста.

Умер Мо­исей Матвеевич 3 апреля 1953 года, похоронен на Введенском кладбище.

Можно с полным основанием утверждать, что Моисей Матвеевич Рубинштейн был педагогом-патриотом, без остатка отдававшим все свои силы и знания любимой Родине. Его научное творчество в ауре романтики познания человека являет собой пример подвижнического служения на благо российского образования.

Символично, что, отдавая дань заслугам ученого, 27 октября 2018 года в честь 100‑летия основания Иркутского государственного университета у административного здания ИГУ был открыт памятник М.М.Рубинштейну.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, главный научный сотрудник лаборатории сравнительного образования и истории педагогики Института стратегии развития образования, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, лауреат премии «Золотое перо» «Учительской газеты»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте