В последние годы наблюдается стремление родителей к раннему развитию ребенка. Большинство родителей, воспитывающих детей в домашних условиях, хотят расширить круг общения своего малыша через посещение дополнительных занятий, групп кратковременного пребывания и новые формы дошкольного образования.
Третий год жизни ребенка – очень важный этап для определения особенностей его развития. Многие дети уже свободно общаются с детьми и взрослыми, активно познают окружающий мир. Но есть и другие малыши.
Каждый ребенок имеет свой индивидуальный темп развития. Обеспечить полноценное развитие малыша с учетом его индивидуальных особенностей позволяет педагогическое проектирование. Сущность педагогического проектирования заключается в создании замысла и предварительной разработке основных деталей предстоящей деятельности в конкретных условиях. К такому пониманию проектируемой деятельности коллектив Центра развития ребенка №183 шел не один год. В 2003 году впервые в группе раннего возраста были реализованы мини-проекты эстетической и познавательно-творческой направленности – «Любимые игрушки» и «Елочка».
С каждым годом у воспитателей, работающих с детьми раннего возраста, возрастал интерес к проектной деятельности. В работе стали преобладать познавательно-поисковые и познавательно-творческие проекты, к участию в которых привлекали родителей.
Педагоги считают, что естественное включение семьи в проектную деятельность – удачная находка коллектива ДОУ, поскольку родители лучше узнают своего малыша и становятся заинтересованными участниками педагогического процесса (семейные проекты «Мир вокруг нас» и Овощи»).
Какими бы разнообразными по тематике ни были проекты, технология педагогического проектирования в Центре развития ребенка – детском саду осуществляется по 3 этапам.
На первом этапе воспитатели:
– анализируют базисную комплексную образовательную программу и передовые технологии ее реализации в работе с детьми;
– выявляют интересы и предпочтения детей;
– определяют вид и тип проекта, сроки его реализации;
– формулируют тему проекта;
– выявляют проблему, которую надо решить в ходе выполнения проекта;
– определяют цели и задачи предстоящей деятельности;
– составляют паспорт проекта.
На втором этапе разрабатывается план деятельности воспитателя по реализации проекта, организовываются практическая деятельность с детьми и взаимодействие с родителями.
Работая с детьми, воспитатель:
– пробуждает у них интерес к предлагаемой деятельности;
– приобщает их к процессу познания, формирует различные представления;
– привлекает детей к воспроизведению образов;
– побуждает их к совместной поисковой деятельности и элементарному экспериментированию, в процессе которого развиваются мышление и речь детей.
На этом этапе у детей формируются предпосылки проектно-исследовательских умений и навыков. К трем годам дети постепенно начинают осознавать поставленную цель; с помощью взрослого овладевают различными способами решения поставленных задач; пытаются предвосхитить результат на основе своего прошлого опыта; вместе со взрослым ищут различные средства достижения цели.
На третьем этапе воспитатель вместе с родителями выбирает форму презентации продукта проекта и определяет дальнейшее его использование.
Педагогическое проектирование – процесс творческий, поэтому количество реализуемых проектов в год, их продолжительность определяет сам педагог.
В Центре развития ребенка – детском саду №183, используя проектную деятельность, работают и педагоги структурных подразделений: центра игровой поддержки ребенка, группы кратковременного пребывания, семейного детского сада. Они реализуют вместе с детьми такие проекты, как:
«Такие разные слова» (семейный детский сад);
«Новогодние мечты» (группы кратковременного пребывания);
«Я и моя семья» (группы кратковременного пребывания);
«Мама – первое слово» (группы кратковременного пребывания).
А в будущем еще много интересного, ведь
Проект – связующая нить,
Он прочный стержень
и основа.
Прожить проект
как жизнь прожить,
Ну а затем – начать все снова!
Так написала М.Богина – педагог дополнительного образования Центра развития ребенка – детского сада №183.
Комментарии