«Здесь и Питер, здесь и Липецк, и Новосибирск, и Оренбург, здесь мой дорогой Ростов-батюшка… Долго, слишком долго мы с вами не встречались!» – говорила ведущая конференции Галина Бойко, доцент кафедры естественно-математического образования АПКиППРО, вглядываясь в аудиторию Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. Там за школьными партами сидели представители более тридцати регионов России, гости из ближнего зарубежья (Казахстан).
Методисты, заведующие кабинетами биологии и заведующие кафедрами институтов повышения квалификации впервые собрались в Москве на семинар «Содержание и методика преподавания биологии в основной и профильной школе по учебно-методическим комплектам Н.И.Сонина и В.В.Пасечника», организованный при активном содействии издательства «Дрофа». В течение недели они обменивались опытом, встречались с авторами учебников, слушали выступления ученых, задавали вопросы представителям издательства.
Работу семинара открыли директор по тематическому планированию ООО «Дрофа» В.И.Сивоглазов и доцент кафедры естественно-математического образования АПКиППРО Г.И.Бойко. Поприветствовав всех присутствующих, Галина Ивановна отметила, что подобные встречи очень важны, потому что дают возможность увидеться представителям удаленных друг от друга регионов. «На данном этапе, когда учебно-методические комплекты «Дрофы» уже хорошо известны в регионах, нам очень важно общение друг с другом», – подчеркнула Галина Ивановна. Поделиться опытом и найти поддержку, рассказать о проблемах в своем регионе и получить профессиональный совет коллег, рассказать об успехах и планах – все это стало возможно благодаря этой встрече. Представители издательства и авторы часто выезжают в регионы, встречаются с учителями и методистами, участвуют в работе региональных семинаров и выставок, присутствуют на открытых уроках. Однако не так часто предоставляется возможность выступить сразу практически перед всей страной. Хабаровск и Псков, Кызыл и Новосибирск, Благовещенск и Барнаул, Иркутск, Волгоград… все собрались в одной аудитории и в течение недели работали как единый коллектив единомышленников – коллектив, каждый член которого – Личность. Все удивительно разные, но в одном очень похожие – все профессионалы, болеющие за свое дело.
В первый день работы семинара перед его участниками выступила Галина Серафимовна Калинова, заведующая лабораторией биологического образования Института общего образования РАО. Она рассказала о непростой ситуации, которая сложилась в современном образовании. Реформы, которые следуют одна за другой, затрагивают практически все области школьного образования. Единый государственный экзамен, введение новых стандартов, профильное обучение… Особенно подробно Галина Серафимовна остановилась на проблемах ЕГЭ. Введение ЕГЭ повернуло общественность лицом к образованию. Стало ясно, что нужен единый подход к оценке качества знаний. Порой выпускные экзамены в школе и вступительные в институте разделяет глубокая пропасть. ЕГЭ должен ликвидировать эту разницу, однако сама система вопросов ЕГЭ еще требует совершенствования. Г.С.Калинова отметила, что в тестах должны быть задания не только на воспроизведение знаний, но и на проверку учебных умений. Творческие задания, вопросы на применение знаний в новой нестандартной ситуации должны объективно оценить уровень подготовки выпускника.
Рассказывая о профильной школе, Галина Серафимовна напомнила, что на новые стандарты школа переходит в будущем 2006/2007 учебному году, и обратила особое внимание учителей на важность элективных курсов (пособия к ним уже издаются в «Дрофе»). Среди участников совещания – доктор педагогических наук, профессор, ректор Кировского ИПКиППРО Галина Анатольевна Русских. («Всякое бывало, но чтобы у нас на семинаре ректор института сидел за партой, такого не помню», – сказала Галина Ивановна Бойко в последний день работы семинара.)
Выступление Г.А.Русских было посвящено подготовке учителя к проектированию развивающей среды ученика. «Более 90% современных учеников общеобразовательных учреждений не хотят учиться, – говорит ректор. – Каким же должен быть учитель, чтобы его было интересно слушать?.. Он должен уметь размышлять на публике, являться образцом логики в классе». Галина Анатольевна напомнила присутствующим девять основных компонентов системы знаний: термины (номенклатура предмета), цифры, факты, представления, понятия, причинно-следственные связи (прямые и обратные), закономерности, законы, теории. Каждый вопрос, входящий в методический аппарат любого учебника, должен быть направлен на определенный компонент системы знаний. Современный учебник должен давать возможность учителю на каждом уроке формировать систему знаний.
Издательство подарило всем участникам семинара новинки учебной и методической литературы: программы элективных курсов по биологии для 10-11-х классов, программы по биологии для общеобразовательных учреждений (5-11-е классы), сборники нормативных документов и новый учебник авторов В.И.Сивоглазова, И.Б.Агафоновой, Е.Т.Захаровой «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень». Именно этот учебник и попросила достать Галина Анатольевна, когда решила продемонстрировать присутствующим, как нужно формировать систему знаний. Ректор института высоко оценила содержание, методический и иллюстративный аппарат нового учебника. Выбрав один параграф и одну иллюстрацию «Строение и функции аппарата Гольджи», Галина Анатольевна показала, что грамотный современный текст и тщательно продуманные внетекстовые компоненты (не только иллюстрации, но и шрифтовые выделения) позволят учителю, опираясь буквально на один термин – «аппарат Гольджи», сформулировать вопросы, направленные на все компоненты системы знаний: «Как называется центр окончательной сортировки и упаковки различных продуктов жизнедеятельности клеток?», «В каком году был впервые обнаружен этот органоид?», «Как был открыт аппарат Гольджи?», «Что представляет собой аппарат Гольджи?», «Дайте определение аппарату Гольджи», «Почему важно знать строение этого органоида?», «Что произойдет, если в клетке его не будет?», «Как зависит функционирование аппарата Гольджи от его строения?».
Высокий уровень Кировской школы методистов продемонстрировала в один из последующих дней работы семинара Нина Борисовна Сысолятина, заведующая кабинетом биологии Кировского ИПКиПРО. Тема ее выступления «Система работы с учителем биологии по внедрению и апробации учебников биологии ООО «Дрофы». Экспериментальные площадки, курсы повышения квалификации, индивидуальные консультации, стажировки, конкурсы и фестивали, открытые уроки и создание творческих групп учителей – это далеко не полный перечень разнообразных форм работы с учителями. В каждом районе области была выбрана школа, которая стала опорной базой по внедрению нового комплекта. Для каждой опорной школы были созданы свои рекомендации, раз в месяц учителя школы приезжали на лекции в ИПКиПРО, чтобы потом самим выступить перед учителями района. Творческие группы учителей разрабатывали учебно-методические материалы, лабораторные работы, технологические карты. В области работают мастер-классы и авторские школы Акперовой Ирины Анатольевны, Шабардиной Натальи Геннадьевны, Огородовой Нины Борисовны. Опыт работы Акперовой Ирины Анатольевны и ее методика преподавания биологии в 6-м классе по учебнику Н.И.Сонина «Живой организм» вскоре будут опубликованы в издательстве «Дрофа» в серии «Мастер-класс».
Интересным опытом работы поделилась Мишакова Валентина Николаевна, методист по биологии Оренбургского ИПКРО. Вся область работает по УМК Н.И.Сонина, внедрение которого было начато в 1998 г. Этот выбор сделали учителя. В настоящее время в области ежегодно проходят проблемные курсы по содержанию биологии, организуется стажировка учителей на пилотных площадках, проводятся контрольные срезы, анкетирование учителей, учеников и даже родителей. Из 20 тыс. выпускников области ежегодно около 3 тыс. выбирает ЕГЭ по биологии. Уровень знаний, который демонстрируют выпускники, соответствует среднему по России и даже выше.
«Переход на новые учебники для учителя – это всегда стресс, – говорит старший преподаватель и методист ИПКиППРО Новосибирска Чернухина Ирина Валентиновна. Однако разнообразная учебно-методическая литература и дидактические материалы, сопровождающие учебники Н.И.Сонина, по сути являются антистрессовыми материалами». Ирина Валентиновна обратила особое внимание на роль методиста в преодолении стрессовых ситуаций. В Новосибирской области была сохранена свобода выбора учебников, и в настоящее время в регионе представлены все три линии учебников биологии. Однако большинство учителей предпочли УМК Н.И.Сонина.
Большой интерес у аудитории вызвало выступление заместителя начальника мультимедийной подготовки ООО «Дрофа» Масленниковой Ольги Николаевны «Мультимедийные издания ООО «Дрофа» по биологии». В настоящее время в издательстве ведется активная работа по созданию мультимедийных пособий, которые не только содержательно и иллюстративно дополняют учебники, но и позволяют формировать собственное информационное образовательное пространство (конструировать уроки), компонуя имеющиеся объекты, дополняя их собственными творческими находками. Ирина Петровна Чередниченко, методист кафедры естественно-научного образования Волгоградского ГИПКРО, выступила на семинаре с докладом об использовании мультимедийного комплекса «Биология. 6 класс. Живой организм». Использование современных технологий позволяет сделать урок деятельностным и живым. Ирина Петровна провела показательный урок, продемонстрировав широкие возможности диска.
На семинаре биологов не могла остаться без обсуждения такая важная тема современности, как здоровье. Валентина Николаевна Кириленкова, заведующая кабинетом биологии Псковского ИПКРО, рассказала, как современные педагогические технологии помогают сберечь здоровье школьников, и подробно проанализировала УМК Н.И. Сонина с точки зрения здоровьесберегающих технологий. Методический и иллюстративный аппараты, многоуровневость и ориентировка на развивающее обучение, полное соответствие гигиеническим требованиям делают учебники «Дрофы» средством интенсивного развития личности. «Учебники линии Н.И. Сонина содержат идею ценности личности, создают наиболее благоприятные условия для развития и самовыражения учащихся; ориентированы на воспитание социальной ответственности, выражают разные точки зрения на современные проблемы (не приемлют диктата), формируют активные отношения между субъектами обучения, создают в классе атмосферу сотворчества и даже соавторства уроков, развивают навыки самостоятельности, обучают самоанализу, создают условия для развития самовыражения…»
Два дня семинара были полностью посвящены встречам с авторами и с сотрудниками редакции биологии издательства «Дрофа». Заведующая редакцией биологии И.Б.Морзунова рассказала об основных направлениях работы редакции в условиях перехода на профильное обучение. В настоящее время в издательстве полностью сформированы две линии учебников, к которым создано большое количество разнообразной учебно-методической и дидактической литературы. Это облегчает учителю процесс подготовки к урокам, расширяет вариативность проведения каждого урока. Тетради для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, тетради для оценки качества знаний, рабочие тетради и дидактические карточки, тестовые задания и темы школьного курса – каждый учитель может выбрать именно то, что его больше привлекает и что соответствует его методическим приемам. К 2005/2006 учебному году вышел из печати новый учебник для изучения биологии на базовом уровне «Общая биология. 10-11 классы. Базовый уровень» (авторы: В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова). Учебник уже получил высокую оценку специалистов в регионах. В Челябинской, Нижегородской, Волгоградской областях созданы экспериментальные площадки. Алексеева Елена Владимировна, заведующая кафедрой Нижегородского института развития образования, привезла на семинар диск с записью открытого урока по новому учебнику. Научно грамотный, написанный ясным, доступным языком учебник полностью соответствует базовому уровню федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии, рекомендован Министерством образования и науки РФ и включен в Федеральный перечень учебников. Материал учебника выстроен логично и последовательно, содержит интересные факты, имеет выраженную практическую направленность, формирует связи с другими дисциплинами школьного курса, в том числе и гуманитарными. Учебник рассчитан на 1 час занятий в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-й и 11-й классы) или на 2 часа в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года (в 10-м или 11-м классе).
Редакция активно работает с учителями-новаторами, опытными методистами, обобщая лучший педагогический опыт и представляя последние достижения методики преподавания биологии. Серия «Современный урок» объединяет передовой опыт учителей разных регионов России, работающих по учебникам издательства. В ближайшее время из печати выйдет сборник, который содержит разработки уроков по курсу «Биология. Живой организм», составленный учителями-практиками и методистами.
К новому учебному году вышел в свет учебник «Общая биология. 10-11 классы» (авторы: А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник), который завершает линию В.В.Пасечника. Учебник рассчитан на преподавание биологии 2 часа в неделю и имеет гриф «Допущено Министерством образования РФ». Владимир Васильевич Пасечник ответил на вопросы аудитории и рассказал об особенностях линии. О переработке под новые стандарты учебника «Природа. Неживая и живая» рассказала автор Пакулова Вера Михайловна, которая специально приехала на семинар из Красноярска.
Один из дней семинара был днем науки, перед слушателями выступили ученые. Профессор биофака МГУ, заведующий кафедрой микробиологии А.И.Нетрусов рассказал о роли микроорганизмов в биосфере и жизни человека, профессор кафедры генетики М.М.Асланян – о наследовании окраски у кошек, доктор биологических наук В.Е.Гохман – о кариотипическом анализе, ответственный секретарь приемной комиссии биофака, профессор В.А.Дубынин – о правилах приема в МГУ.
Владимир Борисович Захаров, автор учебников по биологии, на этот раз выступил в новой для себя роли – в качестве президента недавно образованного Международного общества (ассоциации) преподавателей естественно-научных дисциплин (МОПЕ). Хочется надеяться, что «педагогическое содружество» станет мощной общественной силой и каждый учитель найдет в нем поддержку и понимание.
Комментарии