Алексей СЕМЕНОВ, ректор Московского педагогического государственного университета:
Мне кажется важным, что разговор о педагогическом образовании идет в терминах и понятиях предыдущего поколения, с использованием тех конструкций, которые формально уже закончили свое существование с принятием нового Закона «Об образовании в РФ». Мы ведем дискуссию часто с позиций нынешнего положения дел без учета тех инноваций, которые были введены в практику в последние годы. В этом смысле официальная система педобразования интерпретируется как система педвузов, хотя многие не мыслят ее таким образом, хотя закон говорит об образовательных программах, которые могут реализовывать и непедагогические вузы. В этом смысле ситуация с многоканальностью прихода человека в педагогическую профессию уже наглядна, путем слияния вузов педпрограмма переселилась из педвуза на педагогический факультет в классический университет, но при этом мало что изменилось – то же здание, тот же профессорско-педагогический состав, те же учебные программы. Теперь учебно-методическое объединение перестает быть объединением педвузов и становится объединением по подготовке педагогических кадров. В связи с этим нам интересен доклад НИУ ВШЭ по реформе педобразования, хотя в смысле многоканальности подготовки маргинальным будет, наверное, еще целое поколение.Многие лучшие учителя, которые сейчас работают в школах, пришли в профессию не из педвузов, они составляют один процент от всего количества педагогов страны, и дальше будет тоже один процент ищущих свой путь в эту профессию. Мы должны облегчить им этот путь, но все равно основную часть педагогических кадров будут готовить по педагогическим программам.Мне кажется, вопросы – кого мы готовим? откуда брать лучших учителей? как избежать двойного негативного отбора в педагогическую профессию? – имеют разные ответы. Наш вуз должен предлагать каждому пришедшему лучшее образование в самых разных смыслах – смыслах исследовательского компонента, компонента практической работы, но при этом наш студент, ориентированный на педагогическую профессию, должен получать эту профессию. Мы не должны думать о сокращении выпускников в 10 раз, так как не можем разбрасываться человеческими ресурсами, по большому счету нам нужно массовое высшее образование. При этом мы уверены, что педвуз в своих лучших программах дает вообще лучшее не профессиональное, а высшее образование. Но нам все же нужно наконец понять: бакалавриат – это нормальное высшее образование для работы в школе или подход к высшему педагогическому образованию. Я думаю, что четырехлетний бакалавриат – нормальная подготовка учителя для массовой школы при огромной практике и практико-ориентированной программе. Скажем, я бы старался на 80 процентов избежать той математики, которой нынче учат студентов математических факультетов, половину этих восьмидесяти процентов я заменил бы на решение задач, что дало бы принципиально иной результат в подготовке учителей математики. Пилотные площадки для практической подготовки учителей у нас есть.Магистратура – исследовательский этап, но эти исследования должны исходить из жизни, из практической работы педагогов. Желательно, чтобы в магистратуру поступали практически работающие учителя, тогда решатся вопросы о финансировании магистратуры, о содержании подготовки, об объеме подготовки, о том, что должно быть объектом для научного исследования, для научного обобщения и каково должно быть применение этого обобщения.Если теперь мы говорим о том, что образование в педвузах должно стать для человека вообще лучшим высшим образованием, то нам нужно практически осуществлять подготовку бакалавра свободных искусств, то есть то, что сегодня практически осуществляют в Санкт-Петербургском госуниверситете под руководством Кудрина, в университете управления, который возглавляет Мау. Надо просто сделать чуть больший замах, не говорить, что мы готовим журналистов или пиар-менеджеров, это принижает то серьезное образование, которое мы хотим давать, а вводить понятие многопрофильного бакалавриата. Думаю, даже название гуманитарного бакалавриата сужает универсальное общее образование на уровне высшего образования, поэтому от этого нам надо уходить.
Комментарии