Уже после первых выпусков из стен университета педагогов-бакалавров возникла проблема их трудоустройства.
Лишь незначительная часть выпускников смогла продолжить образование в магистратуре, университеты оказались не способны принять всех желающих. В создавшихся условиях правительство приняло решение о сокращении в университетах бюджетных мест для подготовки педагогов-бакалавров. Итогом этого решения стало то, что и в российских, и в европейских странах получило название «кризис университетов». Феномен кризиса университетов достаточно хорошо изучен западными исследователями. Выход из кризиса видится им в обретении большей самостоятельности университетов, в более тесном сочетании академических и экономических ценностей, в регулярном привлечении к принятию управленческих решений профессорско-преподавательского состава. Осмысление кризиса университетов отечественными учеными, представителями власти отражено, в частности, в материалах Форума педагогических вузов России.Итогом осмысления проблемы теоретиками и практиками зарубежного и отечественного образования стало утверждение об отсутствии какого-либо единого способа ее решения (Б.Кларк: «Сотня университетов требует сотни решений»). Сказанное, однако, не отрицает наличия общих подходов к решению проблем идентичности, интеллектуальной собственности и самостоятельности, наличие которых признают все исследователи. Еще в начале работы городской инновационной площадки по созданию регионального базового центра педагогического образования на базе МГПУ (2012) были сформулированы основные направления ее деятельности, важнейшее из которых – информатизация образования. Очевидно, проблема формирования интеллектуальной собственности стала одной из проблем, решение которой будет способствовать продвижению информатизации образования в Москве.Само название общих проблем говорит о необходимости различения проблем обучения и образования. Например, проблема региональной, национальной и европейской идентичности университета, как и его выпускника, не может быть решена лишь в учебном процессе, как и проблемы интеллектуальной собственности и самостоятельности. В решении этих проблем мы исходим из понимания образования как обретения человеком осознанной самостоятельности в освоении пространства и времени его жизни.Решение каждой из перечисленных проблем основывается на решении конкретных задач обучения и воспитания будущего педагога. Взгляд на образование как процесс развития человека ставит перед школой и вузом задачу гармонизации природных (физических) и приобретенных (интеллектуальных) качеств учащегося или студента. Решением этой задачи более других увлечены ученые Педагогического института физической культуры МГПУ. Одним из наиболее эффективных средств гармонизации природных и приобретенных качеств человека стали интеллектуальные игры, научному осмыслению которых был посвящен не один городской семинар ученых вузов Москвы, спортсменов и организаторов интеллектуальных игр. Значительную роль в развитии этого направления играет Институт дополнительного образования.Решению проблемы интеллектуальной собственности было посвящено специальное исследование, проводимое сотрудниками НИИСО. Не менее сложной в теоретическом плане стало решение проблемы идентичности университета, его выпускников. Решению этой проблемы способствуют международные связи МГПУ, работа ученых Института иностранных языков МГПУ. Свое веское слово в ее решении должны сказать философы, социологи, психологи МГПУ. Ставка на интеграцию различных областей социально-гуманитарного знания – характерная черта современной науки. В этой связи возрастает роль методологии научных исследований, что, в частности, подтверждает введение в ФГОС общего образования категории эпистемологии «метапредметность».Задачи, конкретизирующие решение ключевых проблем образования, отражают такие направления деятельности ГИП:- формирование и реализация эффективной образовательной политики определения спектра программ магистерской подготовки, ориентированных на развитие системы образования;- разработка модели перехода образовательных учреждений столицы на новый федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования;- формирование образовательной политики базового центра педагогического образования, направленной на математизацию, информатизацию и инженеризацию педагогического образования в соответствии с принципами индивидуализации, профессиональной ориентации и непрерывности образования;- разработка методического сопровождения и реализация образовательных программ на основе применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;- организация деятельности центров физической культуры и спорта, изобразительного и музыкального искусства в контакте с культурными и спортивными организациями Москвы;- развитие научного и делового сотрудничества на постоянной основе с научными подразделениями РАН и РАО, с зарубежными учебными и научными организациями в области фундаментальных и прикладных исследований проблем образования.Нужно сказать, что по мере разработки ключевых проблем выявляются новые проблемы реформирования образования, требующие приложения организационных и теоретических усилий. Творческому коллективу МГПУ, полагаем, вполне по силам справиться с решением организационных и теоретических проблем создания на базе МГПУ Регионального базового центра педагогического образования.Виктор РЯБОВ, президент МГПУ;Виктор КОНДРАТЬЕВ, заведующий лабораторией методологии и философии образования МГПУ
Комментарии